Текстовое сопровождение к научно-исследовательской работе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»






Нам есть у кого поучиться гуманизму

/На примере художественной и документальной

прозы о войне С.Алексиевич и М. Шолохова /

Внеклассное мероприятие, проведенное в 7а классе








Гайдук Любовь Юрьевна

учитель русского языка и

литературы I кв. категории




Нижнекамск, 2010

Внеклассное мероприятие «Нам есть у кого поучиться гуманизму»/на примере художественной и документальной прозы о войне/привлекает тем, что ученики попытаются увидеть контекстное звучание произведения, поделиться исследованиями со своими сверстниками, побудить их к самостоятельной работе над текстами, представляющими собой высокую гуманистическую ценность.

Цель данного мероприятия: натолкнуть на размышления о положении детей во время войны, попытаться донести гуманистическое звучание литературы о войне, разобраться в таких понятиях, как гуманизм, сочувствие, человеколюбие- была достигнута.

Для ее достижения ученики привлекли к анализу художественную прозы и документальную прозу, что явилось своеобразной находкой: оттолкнувшись от художественного видения они перешли к документальному подтверждению, удостоверяющему в том, насколько ужасно это сочетание -дети и война.

Ученики затронули актуальную тему нравственного порядка. Сегодня она /нравственность/находится в таком состоянии, что любая мало-мальски положительная подвижка в этом направлении должна приветствоваться.

Тексты, с которыми работали ученики, имеют огромное воспитательное значение, учат проявлению тех человеческих качеств, которые перестают иметь место в наше непростое время.

Работая над первым текстом -М.Шолохов «Судьба человека»-ученики остановили свое внимание на самом сильном в эмоциональном плане фрагменте, своеобразной новелле, -судьбе Ванюшки. Неплохо проанализировали, сумели донести идею текста до одноклассников и заинтересовать их, побудив к самостоятельному анализу других произведений.

В групповой работе отражено глубокое понимание идеи текстов: в первом тексте ученики увидели, что можно сочувствовать даже врагам, если в тебе есть человеколюбие; во втором- глубину трагедии потери близких людей.

Таким образом, эпиграф к мероприятию: «Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным/ самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них»-удачно подтверждает ,что цель работы была ясна и нашла отражение.


























Судьба Ванюшки


Из всех способов сделать человека

гуманным и сострадательным

самый верный состоит в том,

чтобы приучить его с раннего

возраста отождествлять

себя с несчастными и видеть

себя в них

К. Гельвеций

Выступление Грахова Романа

На уроке русского языка нам было предложено написать выборочное изложение по отрывку из рассказа М. Шолохова "Судьба человека". Учительница дала комментарий к фрагменту текста, по которому предстояло написать изложение. Запомнилось, что Михаил Шолохов в 1946 году у разлившейся реки заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Так случайная встреча стала поводом к написанию произведения.

Работа над фрагментом глубоко тронула меня. Я обратился к учительнице с просьбой порекомендовать литературу, в которой можно встретиться с теми героями, чье детство пришлось на военные годы. Мне было интересно узнать: что довелось им пережить, какой след оставила война в их душах, можно ли было облегчить их страдания.

Учитель порекомендовала ряд произведений и поддержала мой интерес к литературе данного типа, предложив: не просто только самому наполниться знаниями о войне, а конкретнее - знанием о войне, увиденной детскими глазами /каким бы кощунственным не было это сочетание/.

Я прочитал рассказ М. Шолохова «Судьба человека», затем произведения В.Катаева: «Сын полка», «Белеет парус одинокий», «На даче»; Б.Екимова «Ночь исцеления», С. Алексиевич «Последние свидетели» /фрагменты/.

При чтении эмоции переполняли меня. Я поделился ими с педагогом.

Она поинтересовалась, какие именно эпизоды, фрагменты из прочитанного вызвали самые острые переживания, не возникло ли желание поделиться впечатлениями с одноклассниками.

Мысль - написать небольшое исследование текста, а затем донести до моих одноклассников свои впечатления, подвигнуть их к прочтению литературы военных лет, увидеть на их лицах отклик на анализируемые эпизоды -показалась мне интересной.

Самый трогательный момент в рассказе М.Шолохова-это признание Андрея Соколова Ванюшке в том, что он его отец. /На этом эпизоде я решил остановить внимание и проанализировать его художественные особенности.

Мне было важно понять, какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки, какую ведущую черту в образе Ванюшки подчеркивает его внешность, переживания, речь, поступки?

Во внешнем облике мальчика при помощи эпитетов и сравнений подчеркиваются его трепетность, уязвимость: "маленький оборвыш, личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазоньки, как звездочки ночью после дождя...мелкая птаха...как свиристель... как воробей под застрехой...»

Диалог мальчика и дяди усиливает впечатление о незащищенности ребенка во время войны: мальчик остался круглой сиротой: во время бомбежки погибла его мать, не вернулся с фронта его отец; у него нет дома, он голодает. Ваня отвечает на вопросы несколько автоматично: видимо ему не впервые приходится отвечать на подобные вопросы. Лаконизм слов «не знаю... не помню... никого...где придется... "усиливают ощущение тяжести того, что уже перенес этот маленький мальчик.

Эмоциональное состояние Вани в кульминационный момент передается восклицательными предложениями, повторяющимися синтаксическими конструкции, трижды повторенным словом "найдешь", что свидетельствует о том, как истосковался этот ребенок по теплу, по заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.

Таким образом, я, исследуя текст, пришел к выводу, насколько беззащитен, уязвим, не защищен, раним ребенок в ситуации войны.

Мастерство писателя здесь очевидно.






















Воспоминания Ани Грубиной и Нины Ярошевич

Выступление Кузьминой Анастасии и Кудаловой Анастасии

Перед нами были поставлены следующие задачи:

1)Основная тема (о чем рассказывается).

Микротемы.

2)Исторический фон. Способы его отражения (исторические реалии, факты, описание деталей)

3)Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, эпилог)

4)Форма речи (диалог-монолог)

5)Тип текста (повествование, описание, рассуждение)

6)Стили речи (разговорный/книжный-научный, публицистический, официально-деловой, стиль художественной литературы)

7)Средства выразительности (эмоциональные оценочные выражения, умолчание, анафора, эпитеты, описание пейзажа, описание деталей и т.д.)

Нам был предложен текст

...Девочка я ленинградская...Из Ленинграда нас вывезли на Урал, в город Карпинск.. Вывезли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его ели. Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки- это такая вкуснятина! У маленьких сосенок объедали молодые побеги, щипали травку. С блокады я знаю всю съедобную травку, в карпинском парке было много кислицы, так называемой заячьей капусты. Это сорок второй год, на Урале тоже голодно было. А в детдоме нас только ленинградские дети, которых нельзя было накормить, нас долго не могли накормить.

Не помню ,кто первый в детдоме увидел...немцев. Когда я увидела первого пленного, то я уж знала, что работают они за городом на угольных копях. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?

Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед, и я, видно , еще пахла обедом. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как- будто что-то жевала, а он пробовал держать её ,останавливать ,она двигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь. Побежала и позвала девочек ,у кого-то остался кусочек хлеба ,мы отдали ему этот кусочек хлеба.

Он ничего не говорил только благодарил:

-Данке шеен...Данке шеен ...

Мы уже знали, когда они приходили, один или два человека. Выбегали с тем, у кого что находилось. Когда я дежурила на кухне,я оставляла им весь свой дневной кусочек хлеба;вечером выскребывала кастрюли. Все девочки что-нибудь им оставляли,а оставляли ли мальчишки,не помню. Мальчишки наши были постоянно голодные,им все время не хватало еды. Воспитательницы нас ругали,потому что и у девочек случались голодные обмороки,но мы тайком все равно оставляли еду для этих пленных.

В сорок третьем они уже к нам не приходили,в сорок третьем стало легче. Урал уже не так голодал. В детдоме был настоящий хлеб,давали вдоволь каши. Но я до сих пор не могу видеть голодного человека!Недавно в программе "Время" показывали голодных...беженцев...Как они стоят в очереди,голодные,с мисочками...Я выбежала в другую комнату,со мной началась истерика.

Первый год в Карпинске мы не замечали природу,все,что было природой,вызывало в нас одно желание-попробовать:съедобно ли оно?И только через год я увидела,какая красивой уральская природа. Какие дикие ели,высокие травы,целые леса черемухи. Какие там закаты!Я стала рисовать. Красок не было,рисовала карандашом. Рисовала открытки,мы посылали их своим родителям в Ленинград. Больше всего любила рисовать черемуху. Карпинск пах черемухой. Он,мне кажется,и сейчас пахнет!

Уже который год преследует желание-съездить туда. Наверно хочется увидеть:стоит ли наш детдом-здание было деревянное?Уцелел ли в новой жизни?Там уже трамваи пустили...

Анализируя текст, вот что у нас получилось:

Основная тема этого текста-это рассказ ленинградской девочки о войне,о городе.

Можно выделить следующие микротемы:

"не гуляли в парке, мы его ели"

"немцы...не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому,ленинградскому"

"он стоял возле меня , нюхал воздух"

"я оставляла им весь свой дневной кусочек хлеба"

"воспитатели ругали, потому что у девочек случались голодные обмороки"

"43 год...в детдоме был настоящий хлеб"

"но я до сих пор не могу видеть голодного человека"

"и только через год я увидела, как красива уральская природа"

"уцелел ли детдом в новой жизни?"

Исторический фон создается в отрывке не только за счет точного указания на даты, а также документальным отражением реалий того времени, фактов, деталей: блокада Ленинграда, пленные немцы на Урале, дневная норма хлеба.

Ужасно то, что дети голодные. Запоминаешь навсегда-от голода можно даже кушать лиственницу...

Основные элементы сюжета, даны в хронической последовательности:

место действия Урал-небольшой городок Карпинск. Завязка может и неожиданна: голодный немец нюхает воздух около девочки, которая еще пахла обедом. Героиня не может видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У кого-то нашелся кусочек хлеба-отдали ему этот кусочек. Немногословно о том, что сегодня, навряд ли, доступно нашему пониманию... Ведь чуть выше мы прочитали о том, что они не гуляли в парке, а ели его...

И если мы сейчас попытаемся передать словами то, что с трудом дается нашему пониманию, только умалим значение поступка этих голодных детей.

Развязка: уже не так голодает Урал. В детдоме появится настоящий хлеб. А вот чувство сострадания, милосердия к голодным остается на всю жизнь...и поэтому спустя годы героиня не может видеть голодных.

Последние строки особенно трогают. Повествователь задается вопросом: уцелел ли детдом в новой жизни? И как бы с некоторой опаской - там уже трамваи пустили... Железный конь… Холод... Отчуждение... Беспокойство...

Так в небольшом повествовании публицистического стиля без особых художественных красот, разве только:" Особенно любили лиственницу ее пушистые иголочки -это такая вкуснятина!"Эмоции кроются в...таких выражениях: стоял возле меня, нюхал воздух, выскребывала кастрюли, настоящий хлеб, преследует желание....

В начале повествования и в конце: "Какие дикие ели, высокие травы, целые леса черемухи. Какие там закаты!

Этот фрагмент переворачивает все в тебе: подвиг голодных детей -именно подвигом мы бы назвали поступок этой девочки и ее подружек -заставляет нас задуматься о цене хлеба и о цене милосердия . Потрясает этот текст своей правдивостью, детской отзывчивостью.






Текст для нашей группы (выступление Кудаловой Насти)

...Папа наш помогал партизанам, а когда нас освободили, ушел на фронт. Уже без него мне сшили первое платье за войну .Сшила его мама из портянок, они были белые, их покрасили чернилами. На один рукав чернил не хватило. А мне хотелось показать подружкам новое платье. И я стала в калитке боком, то есть хороший рукав показывала, а плохой прятала к дому. Мне казалось, что я такая красивая!

В школе впереди меня сидела девочка Аня. У нее погибли отец с матерью. Они жили с бабушкой. Они были беженцы, из-под Смоленска. Школа ей купила пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница принесла и положила все это ее на парту. А мы сидели притихшие, потому что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто. Мы завидовали. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал:"Повезло как!"Она сидела, сидела, а потом заплакала. Плакала навзрыд все четыре урока.

Когда вернулся с фронта отец, все пришли посмотреть на нашего папу...И на нас, потому что к нам вернулся папа. Первой пришла эта девочка...

Анализ

Время войны - жестокое время. Жестокое потому, что девочки должны играть в куклы, мальчики -играть в летчиков и строителей, а война заставляет девочек носить платья ,сшитые из портянок...Трогательно, что девочке хочется и во время войны оставаться немножко модницей...Для того, чтобы сшить платье, наверное, потребовалось много времени -ведь нужно было запастись необходимым материалом :портянки по размеру не велики! И вот долгожданная обнова уже почти готова... Желание показать подружкам платье велико, несмотря на то, что один рукав не подходит по цвету - на его покраску не хватило чернил.

Зависть к подарку девочке Ане, беженке из-под Смоленска, вполне понятна после такого вступления: еще бы - пальто, валенки, блестящие калоши! А девочка вдруг плачет!

В заключение мы узнали, почему эта девочка плакала: потому что она осталась без родителей, к ней возвратиться некому, поэтому она первая приходит посмотреть на папу рассказчицы.

Потрясает, когда представляешь себе твоего ровесника, оставшегося без родителей, и не в мирное время. А вот во время войны представишь - мурашки по телу- до того становиться жутко. Девочка, увидевшая и постигшая трагизм потери близких, первой приходит разделить радость возвращения родных в другие семьи. Вот такое впечатление остается после прочтения данного отрывка.

Я сообщила о том, что оба текста взяты из книги одного автора-Светланы Алексиевич, белорусской писательницы, работающей в жанре документальной прозы. Предложенные фрагменты взяты из книги «Последние свидетели»/1981г./, в которой приведены рассказы тех, кого Великая Отечественная война застала детьми.

Первый текст помещен под названием «Мы ели... парк». Это воспоминания Ани Грубиной, которой тогда было 12 лет. После войны она стала художником. Текст для второй группы называется «Первой пришла эта девочка...». Это воспоминания Нины Ярошевич, учителя физкультуры. Во время войны ей было 9 лет.

Таким образом, мы на данном мероприятии прослушали три текста, тематически близких.

Почувствовали, что первый текст М.Шолохова, хотя и написан по впечатлениям от разговора со случайным попутчиком, тем не менее представляет авторский текст.

А вот последние - свидетельства очевидцев, их воспоминания, переданные почти дословно. Эти тексты можно отнести к произведениям документальной литературы.

Мы, исследуя данные тексты, пришли к выводу, что дети в ситуации войны тоже испытывают тяжесть ее последствий. Детство этих детей прошло в трагических условиях, но при этом они не утратили чувства сопереживания, милосердия, сочувствия.














































© 2010-2022