Тема урока: НЕ – НИ в отрицательных наречиях

Цели: 1. Закрепление умения орфографического анализа 2.     Формирование умения написания отрицательных наречий 3.     Закрепление умения написания отрицательных и неопределённых местоимений                                                                Ход урока 1. Сообщение темы, цели урока. На доске записаны слова: Нелепый, нечего, непогода, ненавидеть, не за чем, никого, кто-нибудь, неосвещённый, никогда, кое-какой, никому, ненавидя, неловко, с кем-либо, негде, некрасиво, ниоткуда, незачем, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: НЕ - НИ в отрицательных наречиях

Цели: 1. Закрепление умения орфографического анализа

  1. Формирование умения написания отрицательных наречий

  2. Закрепление умения написания отрицательных и неопределённых местоимений

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока.

На доске записаны слова:

Нелепый, нечего, непогода, ненавидеть, не за чем, никого, кто-нибудь, неосвещённый, никогда, кое-какой, никому, ненавидя, неловко, с кем-либо, негде, некрасиво, ниоткуда, незачем, за кого-то.

2. Учитель: Обратите внимание на тему урока. При изучении какой части речи мы уже встречались с термином «отрицательный»?

Выпишите отрицательные местоимения: нечего, не за чем, никого, никому.

Что мы знаем о написании таких местоимений? НЕ - под ударением, НИ - без ударения, местоимения пишутся в одно или в три слова.

Сегодня разговор пойдёт об отрицательных наречиях. В языкознании их называют местоименными. Как вы думаете почему? Видимо, образуются так же.

Сможете ли вы «угадать» среди слов, записанных на доске отрицательные наречия?

Запишите их в тетрадях, на доске, в столбик.

никогда - когда

негде - где

ниоткуда - откуда

незачем - зачем

Как образованы данные отрицательные наречия? От чего и при помощи чего? Запишите в тетрадях и на доске:

ни + когда = никогда

не + где = негде

ни + откуда = ниоткуда

не + зачем = незачем

Обратите внимание, от каких наречий образуются отрицательные наречия: где, когда, куда, зачем, откуда, как, столько, чуть. Все они записаны на доске.

Могут ли эти слова писаться раздельно? Почему?

Сможете ли вы сформулировать правило написания НЕ - НИ в отрицательных наречиях?

Спросить несколько учеников.

Проверьте себя по учебнику. Всё ли сказали?

Попытайтесь представить правило в виде схемы-модели.

3. Закрепление на данном этапе урока.

Упр. 250 самостоятельно с последующей проверкой.

4. В нашем списке слов остались местоимения. Назовите их. К какому разряду они относятся? Это неопределённые местоимения: кто-нибудь, кое-какой, с кем-либо, за кого-то.

В чём особенности их написания?

При изучении какой части речи вы уже встречались с написанием этих морфем в этом году?

Такие наречия тоже называются неопределёнными. И, как видим, правило написания приставок и суффиксов у них тоже одинаковое.

5. Закрепление на данном этапе.

Словообразовательная работа.

От данных наречий образуйте отрицательные и неопределённые наречия. К доске вызываются по очереди учащиеся.

где куда откуда

негде

нигде

где-то

где-нибудь

где-либо

кое-где

6. Актуализация знаний.

Упр. 253 самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Если допущена ошибка, это слово выписывается на доску и разбирается.

7. Резервное упр. 252

8.Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Что повторили? Что вызвало затруднения?

Д. з. Кто хорошо усвоил - упр. 254

Кто испытывает затруднения - упр. 251

9. Итог урока. Оценки.

10. Индивидуальные карточки для слабых учеников:

Задание: образуй от данных наречий отрицательные наречия с приставками НЕ и НЕ

Где когда

куда сколько

откуда как

зачем

11. Индивидуальные карточки для сильных учеников:

Задание: НЕ или НИ?

Н..где (не) встретились, н..чем (не) интересовался, н..как (не) мог понять, н..чуть (не) волновался, (н..) (о) ком (не) рассказывал, н..сколько удивился, н..мало (не) сожалел, н..когда н..откуда (не) получал информацию, торопиться н..куда, (не) терпит н..какого обмана, н..откуда н..чего (не) слышно.







© 2010-2022