Конспект урока по русскому языку «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

Целью данного урока является ознакомление  учеников с понятием «Причастный оборот»;  развитие  самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы; обучение  сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;  создание  атмосферы эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий,на уроке ученики  знакомятся с особенностями понятия «причастный оборот» и относящимися к нему пунктограммами;  умеют правильно определ... Урок апробирован на открытом мастер - классе для учителей районного методического объединения и одобрен коллегами.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Автор: Зозуля Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 6 с. Вольного муниципального образования Успенский район

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми; формировать практические умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, определять границы причастного оборота.

Работа по развитию речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: падежные окончания причастий, орфограмма в корне.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Орфографический диктант.

От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.

-Выделите окончания причастий.

-В каждом словосочетании выделите главное слово.

-Что называется главным словом?

Запись в тетрадях:

Главное слово - определяемое слово (от него задается вопрос).

Зависимое слово - слово, к которому задается вопрос.

-Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.

х

IV Распределить словосочетания по двум группам: «прич. + сущ.» и

х

«прич. + сущ.». В какой группе причастия имеют определяемые слова, а в какой - зависимые.

Работающий конвейер, работающий на ферме, качающаяся на ветру, качающаяся ветка, незамерзающее озеро, награжденный орденом, считающий на микрокалькуляторе, поседевший ветеран, побежденный неприятель, преодолевающий препятствия, участвующий в борьбе, наблюдаемое природное явление.

Делается вывод о роли причастия в словосочетании.

V Изучение нового материала.

На доске записаны предложения.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела нас к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце.

-Найдите причастия с зависимыми словами. Обозначьте их графически.

Вывод: причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, является одним членом предложения - определением.

VI.Наблюдение над языковым материалом п.12, стр.31.

VII. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

1.Прочитайте предложения, найдите причастные обороты и определяемые слова. Измените место причастного оборота: поставьте его после определяемого слова. Подумайте, изменится ли пунктуация, и запишите предложения, обозначая графически причастные обороты.

1).Замерзшие за ночь цветы постепенно ожили. 2). Гонимый сильным ветром дождь лил как из ведра. 3) Свисавшие с крыш толстые сосульки оттаивали на солнце.

2.Подберите к одиночным причастиям в предложениях зависимые слова. Запишите получившиеся предложения, выделяя графически причастные обороты. (Данное упражнение направлено на формирование умения конструировать причастный оборот, что способствует выработке навыка определения границ причастного оборота в предложении и в конечном счете пунктуационного навыка).

1) Размытая земля налипала комьями. 2) Мы жили в тихой, затерявшейся деревушке.3)Из открытого окна слышалась музыка.

Слова для справок. Сильными ливнями; настежь; среди глухой тайги.

3.Выполните упражнение 69 (самостоятельно) с последующей проверкой.

VIII. Подведение итогов урока.

-Какую новую информацию вы узнали о причастии?

Домашнее задание: выполнить упражнение71, выучить правило п.12.

© 2010-2022