Урок развития речи в 7 классе Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 7 классе

Тема: сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Цели: обучающая - учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;
воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;
развивающая - развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся будут знать понятие «пейзаж», уметь в устной и письменной форме описывать изображённые на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов.

Метапредметные: обучающиеся приобретут способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: обучающиеся будут осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

УУД:

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочей группе с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также находят её самостоятельно в представленных материалах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют и объясняют их; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Формы работы учащихся: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

I Этап: Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1.

- Добрый день, ребята! Давайте вспомним, какую работу мы делали на прошлом уроке? (описывали картину И. Попова «Первый снег» и учились писать сочинение в жанре дневниковой записи). Сейчас, ребята, предлагаю

послушать стихотворение В. Брюсова «ФЕВРАЛЬ».

Свежей и светлой прохладой

Веет в лицо мне февраль.

Новых желаний - не надо,

Прошлого счастья - не жаль.

Нежно-жемчужные дали

Чуть орумянил закат.

Как в саркофаге, печали

В сладком бесстрастии спят.

Нет, не укор, не предвестье -

Эти святые часы!

Тихо пришли в равновесье

Зыбкого сердца весы.

Миг между светом и тенью!

День меж зимой и весной!

Весь подчиняюсь движенью

Песни, плывущей со мной.

31 января 1907

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении? (февраль, конец зимы).

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

-Поэт говорит о смене времен года, о переломном моменте. Конец зимы- время года, которое ждут все: и простые люди, и поэты, и художники, и музыканты. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Конец зимы. Полдень», автор её - Константин Федорович Юон. Откройте тетради, запишите тему урока.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателем глубоко национальных образов русской природы, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее и полнее рассказать о ней.

Особенности творчества К. Ф. Юона (презентация).

-Познакомимся с личностью писателя и особенностями его творчества.

Выступление учителя (во время которого демонстрируются слайды презентации):

Константин Федорович Юон (1875 - 1958 гг.) - крупнейший русский живописец, разносторонне одаренный человек. Художник театра,

график, пейзажист, портретист.

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе - в русской весне и зиме". Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения Юона - целая поэма о жизни русской провинции.

Его картины создают праздничное, жизнерадостное настроение.

2. Речевая подготовка.

Слово учителя.
- Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Задание 1. Подберите синонимы к словам (запись в тетрадь):
художник - живописец, мастер кисти, пейзажист;
создаёт - пишет, изображает;
картина - полотно, репродукция;

картина чудесная - замечательная, прекрасная.

блестит - искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает - удивляет, изумляет;

3. Беседа по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Слайд 6.

  1. Рассмотрим картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства у вас рождает пейзаж?

О чём эта картина? Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине главным. "Конец зимы. Полдень". Вся поверхность земли находится под снегом. Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы; всё истомилось и ждёт тепла и света. Но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень»).

- Что говорит о том, что это полдень? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень - именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна.

-Давайте вспомним, что такое пейзаж? Какие детали говорят нам, что это деревенский пейзаж? Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.


  1. Слайд 9,10.

Давайте внимательно рассмотрим передний план картины и подумаем, как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? (Всё на переднем плане картины тянется к теплу и свету. Яркое солнышко выманило кур, и они деловито копают снег. Берёзы стройные, статные тянут к солнцу свои ветви, похожие на руки. Лучи солнца золотят поленницу дров и как бы ласкают стволы берёз. Живописец показал красоту снега, освещённого солнцем.)

  1. Как выглядит снег на переднем плане картины? Каким изобразил художник небо? (Небо нежное, всё светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег словно впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными оттенками розового, голубого, зелёного.)

  2. Слайд 11.

Посмотрите, какие краски преобладают на заднем плане картины? Почему Юон использовал для изображения заднего плана картины тёмные, холодные тона? (На заднем плане картины художник изобразил царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты солнечными лучами, косогоры заснежены. Путём контрастного изображения природы на разных планах картины художник стремится подчеркнуть красоту снега на переднем плане.)

По ходу беседы учащимися заполняется таблица. Слайд 10.

Небо

Нежное, голубое, светится;

переливается нежно-розовым, голубым

Снег

Талый, рыхлый; отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина; нетронутый; белый, как мел

Воздух

Тихий, прозрачный, тёплый

Берёзки

Тонкие, стройные, статные, белоствольные, задумчивые

Ели

Пышные, колючие, островерхие

Дом

Большой, бревенчатый, деревянный

Настроение

Весеннее, праздничное, радостное, приподнятое

Сочинение по картине

План.

1. Небольшая справка о личности и творчестве художника (какие картины он написал, особенности творчества художника).

2. Описание картины:

- сюжет картины (о чем повествует картина);

- что изображено на переднем плане;

- что изображено на заднем плане картины;

- описать основных героев картины (если они есть);

- основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

- какое настроение передает эта картина.
3. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).

5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним. Оценивание.

6. Рефлексия.

Подведём итоги урока, используя фразы «На уроке я научился…»,
«Я узнал…», «Я смог…» «Мне понравилось …»…

7. Заключительное слово учителя.

В заключение мне хотелось бы прочитать слова К. Г. Паустовского: «Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».

7


© 2010-2022