Доклад Дом-Родина в поэзии Л. Д. Тапхаева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РБ

Тункинское управление образования

МБОУ «Хужирская основная общеобразовательная школа»

14 Республиканская научно-практическая конференция по

гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»

Номинация: Литература Бурятии

« Концепт ДОМ-Родина в поэзии Л.Д.Тапхаева»

Автор:

Хартаева Баярма,

ученица 8 класса Хужирской ООШ

Тункинского района телефон

89503866312

Руководитель:

Иринцеева Сэсэг Федоровна.

Телефон 89503866312

Улан-Удэ 2015 г.

Оглавление



  1. Введение.

  2. Глава 1

1.1 Понятие концепта.

1.2 Концепты в современной бурятской поэзии.

1.3 Концепт ДОМ-Родина в современной бурятской поэзии.

3. Глава 2

2.1 Концепт ДОМ-Родина в поэзии Л.Д. Тапхаева

4. Заключение

5. Приложение.

6. Использованная литература.







Введение

Актуальность исследования

Лопсон Дунзынович Тапхаев - маститый бурятский поэт, выходец из моего родного села Хужиры. На мой взгляд, все его стихотворения - впечатления, воспоминания о малой родине. Его стихи лиричны, красивы. Поэт умел видеть прекрасное в окружающем, поэзия для него проявляется во всем: и в утренней заре, и в волнах речки Кынгырги, и в медленном течении Иркута. Он заставляет нас любоваться багульником, почувствовать удивительный запах талой земли, весны, родной Тункинской долины.
Многие его сборники стихов переведены на русский язык. Его стихи то грустные, то радостные, но всегда наполненные гордостью за свою долину, поэт любуется горами, реками, он поет о Тунке. Юность поэта прошла в общении с природой в живописных окрестностях Убулзон-Нугана, на берегу Иркута, привольно расположивших у подножий величественных Саян, потому с такой теплотой и любовью он пишет о природе Тунки. Изучение творчества народного поэта Бурятии Л. Тапхаева я считаю очень актуальным, поскольку творчество поэта мало изучено. Важность темы, на мой взгляд, заключается также в том, что в наше время возникла острая необходимость в знании своей национальной самобытности и в приобщении к духовным ценностям своего народа, что представляется возможным через изучение произведений поэтов и писателей.
В своей работе я попыталась исследовать проблему художественного воссоздания национально-культурной модели мира в творчестве Лопсона Дунзыновича Тапхаева, в поэзии которого ярко проявляется своеобразие национального мировоззрения. Анализ его творчества плодотворен для выявления особенностей развития бурятской поэзии и культуры в целом. Изучение его лирики основывается на выявлении своеобразия художественного слова. Концепт включает в себя понятия, представления, образы и ассоциации, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют картину мира тункинских бурят.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первый опыт исследования концепта ДОМ в поэзии Л. Тапхаева. Новым представляется рассмотрение этнокультурного своеобразия концепта ДОМ-РОДИНА на примере поэзии Л. Тапхаева. Исследование художественных особенностей его творчества позволяет глубже раскрыть своеобразие национальной модели мира в ее поэтическом воплощении, выявить наиболее общие закономерности творческого процесса.

Объектом исследования является творчество бурятского поэта второй половины ХХ века Л. Тапхаева.

Предмет исследования - этнокультурное своеобразие концепта ДОМ-РОДИНА в поэзии Л. Тапхаева. Материалом для исследования послужили лирические произведения Л. Тапхаева, написанные в период с 1960 г. по 2000-е гг, а также стихотворения, опубликованные в периодической печати.

Целью работы является определение особенностей концепта ДОМ-РОДИНА в творчестве Л. Тапхаева, национального своеобразия модели мира. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-изучить понятие концепта;

- изучить аналитическую литературу по творчеству поэта;

- проанализировать произведения поэта с целью выявления авторской позиции;

- выявить своеобразие национального сознания бурятского народа в поэзии Л.Тапхаева;

Методы исследования:

- анализ

- сопоставление

- беседа





Глава 1.

1.1 Понятие концепта

Каждый народ видит мир в особой неповторимой проекции. Этнокультура для каждого человека предстает в виде культурных предметов. Человек живет, общается, мыслит, действует в мире концептов. Термин концепт в последние десятилетия стал широко использоваться в лингвистической литературе и оказался одним из ключевых понятий современной лингвистики. Существуют такие базовые концепты, как время, пространство, родина, судьба, воля, доля, грех, закон, свобода, истина, ложь, добро, зло, любовь. Ю.С Степанов определяет концепт как «сгусток культуры в сознании человека , то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. Н.Ф.Алифиренко дает сходное определение: «Концепт - мыслительная категория, оперативная единица «памяти культуры» Художественный концепт заключает в себе ассоциации и образы, представления, эмоции, культурный фон творчества того или иного поэта. Художественный концепт включает в себя национальные духовные ценности, образ мышления нации, ее способ мировидения и связано с проявлением национального менталитета в языке.

1.2 Концепты в современной бурятской поэзии

Современные поэты обращаются к культурному историческому, религиозному, фольклорному наследию народа. Связано это с потребностью найти опорные ценности, ориентиры, разобраться в законах духовной жизни человека. Все это несомненно «приносит свои позитивные результаты, в значительной степени расширяет художественные возможности современной поэзии» Изучение концептов в лирике того или иного поэта ведут к познанию национальной культуры в целом. Бурятская поэзия на всех этапах своего развития запечатлевала такие общечеловеческие концепты, как любовь, семья, отец, мать, родина и другие под углом своего национального видения. Исследование концептуальной картины лирики Л.Тапхаева проясняет его глубокое, национальное миропонимание. Концепты в лирике Л.Тапхаева «выстраиваются в логическое кольцо: детство-дом-родители-уважение к старшим, юность-родина-природа-

любовь, зрелость-мир-семья-друзья-чувство единения, старость-космос-род-народ-счастье»

1.3 Концепт дом-родина в бурятской поэзии

Общечеловеческий концепт Дом в восточном мышлении неотделим от понятия Родина. Концепт ДОМ в бурятской поэзии предстает как юрта, усадьба, летник. Значение образа юрты в творчестве бурятских поэтов неизмеримо больше понятия о жилище, доме человека. Это особый мир, выражающий идейно-духовное содержание кочевых народов, особый микрокосм, одухотворенное, сакрализированное пространство. В юрте свято все: порог, устройство,, почетное место-хоймор, очаг-центр юрты и даже ее пределы. В восточном мышлении ДОМ неотделим от понятия Родины. По мысли Т.А.Андреевой мотив родины ярко представлен в творчестве Дондока Улзытуева, Галины Раднаевой, Дулгар Доржиевой. Образ родины в поэзии бурятских поэтов создается на чувственном уровне: аромат саган дали (Баир Дугаров), запах ая-ганги (Жорж Юбухаев), запах можжевельника (Лопсон Тапхаев)

Глава 2 Концепт ДОМ в творчестве Л.Тапхаева

«Поэзия Лопсона Тапхаева - это своеобразная философия, отражающая глубокое национальное мировосприятие и миропонимание. И об этом свидетельствуют пронизывающие ее образы времени и пространства: именно они являются центральными координатами, базовыми концептами, передающими мироощущение лирического героя, близкое и даже совпадающее с мироощущением самого поэта. На пространственно временную ось координат органично «нанизываются» такие общечеловеческие концепты, как «семья», «любовь», «дружба», «счастье»,«род», «народ», которые в поэзии Л.Тапхаева наполняются национальным содержанием» (О.А.Шобоева «Пространство и время в поэзии Л.Тапхаева») Концепт ДОМ является одним из ведущих в творчестве Л.Тапхаева и включает в себя несколько смысловых признаков: дом - это семья, сердце, душа; ограда - переживание интимных чувств; малая родина как чувство любви к

родным местам, к родителям, близким людям, к обычаям, традициям, к родному языку.Образ Дома в стихотворениях Л. Тапхаева создается не только через прямую номинацию, но и через перечисление таких понятий, которые являются внутренними или внешними его составляющими: гал гуламта (очаг); гэшхүүр (крыльцо); шагаабар (окно) ; хорёо, хашаа (ограда). Ограда (хорёо) для лирического героя Л. Тапхаева является своеобразным переходным пространством между родным домом и простором малой родины, В ранних стихах образ дома встречается очень часто. Общечеловеческий концепт ДОМ в поэзии Л.Тапхаева выражается через образ юрты. В стихотворении «Зыбкое счастье» юрта - это особый мир, мир тепла, надежды для несчастного:

Дорогою зимнею обочь ,

Мелькнет заснеженная юрта ,

И вдруг поманит эта ночь

Теплом домашнего уюта …

ДОМ «является для поэта емким социально-историческим и нравственно-философским символом. Поэт воспринимает дом, как этическое пространство, в котором представляется формирование человека в духе народных традиций и обычаев»:

По доброму обычаю седому

Откуда родом?

Спросят старики -

Всплывет во мне

Тоска моя по дому

И с гордостью отвечу:

Из Тунки.

Я человека не встречал на свете,

Который бы хулил родной очаг.

Священна гордость рода.

Я в ответе

За то, что отражается в очах.

В любом пути со мною это чувство.

И память неизбывная моя.

Но есть на свете

Высшее искусство-

Постичь душой

Далекие края.

Птенцу- гнездо,

А птице- откровенье

Иных земель за дымкою морей.

Но не смогу, наверно, без волненья

Я о Тунке рассказывать моей…

Очаг(гал гуламта) в сознании бурят олицетворяет не только благополучие семьи, но является символом продолжения рода, продолжения традиций народа. Пока жив домашний очаг, жив народ и его культура. Прежде всего очаг - это сакральный объект, оберег. Очаг - центр юрты, место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи.
Кроме того, очаг - связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - ни в коем случае не допускать осквернения очага и оскорбления хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Погашенный огонь - символ упадка рода, распада семьи. Огонь может догореть и погаснуть сам.
Огонь, как олицетворение женского начала, считается источником плодородия, богатства, а очаг - хранителем и дарителем жизненной силы-сулдэ детей и животных.
Считалось, что божество огня способствует деторождению и умножению богатства. Образ домашнего очага в стихах Л.Тапхаева встречается очень часто. В стихотворении «Юность» выражается национальное восприятие женщины, матери как хранительницы очага. Образ женщины как хранительницы очага - символ красоты, богатства, постоянства:

Вновь вижу я друзей своих заветных,
родную мать,
и вечный наш очаг…

Для Лопсона Тапхаева малая родина - Тунка и понятие ДОМ слиты воедино: ДОМ (личное пространство) и малая родина (коллективное пространство), где пространство малой родины осмысливается как родное, личное пространство. И для образов Дома, и для образов малой родины Л.Тапхаев выбирает лексику домашнего быта («котел», «пиала», «колыбель», «постель») :

Земля моя, укрытая снегами,

Как пиала парного молока.

Уже заледеневшими рогами

Архары волн бодают берега.

Стихотворение из книги «Сияние в горах» «Я пою о Тунке» стало своеобразным гимном Тунки. Ощущение красоты природы, а значит, ощущение счастья в этом стихотворении очень острое: поднебесная трель, голубая тишина, трава-постель, веселое солнце. Для поэта родная природа - мягкая, уютная колыбель. Ощущается абсолютная гармония человека и природы. Эта связь навеяна самой природой. «Так чувствовать родство, любить землю научили предки»,- говорит Л. Тапхаев.

Я родился весной…

Поднебесною трелью

Меня встретили птицы

В голубой тишине.

А в долине трава

Расстилалась постелью.

И веселое солнце

Опускалось ко мне.

Я пою о горах,

О своей колыбели.

Эту песню Иркут подсказал берегам.

Эту песню мне деды

Когда-то пропели.

Эту песню я внукам своим

Передам.

Я пою о Тунке!

Саяны, родные Саяны,

Земной и небесной красы.

Уже не окончится встречей

Былая разлука с отцом,

Но, как на отцовские плечи,

Я поднят высоким гольцом.

Плывут облаков караваны,

И семьдесят далей у ног.

Саяны, родные Саяны…

И слез удержать я не смог.

«Излюбленная тема поэзии Л.Д.Тапхаева - воспевание красоты и величия Саянских гор. Пики Саянских гор, возвышающиеся своими тридцатью тремя вершинами, как баторы, вдохновляют художников и мастеров пера к творчеству. Стихотворение «Мое заклинание» является как бы признанием в любви сына Тункинской долины к величественным горам. Лирический герой поэзии Тапхаева хочет слиться с природой, понять язык природы:

Меня исцеляли аршаны,

Хмелел я от горной арсы.

Саяны, родные Саяны,

Земной и небесной красы…

Такие проникновенные строки признания мог написать только человек, по-настоящему влюбленный в родной край, слившийся душой со своей малой родиной, стремящийся заставить и читателей любоваться красотой своего горного края» (Л.Е.Халудорова, Г.Д.Аюшеева «Образ природы в творчестве поэтов и писателей Тунки»)

Поэт обращается к горам как к живому человеку: «Саяны, родные Саяны». Саяны сродни поэту отцу: «…как на отцовские плечи, я поднят высоким гольцом» В этих словах выражено миропонимание тункинских и окинских бурят: вся природа - мать, горы, как отец, оберегают людей, помогают им в любых жизненных испытаниях. Л.Тапхаев благодарен родине, Саянам, за то, что они взрастили его, что, родившись именно у подножий величественных Саян, он смог состояться как человек и как поэт.
В стихотворении встает сказочно красивая долина Тунки: «леса и поляны, простор голубой», «талая плещет вода», «плывут заревые туманы», «в моей колыбельной долине», «плывут облаков караваны» Поэт находит интересные метафоры, олицетворения, которые создают живую, полную жизнью природу Тунки: «с высокой седою главою», «содвинулись склоны плечами», «поднят на плечи».

Одним из составляющих концепта ДОМ -Родина является также ехор. Ехор - народный хороводный танец, сопровождаемый пением. Тункинский ехор - это задорный, стремительный танец, в котором выразился дух тункинских горцев: жизнерадостность, смелость, суть самой природы. «Национальный танец, пришедший из глубины веков - особенности его движений, песенного мотива - как верхний слой земли служит книгой истории самой Природы и Человека, так и он раскрывает разные пласты культурной и социальной жизни народа» («Концепция мира и человека в творчестве мира и человека» Д.Боржонова) В поэме «Вечер нашего ехора» наблюдательность поэта нарисовала детали народной жизни, как будто перед собой видим людей военной поры, их одежду, быт, праздник встречи с вернувшимися с войны солдатами и горе женщин, потерявших своих мужей. Мастерство поэта позволило передать все своеобразие ехора - сама поэма кажется хороводом, зазвеневшим с вечерней зарей до первых лучей утреннего солнца. Как представитель поколения, родившегося в канун войны, Лопсон Тап­хаев сумел донести до читателя на поэтическом языке далеко не романтические реалии своего непростого времени.

Год победный, год не близкий

Костылями он стучит;

И наплывами

Доклад Дом-Родина в поэзии Л.Д.Тапхаева.Тункинский-

Первый ехор мой звучит…





Заключение

В ходе своего исследования я пришла к следующим выводам:

Поэзия Лопсона Тапхаева отражает глубокое национальное мировосприятие и миропонимание. Концепт ДОМ-Родина в его поэзии наполнен национальным содержанием: трепетным, сыновним отношением тункинских бурят к природе, горам, к огню домашнего очага. «Уважение и любовь к природе, к ее составляющим: горам, рекам, лугам, луне, небу издревле воспитывались в бурятах»,- говорят нам образы стихи Л. Тапхаева.

Концепт ДОМ-Родина в творчестве Лопсона Тапхаева является ведущим. Анализ образов ДОМА и Родины свидетельствует об их сращенности. Для образов ДОМ и Родины поэт выбирает лексику домашнего очага (котел, пиала, колыбель, постель), что говорит о том, что пространство малой родины осмысливается как родное, личное пространство, а также говорит о нежном чувстве поэта к родной земле. Поэт воспринимает дом как пространство нравственно-этическое, в котором осуществляется (в духе народных традиций и обычаев) формирование человека.











Использованная литература

1. Болотнова Н.С.«Художественный текст. Слово.Концепт» Томск, 2006 г.

2.«Золотые гольцы», Москва, «Современник», 1985 г. .

3. «Певцы родной земли», Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1988 г.

4. Тапхаев Л.Д.»Золотой корень», Улан-Удэ,Бурятское книжное издательство, 1985 г.

5. Тапхаев Л.Д. «Кынгырга», Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1986 г.

6. Тапхаев Л.Д. «Наследство», Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984г.

7. Тапхаев Л.Д. «Сияние в горах», «Бурятское книжное издательство», 1990 г.

8. Халудорова Л.Е, Аюшеева Г.Д. «Образ природы в творчестве поэтов и писателей Тунки», Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2009 г.

9. Халудорова Л.Е. «Экопедагогика» Улан-Удэ, БГУ, 2009 г.

10. Шобоева О.А. «Пространство и время в поэзии Л.Тапхаева», Улан-Удэ,2010 г.



© 2010-2022