- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Развитие самооценки как основы самоконтроля и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами»
Статья «Развитие самооценки как основы самоконтроля и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рунова Т.В. |
Дата | 21.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рунова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№31 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического профиля» города Нижневартовска Тюменской области.
Развитие самооценки как основы самоконтроля и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами.
Современные требования к уроку предполагают организовать обучение школьников таким образом, чтобы обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика через разработку специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса.
Одним из таких механизмов взаимодействия учителя и учащегося, который я использую на уроках, являются индивидуальные контрольные листы (ИКЛ), помогающие развивать самооценку школьников как основу самоконтроля и внутренней мотивации учения.
Введение процедуры самооценки в педагогический процесс требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной работы. Развитию у школьника самооценки своих учебных действий помогает ежеурочная работа с ИКЛ.
Индивидуальные контрольные листы ведутся учащимися в течение всей изучаемой темы. Приведу в качестве примера форму ИКЛ, которую мы используем на уроках русского языка.
Тема Имя прилагательное 24 ч + 6 ч развитие речи
- Не знаю
> испытываю затруднения
+ знаю
Начало темы
Содержание
Изучение темы
Итог
Знания
Умения
Знания
Умения
Знания
Умения
-
>
>
-
>
-
I. Морфология
1
2
3
…
+
+
> +
> +
> > +
> +
+
+
+
+
+
+
II. Орфография
1
2
3
…
III. Практическая часть
-
Практическая работа
-
Зачет по теме
-
Контрольный словарный диктант
-
Контрольный диктант
-
Сочинение …
-
Изложение…
В результате работы с ИКЛ ученик самостоятельно определяет:
-
(в начале изучения темы) - какое количество часов отводится на данную тему, какие виды практических, контрольных и других работ ему предстоит выполнить;
-
(знакомство с понятийным аппаратом, актуализация знаний) - что нового предстоит узнать, что знает, какие знания, умения, навыки может применить при изучении данной темы (т.е. целеполагание на тему в целом);
-
(организация целеполагания на уроке) - что необходимо узнать? Чему научиться? Что знаю? Что умею? Что узнал? Чему научился? На что еще необходимо обратить внимание? В чем испытываю затруднения?
Отслеживание уровня усвоения материала ученики ведут самостоятельно в начале и конце каждого урока. (графы ИКЛ «начало темы», «изучение темы» с помощью системы знаков: «+», «>», «-»).
-
на системно - обобщающем этапе изучения темы (графа «итог»)
а) учащийся определяет, что из изученного материала он знает хорошо (значок «+»), что недостаточно (значок «>»), а что не усвоил (значок «-»), таким образом осуществляется констатирующая функция самооценки;
б) что удалось в работе многое, но в этом вопросе он разобрался не до конца - мобилизационно - побудительная функция самооценки;
в) чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, при сдаче зачета, выполнении контрольной работы и т.д., он обязательно должен повторить… - проектировочная функция самооценки.
-
ИКЛ находятся у учителя (выдаю их на дом ученикам только при подготовке к зачетным, контрольным работам), таким образом, я имею возможность осуществлять контроль за усвоением материала как в течение изучения темы, так и на системно-обобщающем этапе через организацию индивидуальных и групповых заданий.
Систему таких заданий составляю с учетом уровня усвоения учебного материала.
Так ученикам, испытывающим затруднения при изучении темы (в ИКЛ доминируют знаки «-», «v») предлагаю карточки с индивидуальными заданиями, содержащими образцы, подсказки, ключи ответов и т.д.
Вот один из примеров таких заданий.
Вставьте вместо точек в заголовке таблицы разряды прилагательных. Заполните таблицу примерами. Слова для справок: мягкий, каменный, слепой, волчий… (можно предложить заполнить таблицу 4-5 своими примерами).
Разряды прилагательных
….
….
….
Называют признаки, которые могут быть у предмета в большей или меньшей степени
Указывают на то, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету
Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному
Если учащийся в достаточной степени овладеет теоретическим материалом, то ему необходимо больше времени на закрепление и отработку ЗУНов (в ИКЛ доминируют знаки «v»).
Вот примерные задания.
-
Допишите суффиксы и окончания прилагательных. Из коров… масла и овеч… сыра, волч… аппетит, из белич… меха и т.д.
-
Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в соответствующие колонки.
Гласные о - е (ë) после шипящих и -ц-
В корне
В суффиксе
В окончании
Лучш… учениц…, ч…рствый хлеб, тихий ш…рох и т.д.
-
Раскройте скобки. Расставьте словосочетания в три столбика
Не - частица
Не - приставка
Не употребляется без -не-
(Не) большой портфель, вовсе (не) красивый поступок и т.д.
Учащиеся, которые усвоили учебный материал темы на достаточно высоком уровне (в ИКЛ знаки «+»), предлагаются задания, требующие применения знаний в нестандартной ситуации, а также задания креативного характера.
В качестве примеров можно привести следующие карточки:
-
Составьте контрольный словарный диктант из 20-30 прилагательных с изученными орфограммами.
-
Найдите и исправьте ошибки, допущенные в тексте, в предложении, в морфологическом разборе прилагательного и т.д.
-
Реши лингвистическую задачу (составь свою):
А) белый: городской = ? : весенний
Б) низ…кий, фрнцуз…ский, турец…кий - найди третье лишнее слово, обоснуй ответ.
-
В данный текст на место пропусков вставь имена прилагательные, обозначь в них изученные орфограммы, укажи, какие средства художественной выразительности ты использовал.
Было …, … утро. Солнце уже высоко стояло на … небе, но поля еще блистали … росой … и т.д.
-
Составь текст из 7-10 предложений, используя имена прилагательные, на одну из тем: «Моя мама», «Перед дождем», «Утро в лесу», «Мой одноклассник».
-
Напиши лингвистическую сказку.
В качестве групповых заданий предлагаю работу в парах или мини-группах (3-5 человек).
-
составить обобщающие таблицы, схемы, опорные конспекты по теме, кроссворды;
-
работа в парах с консультантами для решения проблемных вопросов, по которым учащиеся испытывают затруднения;
-
игра в грамматическое лото, которое изготавливают ученики, используя слова с изученными орфограммами. У консультанта обязательно имеется контрольный лист с правильными ответами;
-
мини-диктанты, в том числе и кодированные, с само- и взаимопроверкой;
-
сдача зачетов по теме с опорой на ИКЛ.
Таким образом, я считаю, что индивидуальные контрольные листы как один из механизмов взаимодействия учителя и ученика позволяют создавать условия для личностного роста ребенка.
Индивидуальные контрольные листы подводят школьников к самостоятельной деятельности по индивидуальному планированию учебных действий на очередной этап работы с учетом достигнутых успехов, активизируя его внутренний потенциал.
Важность самооценки при работе с индивидуальными контрольными листами заключается не только в том, что она помогает увидеть ученикам сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Индивидуальные контрольные листы дают возможность учителю так спланировать работу с учениками по изучению темы, чтобы обеспечить саморазвитие личности, исходя из его индивидуальных особенностей.
4