- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа Основы словесности (для учащихся 7-9 классов)
Рабочая программа Основы словесности (для учащихся 7-9 классов)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акылбекова Г.А. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА № 5»
Рассмотрено на заседании ЭМС СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № «».2015 г. «_ _ » ___ __ 2015 г. «_ _ » _ ____ 2015г.
Председателем ЭМС, зам. директора Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №5»
по НМР
_______________ А. Г. Миносьянц _______С.Е. Каминская _______Т. В. Курбанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ СЛОВЕСНОСТИ»
для обучающихся 7-9 классов ( общеобразовательная программа)
Разработчик рабочей программы
учебного предмета «Основы русской словесности»:
Акылбекова Гулмира Абылгазыевна ,учитель русского языка и литературы, высшей категории
г. Муравленко 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам словесности» составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа по «Основам словесности» для 7-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности-изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности-прежде всего как явления искусства слова.
Нормативная база к программе:
-
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ МО и науки РФ № 164 от 3.06.2008 г. « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом министерства образовании Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089.
-
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
-
Приказ управления образования «Об утверждении временного положения о статусе общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях», № 417 от 29.12 2006 г.
-
Требования федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
-
Конвенция ООН "О правах ребенка";
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования;
-
Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы.
-
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2020 годы.
-
Приказ управления образования «Об утверждении временного положения о статусе общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях», № 417 от 29.12 2006 г.
-
Устав МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2015 г.
-
Положение о рабочей учебной программе, приказ № 467 от 05.11.2008 г. 2008г.
Программа «Основы словесности» предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.
В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком-к смыслу, идее произведения словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Цель словесности:
- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями; развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
Ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Требования к уровню подготовки:
-
умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
-
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
-
понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
-
умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
-
развивать «чувство стиля»;
-
умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
-
умение редактировать и совершенствовать текст;
-
умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
-
умение анализировать стихотворения;
-
понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
-
умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
-
умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.
Концепция рабочий программы:
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Обоснование программы
Актуальность:
Программа по основам словесности для 7-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности - прежде всего как явления искусства слова. Программа «Основы словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности - 5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.
Так, в 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, и также употреблять слова в соответствии с их окраской; в 6 - осваивают такое важнейшее понятие. как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; в 7 - изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски; в 8 - осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста; в 9 - получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи.
Новизна:
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, на- пример, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Значимость:
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5-6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ словесности - в 7-9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой.
Предполагаемые результаты:
В 7 классе школьники не только научатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, но и научатся видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров .
В 8 классе ученики освоят такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, научатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов
В 9 классе рассмотрят произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, освоят понятие художественный образ, созданный средствами языка, научатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Основная цель словесности в 7 классе:
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
-
На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом - творцом словесности - на протяжении веков его развития.
-
На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.
Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс словесности в 7 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.
Для достижения поставленных целей используется учебный комплекс:
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.:учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М, Дрофа, 2007
2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение словесности в 7 классе отводится 35 уроков из расчета 1 час в неделю. В том числе:
Зачет
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),
Зачеты
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя», задания творческого характера.
В данном классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- определять тему и основную мысль произведения;
- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
- рассказывать о событии с использованием диалога;
- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
- создавать стилизацию и пародии;
- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;
- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;
- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
- выразительно читать эпические и лирические произведения.
В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- выполнение различных заданий исследовательского характера;
- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Элементы содержания
Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений -книжных и устных народных. Знать, что такое словесность; уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразительного искусства. Уметь отличать разговорный
язык от книжного, узнавать черты каждой из разновидностей разговорного языка и функциональных стилей литературного языка. Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности, как-то: повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация. Знать языковые
способы изображения героев драматического произведения: диалог, монолог, слова автора (ремарки). Знать особенности драматического конфликта, сюжета, композиции. Знать жанры лиро-эпических произведений.
Контроль и проверка знаний.
Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:
• по итогам 1ч. - терминологический диктант;
• по итогам 2ч. - контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др.;
• по итогам Зч. - анализ стихотворения Н.С.Гумилева(с.211) ; эссе о стихотворении Есенина(с.213);
• по итогам 4ч. - терминологический диктант;
По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений.
Ресурсное обеспечение
1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005.
2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 8 класс». - М., 2010.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс: рабочая тетрадь - М
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
Тема
Кол-во
часов
Формы контроля
1. Употребление языка
4
Практическая работа - 1
2. Средства художественной изобразительности
9
Практическая работа - 1
3. Юмор в произведениях словесности
3
Практическая работа - 1
4. Произведения устной народной словесности
3
Практическая работа - 1
5. Эпическое произведение
5
Практическая работа - 1
6. Лирическое произведение
6
Практическая работа - 1
7. Драматическое произведение
5
Практическая работа - 1
Итого:
35
Примерное календарно-тематическое планирование уроков «Основы словесности» 7 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов) 1 полугодие - 18 часов
№
Тема урока
Количество часов
Класс
Дата проведения
Тип урока
Формируемые общеучебные умения и способы деятельности
Межпредметные связи
Учебно-методическое обеспечение
Домашнее задание
1/2/3
Слово и словесность
3
Урок- семинар
Сформировать и
развить языковую личность
Литература,
история
Тренир. упражнения
Введение
п. №1
4/5/6
Разновидности употребления языка
3
Урок-диспут
Слышать и оценивать любое чужое высказывание
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
п. №2,3
7/8
Формы словесного выражения
2
Урок - рассказ
Научить устной,
письменной формам общения
Обществознание,
история,
МХК
п. № 4
9/10
Стилистическая окраска слова. Стиль
2
Урок- практикум
Оценивать эффективность речи по личным ощущениям
Русский язык, литература
Слайды
п. № 5
письмо
/11 12/
13/
Роды, виды и жанры произведений словесности
3
Урок- высказывание
Знание техники создания высказывания
Русский язык, МХК,
литература
Презентация
п. № 6,7
14
15/
16/
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Библия
2
1
Урок-анализ
Формирование внимательного
отношения к
звучащему слову
Русский язык
«Русский язык»
«Звуки и буквы», слайды
п. № 8, 9
17
Резервный урок
1
18
Резервный урок
1
(1 час в неделю, всего 35 часов) 2полугодие - 17 часов
№
Тема урока
Количество часов
Класс
Дата проведения
Тип урока
Формируемые общеучебные умения и способы деятельности
Межпредметные связи
Учебно-методическое обеспечение
Домашнее задание
1
Использова-
ние
библейских жанров и стиля в русской
литературе.
1
Урок усвоения
новых знаний.
Сформировать и
развить языковую личность
Литература,
история
Тренир. упражнения
Найти свои
примеры из литературы.
2
Виды эпических произведений
1
Урок усвоения
новых знаний.
Слышать и оценивать любое чужое высказывание
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
Творческая работа
3
Басня.
1
Урок-концерт.
Научить устной,
письменной формам общения
Обществознание,
история,
МХК
Чтение наизусть
4
Рассказ,
повесть,
роман.
1
Урок усвоения
новых знаний.
Оценивать эффективность речи по личным ощущениям
Русский язык, литература
Слайды
Эпические
жанры.
5
Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя.
1
Урок усвоения
новых знаний.
Знание техники создания высказывания
Русский язык, МХК,
литература
Презентация
Ответы на
вопросы раздела
«Проверь себя!»
6
Пейзаж,
интерьер.
Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
1
.
Урок усвоения
новых знаний
Формирование внимательного
отношения к
звучащему слову
Русский язык
«Русский язык»
«Звуки и буквы», слайды
Роль пейзажа,
интерьера для
характеристики
героя и
рассуждения о герое.
7
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета
1
Урок усвоения
новых знаний.
Сформировать и
развить языковую личность
Литература,
история
Тренир. упражнения
8
Композиция рассказа и повести.
Художественная деталь.
1
Урок усвоения
новых знаний.
Слышать и оценивать любое чужое высказывание
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
Стройность
композиции,
внесюжетные
элементы,
художественная деталь.
9
Виды
лирики
1
Урок усвоения
новых знаний.
Научить устной,
письменной формам общения
Обществознание,
история,
МХК
Проба анализа
стихотворений.
10
Композиция лирического
стихотворения.
Лирический герой.
1
Урок усвоения
новых знаний.
Оценивать эффективность речи по личным ощущениям
Русский язык, литература
Слайды
Презентация
самостоятельного анализа
стихотворения .Анализ
стихотворения.
11
Анализ
лирического
стихотворения.
1
Урок анализа
стихотворения.
Знание техники создания высказывания
Русский язык, МХК,
литература
Презентация
Анализ 3-4
стихотворений.
12
Виды
драматического рода словесности
1
Урок усвоения новых знаний.
Формирование внимательного
отношения к
звучащему слову
Русский язык
«Русский язык»
«Звуки и буквы», слайды
Самостоятельная работа с обсуждением раздела «Проверь себя!»
13
Герои
драматического
произведения и языковые способы их изображения.
1
Урок усвоения новых знаний.
Сформировать и
развить языковую личность
Литература,
история
Тренир. упражнения
Задания раздела «Проверь себя!»
14
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.
2
Уроки усвоения новых знаний.
Слышать и оценивать любое чужое высказывание
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
Сюжет,
конфликт,
композиция.
15
Лиро-эпические виды и жанры.
1
Уроки усвоения новых знаний
Научить устной,
письменной формам общения
Обществознание,
история,
МХК
16
Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединения в них признаков лирики и эпоса.
1
Уроки усвоения новых знаний
Оценивать эффективность речи по личным ощущениям
Русский язык, литература
Слайды
17
Использование чужого слова в произведении.
1
Урок
обобщения
знаний.
Знание техники создания высказывания
Русский язык, МХК,
литература
Презентация
Использование чужого слова в произведении.
« Основы словесности» в 8 классе:
Рабочая программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности-изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности-прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый-начальный этап, первоначальные сведения о словесности-5-6 классы, второй-более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова-7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком-к смыслу, идее произведения словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Цель освоения словесности:
-
подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;
-
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
-
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные
задачи:
-
помочь учащимся изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов; научиться творческому употреблению родного языка;
-
формировать у учащихся умение самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слов;
-
развивать речь учащихся, используя опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств.
Требования к уровню подготовки:
-
умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
-
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
-
понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
-
умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
-
развивать «чувство стиля»;
-
умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
-
умение редактировать и совершенствовать текст;
-
умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
-
умение анализировать стихотворения;
-
понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
-
умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
-
умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
В том числе: контрольных работ-5 час.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций обучающихся (общеучебных умений и навыков)
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся следующих умений:
-
самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка;
-
правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях;
-
наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5 классе, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности - в 8-9 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.
Содержания образования
Тема 1 Средства художественной выразительности 11 часов
Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика. Лексические возможности языка. Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.
Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.
Тема 2 Словесные средства выражения комического 4 часа
Языковые средства создания комического. Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур .Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы .Пародийные афоризмы. Эпиграмма. Обобщение по теме «Словесные средства выражения комического»
Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности 5 часов
Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности
Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 4 часа
Слово в эпическом произведении. Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведений. Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении»
Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 3 часа
Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. Обобщение по
теме «Языковые средства в лирическом произведении».
Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 7 часов
Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как
способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности- закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщения.
Контроль и проверка знаний.
Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:
• по итогам 1ч. - терминологический диктант;
• по итогам 2ч. - контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др.;
• по итогам Зч. - анализ стихотворения Н.С.Гумилева(с.211) ; эссе о стихотворении Есенина(с.213);
• по итогам 4ч. - терминологический диктант;
По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений.
Ресурсное обеспечение
1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005.
2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 8 класс». - М., 2010.
Тематическое планирование
-
№
Название темы, раздела
К-во часов
1
Средства художественной выразительности.
11
2
Словесные средства выражения комического.
4
3
Качества текста и художественность произведения словесности.
5
4
Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.
4
5
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.
3
6
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.
7
Содержание тем учебного курса
Слово и словесность (1ч.)
Показать значение языка в жизни человечества. Словесность как словесное творчество, как произведения искусства слова.
Разновидности употребления языка (3ч.)
Познакомить с разновидностями разговорного и литературного языка.
Формы словесного выражения (4ч.)
Познакомить с формами словесного выражения.
Стилистическая окраска слова. Стиль (3ч.)
Познакомить с стилистическими возможностями лексики и фразеологии, грамматики; стилизацией, пародией.
Роды, виды и жанры произведений словесности (1ч.)
Дать понятия рода, вида и жанра.
Устная народная словесность, её виды и жанры (3ч.)
Познакомить с эпическими, лирическими, драматическими видами народной словесности.
Духовная литература, ее жанры (2ч.)
Познакомить с Библией и жанрами библейских книг.
Эпические произведения их виды (7ч.)
Познакомить с видами эпических произведений. Дать понятия литературный герой, сюжет, композиция рассказа
и повести.
Лирические произведения, их виды (3ч)
Познакомить с видами лирики, композицией лирического стихотворения.
Драматические произведения, их виды (4ч)
Познакомить с видами драматического рода словесности, особенностями драматического конфликта, сюжета и
Композиции.
Лиро-эпические произведения, их виды. (2ч.)
Познакомить с лиро-эпическими видами и жанрами.
Взаимовлияние произведений словесности (2ч.)
Показать использование чужого слова в произведении, пословицы и загадки героев и сюжетов народной
словесности в произведениях русских писателей.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М., Дрофа, 2007
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009
Дополнительныя литература
Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс». - М., 2008.
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007
Львова С. И Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. - Дрофа, М.,2007
Примерное календарно-тематическое планирование уроков «Основы русской словесности» 8 класс
№
Тема урока
Количество часов
Класс
Дата проведения
Тип урока
Формируемые общеучебные умения и способы деятельности
Межпредметные связи
Учебно-методическое обеспечение
Домашнее задание
1/2/3
Средства языка художественной словесности
3
Урок- семинар
Сформировать и
развить языковую личность
Литература,
история
Тренир. упражнения
Введение
п. №1
4/5/6
Словесные средства выражения комического
3
Урок усвоения
новых знаний
Слышать и оценивать любое чужое высказывание
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
п. №2,3
7/8
Качество текста и художественность произведения
2
Урок - рассказ
Научить устной,
Письменным формам общения
Обществознание,
история,
МХК
9/10/11
Языковые средства изображения жизни
3
Урок- практикум
Эффективность речи по личным ощущениям
Русский язык, литература
Слайды
письмо
12/13/14
Точка зрения автора в эпическом произведении
3
Урок усвоения
новых знаний
Знание техники создания высказывания
Русский язык, МХК,
литература
Вопросы и задания
15/16/17
Точка зрения автора в лирическом произведении
2
Урок-диспут
Формирование внимательного
отношения к
звучащему слову
Русский язык
«Русский язык»
«Звуки и буквы», слайды
Ответы на
вопросы раздела
«Проверь себя!»
18/19/20
Точка зрения автора в драматическом произведении
1
Урок- высказывание
Сформировать и
развить языковую личность
Литература,
история
Тренир. упражнения
Вопросы и задания
21/22/23
Взаимосвязи произведений словесности
3
Урок- анализ
(фонетичск.)
Слышать и оценивать любое чужое высказывание
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
Вопросы и задания
24/25/26
Воздействие Библии на русскую литературу
3
Урок усвоения
новых знаний
Научить устной,
Письменным формам общения
Обществознание,
история,
МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
27/28
Мифологические образы в русской литературе
2
Урок усвоения
новых знаний
Эффективность речи по личным ощущениям
Русский язык, литература
Слайды
29/30
Народная словесность
2
Лекция
Определять поэтические фигуры.
Русский язык, МХК,
литература
Презентация
Презентация
31/32
Стили народной поэзии
2
Урок усвоения
новых знаний
Определять юмор и сатиру, средства создания комического
МХК, литература
Тренир. упражнения
Вопросы и задания
33
Влияние народной словесности на литературу.
1
Лекция
Умение определять влияние фольклора на литературу,
умения сравнивать.
Русский язык, МХК, литература
Фильм
(телевизор, DVD)
Ответы на
вопросы раздела
«Проверь себя!»
34
Заключительный
урок-обобщение
1
Урок-обобщение
Умение работать с текстом по его анализу, работать по картине
Русский язык, МХК,литература
Презентация
Вопросы и задания
35
Резервный
1
« Основы словесности» в 9 классе
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе программы «Русская словесность: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений» - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009г
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы Альбетковой Р. И.
Количество часов:
-
всего - 72 часа, в неделю -2часа
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
В системе школьного образования учебный предмет « Русская словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Цель программы обучения: Развитие познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе
Задачи:
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.
Содержание программы
Средства художественной изобразительности
Эпитет в произведении. Аллегория и символ в художественном произведении.
Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы. Парадокс и аналогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Терминологический диктант. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Анализ текста.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Сочинение-рассуждение. Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека. Познание мира средствами искусства слова. Язык как материал словесности.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
В 9 классе предусматривается на изучение словесности 68 часа (2 часа в неделю).
Тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.го
В работе используется учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 год
№
п/п.
Разделы программы
Количество часов
1
Средства художественной изобразительности
20 + 2 часов
2
Жизненный факт и поэтическое слово
8 часа
3
Историческая жизнь поэтического слова
10 часов
4
Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения
12 часов
5
Произведение словесности в истории культуры
12 часов
6
Что вы узнали на уроках словесности
2 час
7
Важнейшие термины словесности
2 час
Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса
В результате изучения курса «Основы словесности» ученик должен знать/понимать:
-
важнейшие термины словесности;
-
смысл понятий: речь устная и письменная прямое и поэтическое значение слова;
-
основные признаки текста, идею произведения;
-
выражение точки зрения автора;
уметь:
-
определять средства художественной выразительности;
-
определять, что такое художественный образ, выделять проблему
художественного образа;
-
определять значение типических образов;
-
определять главное значение искусства слова.
знать/понимать
важнейшие термины словесности
-
смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
-
основные признаки текста, идею произведения;
выражение точки зрения автора;
Учебно-методический комплект для 9 класса
-
Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 год
-
Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
-
Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
-
Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
-
С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 - 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Электронные образовательные ресурсы.
CD - ROM . Русский язык (Справочник школьника).
-
Фраза. Программа - тренажёр по русской словесностидля 5 - 9 классов.
-
Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 - 9 классы.
Использованная литература
1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.год
2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 год
3.Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2008год).
Примерное календарно-тематическое планирование уроков «Основы словесности» 9 класс
№
Тема урока
Количество часов
Класс
Дата проведения
Тип урока
Формируемые общеучебные умения и способы деятельности
Межпредметные связи
Учебно-методическое обеспечение
Домашнее задание
1-2
Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности.
2
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Литература,
история
Тренир. упражнения
Стр.6.Найти и выписать эпитеты из «Слова о полку Игореве»
3-4
Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении.
2
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Литература, МХК
Фильм
(телевизор, DVD)
Стр.13-14.
5-6
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
2
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Обществознание,
история,
МХК
Стр. 14 - 16.
7-8
Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении
2
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Русский язык, литература
Слайды
Стр. 18 - 20.
9-10
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.
2
Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Русский язык, МХК,
литература
Презентация
Стр. 24 -26.
11-12
Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.
2
Урок сообщения новых знаний.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Русский язык
«Русский язык»
«Звуки и буквы», слайды
Стр.27 - 28.
13-14
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
2
Урок сообщения новых знаний.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Русский язык,
Литература, МХК, музыка
Слайды,
таблицы
Стр. 31 - 34.
15-16
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.
2
Урок сообщения новых знаний.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Музыка,
хореография
Выступление
дикторов
Стр. 35 - 38.
17-18
«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .
2
Урок сообщения новых знаний.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Русский язык,
МХК
Репортаж
Собственных
корреспондентов
Стр. 39, индивидуальные задания.
19-20
Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
2
Урок сообщения новых знаний.
Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Литература,
история
Слайды,
таблицы
Стр. 45 - 48.
21
Контроль знаний
1
Урок контроля знаний. Сочинение или тестовый опрос
Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных письменных высказываниях.
Литература
Стр. 56 «Проверь себя»
22-23
Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
2
Урок сообщения новых знаний.
Понимать поэтическое значение словесного выражения.
Литература,
история
Выступление
дикторов
Стр. 69 - 70.
24-25
Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.
2
Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).
Уметь определять тему и идею произведения.
Русский язык,
ЛитератураМХК, музыка
Тексты худ. произведений
Стр. 71 - 73.
26-27
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
2
Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).
Уметь определять точку зрения автора
Музыка,
хореография
Перезентация
. Стр. 74 - 80.
28-29
.Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
2
Урок сообщения новых знаний.
Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.
Русский язык,
МХК
Слайды,
таблицы
Стр. 85 - 90. «Проверьте себя»
30-31
Историческая жизнь поэтического слова.
Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.
2
Урок сообщения новых знаний.
Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений.
Литература,
история
Выступление
дикторов
Стр. 107 -113.
32
Резервный урок
1
33-34
Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.
2
Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).
Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Литература
Презентация
. Стр. 117 - 129. Индивидуальные задания.
35
Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
1
Повторительно - обобщающий урок
Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности
Литература,
история
Слайды
Стр.132 - 137.
36
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
1
Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).
Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности
Русский язык,
ЛитератураМХК, музыка
Хрестоматии
Стр.140 - 146.
37-38
Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
2
Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения.
Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности
Музыка,
хореография
Фильм
(телевизор, DVD)
Стр. 150 - 156. «Проверьте себя»
39-40
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
2
Урок усвоения новых знаний.
Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности.
Русский язык,
МХК
Кадры из фильмов
Стр. 177 - 182.
41-42
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.
2
Урок усвоения новых знаний.
Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Литература,
история
Слайды
Сочинение.
43-45
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
3
Урок усвоения нового материала.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении.
Литература,
Презентация
Стр.183 -189.
46-48
Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.
3
Урок усвоения нового материала.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее.
Литература,
история
«Русский язык»
слайды
Стр. 191 - 192.
49-51
Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности.
3
Урок усвоения нового материала.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять
Русский язык,
ЛитератураМХК, музыка
Слайды,
таблицы
Стр. 194 - 202.
52-54
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.
3
Урок контроля за овладением навыками связной речи.
Создание собственного произведения по личным впечатлениям.
Музыка,
хореография
Презентация
Сочинение, посвящённое целостному анализу произвед.
55-57
Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
3
Урок усвоения нового материала.
Понимать эстетическую природу
Русский язык,
МХК
Репортаж
Собственных
корреспондентов
Стр. 227 - 229.
58-60
.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
3
Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.
Литература,
история
Слайды,
таблицы
Стр. 235 - 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение).
61-62
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..
2
Урок усвоения новых знаний
Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Литература,
Тренир. упражнения
Стр. 253 -254.
63-64
Нравственные проблемы в произведениях словесности
2
Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.
Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Литература,
история
Фильм
(телевизор, DVD)
. Стр. 255 -256.
65-66
Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека
2
Урок контроля за овладением навыками связной речи.
Понимать поэтическое значение словесного выражения.
Русский язык,
ЛитератураМХК, музыка
Выступление
дикторов
Индивидуальные задания.
67-69
Познание мира средствами искусства слова.
3
Урок усвоения новых знаний.
Уметь определять тему и идею произведения.
Музыка,
хореография
Слайды
Стр. 253.
70
Язык как материал словесности.
1
Повторительно - обобщающий урок
Уметь определять точку зрения автора
Русский язык,
МХК
Презентация
Стр. 274 - 227 (термины) наизусть.
71
Контроль знаний. Тестовый опрос.
1
Урок контроля
Литература,
история
72
Резерв
1
Учебно - методическое обеспечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М., Дрофа, 2007.
-
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009.
-
Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». - М., 2011.
-
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007. Львова С. И Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. - Дрофа, М.,2007
-
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. - М.,1998.
-
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
-
Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М., 1980.
-
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
-
Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. - М., 1991.
-
Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V-VIII классы. - М., 1998.
-
Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. - М., 1984.
-
Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.
-
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. - М., 1995.
-
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи - учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. - М., 1996.
-
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.
-
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.
-
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.
-
Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. - Л., 1976.
-
Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
-
Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974.
-
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967.
-
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.
-
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.
-
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1997.
-
Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. - М., 1983.
-
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.
-
Одинцов В. В. Стилистика текста, - М., 1980.
-
Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. - М., 1983.
-
Пешковский А. М. Избранные труды. - М., 1959.
-
Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, - М., 1990.
-
Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. - М.. 1965.
-
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.
-
Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.
-
Слово и образ: Сб. статей. - М., 1964.
-
Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959.
-
Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.
-
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
-
Шмелев Д. Н. Слово и образ. - М., 1964.
-
Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.
-
Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.
-
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
-
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 1960.
-
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.
-
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.
-
Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
-
Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. - М.. 1970.
-
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.
-
Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
-
Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.
-
Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
-
Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
-
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. - М., 1996. - Ч. 1, 2
Словари и справочники
-
Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. - 9-е изд. - М., 1998.
-
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
-
Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: - М., 1998.
-
Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.
-
Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М., 1993.
-
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 1998.
-
Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. - М, 1998.
-
Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - М., 1979.
-
Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб.. 1996.
-
Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. - Т. 1-3.
-
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
-
Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. - Ц., 1976.
-
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.
-
Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
-
Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.
-
Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. - М., 1997. (Словари школьника).
-
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
-
Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. - М., 1985.
-
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
-
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.
-
Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.
-
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
-
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987.
-
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1998.
-
Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. - СПб., 1998.
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. (Любое последующее издание.)
-
Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. - М., 1994.
-
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996.
-
Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.
-
Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
-
Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. - М., 1996.
-
Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.
-
Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. - Ростов-на-Дону; М., 1997.
-
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. - М., 1997.
-
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - 2-е изд. - М., 1997.
-
Шипов Я. Православный словарь. - М., 1998. (Словари школьника).
-
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., доп. - М., 1994.
-
Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. - Новосибирск, 1995. - Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
-
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 - 11 кл. - М., 1995.
-
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.
-
Учебно-методические средства обучения.