Лингвистическая игра для старшеклассников Давайте говорить правильно

Лингвистический ринг «Давайте говорить правильно!» является вторым этапом языкового марафона. На первом этапе был проведен конкурс рефератов на лингвистические темы. Выполняя задания .обучающиеся демонстрируют свои знания по разным разделам русского языка: лексикологии, орфоэпии, морфологии и т.д. Мероприятие содержит интересные задания из разных разделов русского языка и способствует привитию интереса к изучению русского языка, создает атмосферу эмоционального подъема, творческого состязания и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!

(лингвистический ринг)

Цели:

-воспитание интереса к родному языку;

-помощь обучающимся в осознании важности изучения русского языка;

-расширение кругозора и повышение общего уровня культуры обучающихся;

-воспитание потребности в интеллектуальной работе;

-развитие творческих способностей обучающихся;

-обогащение памяти, речи обучающихся;

-создание атмосферы эмоционального подъема, творческого состязания и личностного самовыражения обучающихся;

I этап мероприятия - конкурс рефератов на темы:

1) Орфография. Орфоэпические нормы.

2) Лексика - фразеологические нормы. Лексика. Фразеология.

3) Скороговорки. Определение. История возникновения, виды, назначение.

Жюри подвело итоги /по балльной системе/. Для участников I этапа - конкурсные задания II этапа.

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие ребята, друзья русского слова, победители I этапа нашего конкурса! Нашу встречу сегодня мы посвящаем ему, русскому слову!

Наша задача сегодня - определить абсолютного победителя конкурса.

В этом нам поможет уважаемое жюри (представление жюри).

Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Известный детский писатель С.Я. Маршак в статье «Воспитание словом» сказал:

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых, - будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, ёмкий, умный язык».

Писатель А.Н. Толстой отмечал:

«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

ЧТЕЦ: Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша -

Не гречневая каша,

Не рисовая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке, -

С утра во рту у Саши

Слова простые наши -

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно, -

Как люди говорят, -

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко -

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»

А слышится : «До здания!»

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь!»

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть,

Спросить,

Сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить!

С. Михалков

ВЕДУЩИЙ: Русский лингвист Л.В. Щерба говорил:

«Прежде всего надо учить отчетливому, ясному и правильному произношению». А теперь догадайтесь, почему стали возможны «несуразные вещи». (исполняется шуточная сценка «Несуразные вещи» А. Шибаева).

I сценка:

(1): Здравствуй!

(2): Привет!

(1): Что это ты несешь?

(2): Несу разные вещи.

(1): Несуразные?! Почему они несуразные-то?

(2): Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

(1): Что не сумел?

(2): Отстань.

(1): Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что ты не сумел-то?

(2): Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

(1): Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

(2): Какая жена?! Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

(1): Вот оно что…

(2): А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

(1): Тамарка?

(2): Ага.

(1): И - ничего, симпатичная?

(2): Красивая! Зелёная такая…

(1): То есть как?

(2): Зеленого цвета.

(1): Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли, зеленые?

(2): У кого - волосы?

(1): Да у Тамарки-то.

(2): Что-о?!

(1): Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».

(2): Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

(1): Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

(2): Да отвяжись ты со свое Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

(1): Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

(2): А ну тебя…

(1): Да! Стой, стой!

(2): Ну, что ещё?

(1): Привет передавай.

(2): Кому?

(1): Известно кому: Тамарке, Мишке и мишкиной жене.

ВЕДУЩИЙ (1): В сценке, которую мы с вами посмотрели, причиной путаницы были ошибки в определении границы между словами. А что ещё в произношении может нас запутать? Ещё на смысл сказанного часто влияет ударение. От ударения многое зависит.

Задание участникам №1:

Как можно больше придумать слов, которые одинаково пишутся, но по-разному слышатся (т.е. омографов типа: белки-белки, атлас - атлас, капель - капель, пищи - пищи) ./5 баллов/.

(Пока участники выполняют задание, игра со зрителями №1 «Всё на 100»)

«Всё на 100»

Может ли быть в слове сто одинаковых букв? (Кто придумает больше слов). Стол, стоп, стог, сток, стон, стой, стоя…

Вот послушайте диалог, пока конкурсанты выполняют задание:

II сценка:

ДЕВОЧКА: Что случилось, сынок? Почем ты пищишь?

МАЛЬЧИК: Я лекарство выпил. А здесь написано: три раза в день по столовой ложке. После приема пищи.

Причины путаницы - неверно поставленное ударение.

Задание №2: А все ли из вас знают, как правильно поставить ударение в следующих словах?

/карточки или слайды на доске/:

Нужно расставить ударение в следующих словах:

  • звонит

  • красивее

  • каталог

  • торты

  • жалюзи

  • договор

  • квартал

  • звонишь

  • облегчить

  • скольких

  • обеспечение

  • средства

  • щавель

  • баловать

  • столяр

Карточки сдаются жюри. Максимальная оценка - 5 баллов.

Пока участники выполняют задание, игра со зрителями №2 «Узнай меня!»

«Узнай меня!»

Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с поговорками, приведенными ниже. Нужно восстановить изменённые поговорки.

  • Аппетит проходит во время еды. (Аппетит приходит во время еды).

  • Видит око, да дуб неймет. (Видит око, да зуб неймет).

  • Вот где собака забыта. (Вот где собака зарыта).

  • Все пороги ведут в Рим. (Все дороги ведут в Рим).

  • Город не тётка. (Голод не тётка).

  • Всяк жулик своё болото хвалит. (Всяк кулик своё болото хвалит).

  • Икра стоит свеч. (Игра стоит свеч).

  • Машу маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

  • Взявшие мяч от мяча и погибнут. (Взявшие меч от меч и погибнут).

Задание №3: Прослушайте стихотворение:

Мой дядя выяснял лет сорок

И всё же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней - творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдёт в ватрушки и в пирог.

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы:

«За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродана уже!»

ВЕДУЩИЙ: Так творог или творог? (1 балл за правильный ответ).

Слово жюри.

Задание №4: /омофоны/ - 5 баллов.

А кто больше придумает слов ,которые звучат одинаково, а пишутся по-разному?

От мыла - отмыла

Примерять - примирять

Тон - тонн

Сора - ссора

Бал -балл

Гриб - грипп

Во время выполнения задания - игра со зрителями «Ни в зуб ногой». Подобрать как можно больше фразеологизмов со словами:


Нога

  • одна нога здесь, другая там;

  • встать на ноги;

  • падать с ног;

  • ушла почва из- под ног;

  • путаться в ногах;

  • сбиться с ног;

  • не чуять ног;

  • уносить ноги;

  • встать с левой ноги.

Зуб

  • зуб на зуб не попадает;

  • зубы на полку;

  • зубы заговаривать;

  • навязло на зубах;

  • точить зуб;

  • от зубов отскакивает;

  • говорить сквозь зубы;

  • скалить зубы;

  • ни в зуб ногой.

ВЕДУЩИЙ: Если вы сомневаетесь в правильности произношения слова, загляните в орфоэпический словарь.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких глухих согласных, твердых и мягких согласных, особенности произношения слов иноязычного происхождения, вопросы правильного ударения в словах.

Задание №5 участникам: /каждому отдельная карточка или слайд на доске/.

Правильно произнесите следующие слова: декан, крем, булочная. Конечно, аккордеон, ароматный, либретто, масса, паштет.

Расставьте ударение в следующих словах и правильно их произнесите: Оноре де Бальзак, Шарлотта Бронте, Вольтер, Данте Алигьери, Эдгар По, Исаакиевский собор, Орест Кипренский, Александр Керенский, Осип Мандельштам, Одесса, Оксфордский университет (Великобритания), Константин Бальмонт, Рембрандт.

ЧТЕЦ: Не зная орфоэпии

Во всем великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Возил не шофер, а шофер,

Не фарфор, а фарфор.

Был оглашен не приговор -

Судебный приговор.

Ушел шофер на многие

Не лета, а лета.

И дверь за ним не заперта

Была, а заперта.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску, не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

Ушёл столяр на многие

Не лета, а лета.

И дверь за ним не заперта

Была, а заперта.

Ф. Кривин

ВЕДУЩИЙ: Как называется прием повтора в стихотворении того или иного звука с целью особой выразительности и создания определенного эффекта? (Например, в стихотворении Тютчева «Люблю грозу в начале мая, когда…» он используется для создания эффекта грохота, громыхания, раскатов грома). За правильный ответ - 5 баллов.

Слово жюри.

ВЕДУЩИЙ: Скороговорка - искусственно, ради забавы придуманная фраза, построенная на трудных сочетаниях звуков. Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить»), не запинаясь; это не только веселое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение). Сначала скороговорку надо научиться произносить медленно и отчетливо, обращая внимание на те места, где язык «спотыкается». После небольшой тренировки скороговорку можно произнести несколько раз подряд.

Задание №6: Конкурс подготовленных по вытянутой карточке скороговорок. /5 баллов/. Кто лучше, чище, быстрее, большее количество раз без запинок произнесет доставшуюся ему скороговорку.

Лезут козы в грозу в лозу - лозу козы в грозу грызут.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели - карамель на мели ели.

Волк рыщет - пищу ищет. Вот тебе щи, а нас не ищи!.

Рапортовал да не дорапортовал. Стал дорапортовывать- зарапортовался.

Все скороговорки не переговоришь, не перевыскороговоришь.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Игра со зрителями №4: Закончить скороговорку:


  1. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

  2. От топота копыт пыль по полю летит.

  3. На дворе растет трава, на траве лежат дрова. Не руби дрова на траве двора.

  4. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

  5. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

  6. Коси, коса пока роса. Роса долой, и мы домой.

  7. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

  8. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

  9. Вставай, Архип, петух охрип.

  10. Сшит колпак не по - колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

ЧТЕЦ: Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова», -

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава».

До чего же все занятно,

До чего же не понятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про-,

Быстро гово-,

Быстро не проговорят.

Только я одна умею,

Не сбиваюсь, не робею:

«Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!»

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

М Матусовский

Слово жюри.

Задание участникам №7:

Десять букв алфавита, из которых состоит зашифрованная ниже скороговорка, пронумерованы цифрами от 0 до 9 в строго алфавитном порядке. Вспомните алфавит и расшифруйте скороговорку:

2063 82603 8 23069 2560339, 0 23060 826030 8 20630 2306417.

Задание № 8 Кто быстрее зашифрует скороговорку (по типу задания №7):

Купи кипу пик.

Игра со зрителями «Аналогия» (пока выполняются задания 7, 8)Найти русскую пословицу, по смыслу аналогичную иностранной,

Английская: «Леди, покидающая экипаж, уменьшает его вес».

(«Баба с возу - кобыле легче»).

Английская: «Если фортуна от тебя отвернётся, то полюбишь и осла».

(«Любовь зла, полюбишь и козла»).

Румынская: «Наглеца узнаешь по глазам, как осла по ушам».

(«Молодца видно по походке»).

Финская: «Тот не заблудится, кто спрашивает».

(«Язык до Киева доведет»).

Чешская: «Ошпаренный петух от дождя убегает».

(«Пуганая ворона куста боится» или «Обжегшись на молоке, дует на воду»).

Итальянская: «Когда вода доходит до подбородка, начинают плыть».

(«Спасение утопающих - дело самих утопающих»)

Слова жюри. Итоги.

ВЕДУЩИЙ: Надеемся, мы убедили вас, что нужно учиться правильной русской речи, умению верно произносить слова и ставить в них правильное ударение. Ведь так хочется, чтобы собственная устная речь была более привлекательной!

Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту - человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли». И поэтому давайте учиться говорить правильно!


© 2010-2022