Технологическая карта урока по теме Правописание приставок на -з, -с

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Класс: 5

Тема урока: «Правописание приставок на -з,-с»

Данный урок разработан для 5 класса и является первым в теме «Правописание приставок, оканчивающихся на - з, - с». Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОСе.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.

Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: освоение действия при выборе согласных з - с на конце приставок.

Задачи урока:

- выявить условия выбора согласных з - с на конце приставок;
- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на -з, с;
- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные
универсальные учебные действия.

Этапы урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Результат

УУД

Диагностико-мотивационный

Целеполагание.

1.Мобилизовать на работу по теме урока;

2.вспомнить, обобщить знания о приставках

1. Ставит цель работы;

2.проводит фронтальный опрос:

-Что такое приставка?

3. Предлагает диагностическую работу:

- Сгруппируйте слова, записанные на доске, вставив пропущенные в них согласные.

О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать.

- По какому принципу вы сгруппировали слова, почему?

4. Выводит на правило «Приставки на -з,-с»

1. Отвечают на поставленные вопросы;

2. Выполняют задание в тетради, 1 человек - у доски

3.Обосновывают свое предположение;

4. приходят к осознанию того, не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают;
5. формулируют проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно;6.выходят на правило «Приставки на -з,-с»

1.Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачи;

2.умеют выдвигать гипотезу;

3.умеют аргументировать собственную точку зрения;

4.умеют выстраивать логическую цепочку доказательства.

Знакомство с новым материалом.

Исследование

1.Знакомство с правилом правописания приставок на -з,

-с;

2. разработка алгоритма по применению правила

1.Обращает внимание на приставки слов второго столбика. Фронтальная беседа по вопросам:
- Что объединяет приставки слов второго столбика?
- Стоит ли выделять их в отдельную группу и учиться писать?
- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.
- Надо постараться разрешить возникшую проблему?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели можем поставить перед собой на уроке?

2. Предлагает высказать собственное мнение насчёт правописания приставок в словах:

рассмотреть

разжигать

бесконечно

взбираться

испугаться

безвкусный

3.Предлагаетпроверить правильность своего ответа в учебнике.

1. Проводят наблюдение, анализ слов второго столбика;

2. думают над поставленными учителем вопросами, приходят к собственному умозаключению

3. знакомятся с теоретическим материалом учебника, проверяют правильность своего вывода;

4. на основе наблюдений и материала учебника составляют алгоритм по применению данного правила.

Алгоритм:

1) В какой части слова орфограмма?

2)Если в приставке, смотрю на последующий согласный.

3) Если согласный глухой, пишу на конце приставки -С.

Если звонкий - З.

4) Помню, что приставки З не бывает.

1. Умеют проводить наблюдение, анализ слов (морфемный, фонетический);

2. умеют логично, аргументированно построить ответ на поставленный вопрос;

3. умеют определить порядок действий при работе над орфограммой.

Промежуточная рефлексия

1. выявить трудности в усвоении темы

1. Определяет проблемные ситуации в усвоении материала.

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.
- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
(Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания).
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

1. Определяют собственную успешность в понимании материала;

2. дают связные ответы на вопросы учителя

1. Умеют логично, аргументированно построить ответ на поставленный вопрос;

2. умеют дать объективную оценку собственным действиям и знаниям;

3. умеют выделять приставки, т.е. знают морфемику, фонетику

Применение знаний

1. Закрепление знаний по теме урока ( в форме игры, самостоятельной работы)

1.Проводит игру. Условия: хлопни, услышав слово с приставкой на -з, топни - с приставкой на -с.

2. Комментированное выполнение упражнения учебника ( по цепочке)

3.Предлагает разноуровневые задания: Слабым ученикам: вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму, составить словосочетания со словами.

Сильным ученикам:составить с предложенными словами мини-текст на тему "Школа"

Ра..писание, бе.шумно, ра..слышать, и..ложение, ра..сказать,(З, С)писть, бе..порядок,(з,с)десь, в..помнить, во..клицание

2. Организует контроль выполнения заданий, проверку работ, начиная со слабых ребят. (прослушать 1-2 текста)

1. Внимательно слушают учителя, пименяют правило написания приставок;

2.выполняют задание, используя алгоритм;

3. самост-но выполняют работу (творческую), комментируют свои результаты

1. Умеют на слух определить орфограмму;

2. умеют использовать полученные знания на письме;

3.умеют аргументировать свой ответ

Контрольно-диагностический этап

1.Выявление степени усвоения нового материала учениками

1.Организует проверочную работу. Кроссворд

1. Выполняют проверочную работу. Кроссворд

1. Умеют использовать полученные знания на письме

Рефлексия

1.Выявление способности обучающихся оценить результаты учебной деятельности и своих достижений на уроке

1.Вопросы на выявление способности учеников

к самооценке;

2.подводит итог работы на уроке

1.Анализируют

результаты урока; осуществляют самооценку и взаимооценку

1.Понимание значимости приобретенных знаний и умений;

3.Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Домашнее задание

1.Нацеливает на самостоятельную работу, подготовку к следующему уроку

1.Формулирует домашнее задание, дает разъяснения

1.Принимают задание; уточняют

1. Принятие учебной задачи;

2.умение выстраивать монологическое высказывание;

3.осуществлять самоконтроль







Кроссворд

По вертикали: 1. В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, __________,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

2. Час обеда приближался,
Топот по двору ________:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

3. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и ________…

4. От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь _________,

Да кусочек прикусила…

По горизонтали: 5. Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

___________ глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

6. Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб ________. Дева вдруг (ожила)…

7. Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И __________: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?»

8. Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти __________…

Технологическая карта урока по теме Правописание приставок на -з, -с

© 2010-2022