Статья на тему Повышение интереса к исследовательской деятельности у учащихся на уроках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Повышение интереса к исследовательской деятельности у учащихся на уроках»

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью.

Л.Н.Толстой

Исследовательский путь познания естественен,

соответствует природе человеческого мышления.

М.Г.Качурин

В связи со стремительно изменяющимися условиями современной действительности, непрерывным реформированием России важнейшим процессом является модернизация образования. Становится очевидным, что в мире, идущем по пути глобализации и информатизации, способность его жителей быстро адаптироваться к условиям жесткой конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития страны. Так в недавнем своем выступлении В.В.Путин определил роль институтов образования:

«Школы и университеты, по сути, создают новых граждан, формируют их сознание. Они передают память поколений, ценности, культуру, определяют те идеи и то видение будущего, которые будут продвигать общество вперёд через несколько десятилетий».

(Президент Российской Федерации В.В. Путин)

Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой модернизации общего образования. В концепции стандартов обнаруживается идея о том, что «целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач». Озвученная идея заложила основу для реализации стратегии развития школьного образования.

Так, приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и филологического, становится не передача готовых знаний, не наполнение головы школьника разнообразной информацией, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся действительности, способной к дальнейшему самообразованию (осваивать в течение всей жизни новые специальности , получать новые знания, быть конкурентоспособным на рынке труда). Совместные усилия всего педагогического коллектива школы должны быть направлены на развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьников активной, творческой жизненной позиции.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, направлять учащихся, развивать их познавательную деятельность; необходимо научить учащихся самостоятельно учиться на уроках и добывать нужные знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Требованием времени становится подготовка учеников к исследовательской деятельности на уроках, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. Достичь этого можно, взяв за основу системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС нового поколения.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

1)в развитии мыслительных умений и навыков - анализа, сравнения, обобщения и систематизации, доказательства и опровержения и т.д.;

2)в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

3)в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

4)в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.

Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, помогающая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

Исследовательский подход в обучении помогает ученику увидеть крепкие связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как единого целого.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Используются следующие общедидактические приемы:

- прием доказательства (анализ явления и выявление причинно-следственных связей, сопоставление фактов и явлений). Данный прием возможно использовать практически на каждом уроке;

- прием сопоставления (важен в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений при сравнении с уже известными понятиями, фактами и явлениями);

- прием обобщения (творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от учеников обобщения известных им фактов и построения на этой основе цепи рассуждений, помогающих сформулировать верный вывод);

- прием выдвижения гипотезы (предполагает аргументированное доказательство или опровержение выдвинутого предположения);

- прием использования аналога (направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов);

- прием планирования.

Приобщать ребят к такой работе необходимо постепенно, настраивая их на то, что обучение - это процесс познания окружающего мира; это направляемый учителем и самим учеником путь преодоления незнания к знанию, а самое главное - что этот путь требует определенных усилий. Без усилий - эмоциональных, интеллектуальных, волевых и т.д.- невозможны активная познавательная деятельность и сознательное участие в учебном процессе. На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих приемов для организации исследовательской деятельности (важно, что можно использовать сразу несколько приемов на одном уроке, а можно применять их автономно на традиционных уроках):

1)Прием «Эпиграф» (цель данного приема - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Такой настрой станет основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока. Здесь учащимся предлагается поразмышлять над текстом, записанным на доске и придумать, каким образом он связан с новой, пока неизвестной темой урока).

2)Прием «Отсроченная отгадка» (в начале урока ребятам предлагается загадка - удивительный факт, отгадка которой - ключик для понимания - будет открыта в процессе работы над новой темой).

3)Прием «Учебная цепочка» (можно использовать по-разному: первый способ: предлагается учащимся одному за другим составить характеристику определенного языкового явления; второй способ: учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на данный вопрос, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.).

4)Прием «Согласен - не согласен» (здесь работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять)

5)Прием «Цель и цели» (учитель, сообщая тему и цель урока, предлагает ученикам сформулировать свои , важные лично для них, цели учебной деятельности. Таким образом учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности как активные ее участники уже на этапе целеполагания).

6)Прием «Знаю/не знаю» (после знакомства с темой урока каждый ребенок определяет, что он уже знает по данной теме, чего не знает, что хочет узнать. Применение данного приема учит детей не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и эффективным способом выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников. Учителя данный прием позволяет оценить , на каком уровне находятся знания учащихся, каковы их интересы в этой области).

7)Прием «Кластер» (данный прием позволяет группировать изученный материал в определенные блоки и расположить их вокруг ключевого слова. Целесообразно использовать этот прием на уроках обобщения после изучения крупных тем и разделов).

8)Прием «Лингвистическая загадка» (ребята всегда с удовольствием откликаются на занимательный материал, и такого рода прием позволит побудить учащихся к непринужденному поиску на разных этапах урока с привлечением любых источников - литературных, лингвистических, научных и т.д.).

9)Прием «Неожиданная встреча» (так ребятам предлагается взглянуть на знакомый материал с новой точки зрения, в новых обстоятельствах, чтобы раскрыть все грани изучаемого понятия. Например, мифы, изученные школьниками в 5 классе, встречаются им снова в 6 классе при изучении поэзии А.С.Пушкина (стих «Еще одной высокой, важной песни…»), что позволяет им осознанно понять значимость мифологии для мировой культуры).

Приемов, побуждающих учащихся к исследовательской деятельности, гораздо больше. Каждый учитель использует свой арсенал таких средств, исходя из объективных условий и субъективных предпочтений. Именно это позволяет реализовывать личностно-ориентированный принцип преподавания предмета и активизировать познавательные процессы учащихся.

Стоит отметить, что кроме вводного, основного и обобщающего этапов урока важным элементом урока, включающим в себя исследовательские компоненты, является момент определения домашнего задания. В связи с этим целесообразно варьировать задания на дом по уровням , в зависимости от степени подготовленности учащихся. Первый уровень - обязательный - то, что должны выполнить все учащиеся. Домашнее задание второго уровня выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки. Такой подход к варьированию домашнего задания дает возможность ребятам становиться организаторами учебного процесса, так как подготовленный ими материал можно использовать на последующих уроках.

Так же нельзя забывать ,что необходимым условием организации исследовательской работы учащихся на уроке является наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: систематическое использование приемов исследовательской деятельности на уроках регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия и осуществляет плановый переход к использованию следующей модели «Систематическое исследование» в учебное и внеучебное время. Это связано с тем, что теперь учащиеся смогут самостоятельно сформулировать цели учебной деятельности, поставить перед собой задачи, которые хотели бы решить, выявить проблему и найти методы ее исследования, обобщить полученные результаты и сделать логически верные выводы.



© 2010-2022