Статья «Развитие самооценки как основы самоконтроля и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами»

Данная статья представляет собой методические рекомендации по развитию самооценки и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами, которые я использую на уроках русского языка (образец индивидуальных контрольных листов - ИКЛ - представлен в статье). Данная методика, считаю, может быть применима учителями других предметов, особенно в 5-6 классах, когда перед учениками остро стоит проблема умения сформулировать цель не только урока, но и темы в целом, произвести ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рунова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№31 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического профиля» города Нижневартовска Тюменской области.

Развитие самооценки как основы самоконтроля и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами.

Современные требования к уроку предполагают организовать обучение школьников таким образом, чтобы обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика через разработку специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Одним из таких механизмов взаимодействия учителя и учащегося, который я использую на уроках, являются индивидуальные контрольные листы (ИКЛ), помогающие развивать самооценку школьников как основу самоконтроля и внутренней мотивации учения.

Введение процедуры самооценки в педагогический процесс требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной работы. Развитию у школьника самооценки своих учебных действий помогает ежеурочная работа с ИКЛ.

Индивидуальные контрольные листы ведутся учащимися в течение всей изучаемой темы. Приведу в качестве примера форму ИКЛ, которую мы используем на уроках русского языка.

Тема Имя прилагательное 24 ч + 6 ч развитие речи

- Не знаю

> испытываю затруднения

+ знаю

Начало темы

Содержание

Изучение темы

Итог

Знания

Умения

Знания

Умения

Знания

Умения

-

>

>

-

>

-

I. Морфология

1

2

3

+

+

> +

> +

> > +

> +

+

+

+

+

+

+

II. Орфография

1

2

3


III. Практическая часть

  1. Практическая работа

  2. Зачет по теме

  3. Контрольный словарный диктант

  4. Контрольный диктант

  5. Сочинение …

  6. Изложение…


В результате работы с ИКЛ ученик самостоятельно определяет:

  1. (в начале изучения темы) - какое количество часов отводится на данную тему, какие виды практических, контрольных и других работ ему предстоит выполнить;

  2. (знакомство с понятийным аппаратом, актуализация знаний) - что нового предстоит узнать, что знает, какие знания, умения, навыки может применить при изучении данной темы (т.е. целеполагание на тему в целом);

  3. (организация целеполагания на уроке) - что необходимо узнать? Чему научиться? Что знаю? Что умею? Что узнал? Чему научился? На что еще необходимо обратить внимание? В чем испытываю затруднения?

Отслеживание уровня усвоения материала ученики ведут самостоятельно в начале и конце каждого урока. (графы ИКЛ «начало темы», «изучение темы» с помощью системы знаков: «+», «>», «-»).

  1. на системно - обобщающем этапе изучения темы (графа «итог»)

а) учащийся определяет, что из изученного материала он знает хорошо (значок «+»), что недостаточно (значок «>»), а что не усвоил (значок «-»), таким образом осуществляется констатирующая функция самооценки;

б) что удалось в работе многое, но в этом вопросе он разобрался не до конца - мобилизационно - побудительная функция самооценки;

в) чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, при сдаче зачета, выполнении контрольной работы и т.д., он обязательно должен повторить… - проектировочная функция самооценки.

  1. ИКЛ находятся у учителя (выдаю их на дом ученикам только при подготовке к зачетным, контрольным работам), таким образом, я имею возможность осуществлять контроль за усвоением материала как в течение изучения темы, так и на системно-обобщающем этапе через организацию индивидуальных и групповых заданий.

Систему таких заданий составляю с учетом уровня усвоения учебного материала.

Так ученикам, испытывающим затруднения при изучении темы (в ИКЛ доминируют знаки «-», «v») предлагаю карточки с индивидуальными заданиями, содержащими образцы, подсказки, ключи ответов и т.д.

Вот один из примеров таких заданий.

Вставьте вместо точек в заголовке таблицы разряды прилагательных. Заполните таблицу примерами. Слова для справок: мягкий, каменный, слепой, волчий… (можно предложить заполнить таблицу 4-5 своими примерами).


Разряды прилагательных

.

.

.

Называют признаки, которые могут быть у предмета в большей или меньшей степени

Указывают на то, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному



Если учащийся в достаточной степени овладеет теоретическим материалом, то ему необходимо больше времени на закрепление и отработку ЗУНов (в ИКЛ доминируют знаки «v»).

Вот примерные задания.

  1. Допишите суффиксы и окончания прилагательных. Из коров… масла и овеч… сыра, волч… аппетит, из белич… меха и т.д.

  2. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в соответствующие колонки.

Гласные о - е (ë) после шипящих и -ц-

В корне

В суффиксе

В окончании


Лучш… учениц…, ч…рствый хлеб, тихий ш…рох и т.д.

  1. Раскройте скобки. Расставьте словосочетания в три столбика

Не - частица

Не - приставка

Не употребляется без -не-


(Не) большой портфель, вовсе (не) красивый поступок и т.д.

Учащиеся, которые усвоили учебный материал темы на достаточно высоком уровне (в ИКЛ знаки «+»), предлагаются задания, требующие применения знаний в нестандартной ситуации, а также задания креативного характера.

В качестве примеров можно привести следующие карточки:

  1. Составьте контрольный словарный диктант из 20-30 прилагательных с изученными орфограммами.

  2. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в тексте, в предложении, в морфологическом разборе прилагательного и т.д.

  3. Реши лингвистическую задачу (составь свою):

А) белый: городской = ? : весенний

Б) низ…кий, фрнцуз…ский, турец…кий - найди третье лишнее слово, обоснуй ответ.

  1. В данный текст на место пропусков вставь имена прилагательные, обозначь в них изученные орфограммы, укажи, какие средства художественной выразительности ты использовал.

Было …, … утро. Солнце уже высоко стояло на … небе, но поля еще блистали … росой … и т.д.

  1. Составь текст из 7-10 предложений, используя имена прилагательные, на одну из тем: «Моя мама», «Перед дождем», «Утро в лесу», «Мой одноклассник».

  2. Напиши лингвистическую сказку.

В качестве групповых заданий предлагаю работу в парах или мини-группах (3-5 человек).

  1. составить обобщающие таблицы, схемы, опорные конспекты по теме, кроссворды;

  2. работа в парах с консультантами для решения проблемных вопросов, по которым учащиеся испытывают затруднения;

  3. игра в грамматическое лото, которое изготавливают ученики, используя слова с изученными орфограммами. У консультанта обязательно имеется контрольный лист с правильными ответами;

  4. мини-диктанты, в том числе и кодированные, с само- и взаимопроверкой;

  5. сдача зачетов по теме с опорой на ИКЛ.

Таким образом, я считаю, что индивидуальные контрольные листы как один из механизмов взаимодействия учителя и ученика позволяют создавать условия для личностного роста ребенка.

Индивидуальные контрольные листы подводят школьников к самостоятельной деятельности по индивидуальному планированию учебных действий на очередной этап работы с учетом достигнутых успехов, активизируя его внутренний потенциал.

Важность самооценки при работе с индивидуальными контрольными листами заключается не только в том, что она помогает увидеть ученикам сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Индивидуальные контрольные листы дают возможность учителю так спланировать работу с учениками по изучению темы, чтобы обеспечить саморазвитие личности, исходя из его индивидуальных особенностей.

4

© 2010-2022