Рабочая программа Основы словесности (для учащихся 7-9 классов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 5»


Рассмотрено на заседании ЭМС СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Протокол № «».2015 г. «_ _ » ___ __ 2015 г. «_ _ » _ ____ 2015г.

Председателем ЭМС, зам. директора Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №5»

по НМР

_______________ А. Г. Миносьянц _______С.Е. Каминская _______Т. В. Курбанова















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ СЛОВЕСНОСТИ»

для обучающихся 7-9 классов ( общеобразовательная программа)










Разработчик рабочей программы

учебного предмета «Основы русской словесности»:

Акылбекова Гулмира Абылгазыевна ,учитель русского языка и литературы, высшей категории











г. Муравленко 2015 г.









Пояснительная записка

Рабочая программа по «Основам словесности» составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа по «Основам словесности» для 7-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности-изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности-прежде всего как явления искусства слова.

Нормативная база к программе:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ МО и науки РФ № 164 от 3.06.2008 г. « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом министерства образовании Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089.

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • Приказ управления образования «Об утверждении временного положения о статусе общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях», № 417 от 29.12 2006 г.

  • Требования федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;

  • Конвенция ООН "О правах ребенка";

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования;

  • Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы.

  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2020 годы.

  • Приказ управления образования «Об утверждении временного положения о статусе общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях», № 417 от 29.12 2006 г.

  • Устав МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2015 г.

  • Положение о рабочей учебной программе, приказ № 467 от 05.11.2008 г. 2008г.


Программа «Основы словесности» предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.

В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком-к смыслу, идее произведения словесности.

Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

Цель словесности:

- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями; развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.

Задачи изучения словесности:

1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

Ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.



Требования к уровню подготовки:

  • умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

  • применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

  • понимать сущность комического, развивать чувство юмора;

  • умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

  • развивать «чувство стиля»;

  • умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;

  • умение редактировать и совершенствовать текст;

  • умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;

  • умение анализировать стихотворения;

  • понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;

  • умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;

  • умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

Концепция рабочий программы:

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Обоснование программы

Актуальность:

Программа по основам словесности для 7-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности - прежде всего как явления искусства слова. Программа «Основы словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности - 5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.

Так, в 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, и также употреблять слова в соответствии с их окраской; в 6 - осваивают такое важнейшее понятие. как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; в 7 - изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски; в 8 - осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста; в 9 - получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи.



Новизна:

Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, на- пример, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.

Значимость:

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5-6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ словесности - в 7-9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой.

Предполагаемые результаты:

В 7 классе школьники не только научатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, но и научатся видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров .

В 8 классе ученики освоят такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, научатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов

В 9 классе рассмотрят произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, освоят понятие художественный образ, созданный средствами языка, научатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Основная цель словесности в 7 классе:

помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом - творцом словесности - на протяжении веков его развития.

  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.

Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс словесности в 7 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.

Для достижения поставленных целей используется учебный комплекс:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.:учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М, Дрофа, 2007

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение словесности в 7 классе отводится 35 уроков из расчета 1 час в неделю. В том числе:

Зачет

Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),

Зачеты

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя», задания творческого характера.

В данном классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- определять тему и основную мысль произведения;

- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

- рассказывать о событии с использованием диалога;

- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

- создавать стилизацию и пародии;

- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

- выразительно читать эпические и лирические произведения.

В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Элементы содержания

Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений -книжных и устных народных. Знать, что такое словесность; уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразительного искусства. Уметь отличать разговорный

язык от книжного, узнавать черты каждой из разновидностей разговорного языка и функциональных стилей литературного языка. Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности, как-то: повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация. Знать языковые

способы изображения героев драматического произведения: диалог, монолог, слова автора (ремарки). Знать особенности драматического конфликта, сюжета, композиции. Знать жанры лиро-эпических произведений.



Контроль и проверка знаний.

Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:

• по итогам 1ч. - терминологический диктант;

• по итогам 2ч. - контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др.;

• по итогам Зч. - анализ стихотворения Н.С.Гумилева(с.211) ; эссе о стихотворении Есенина(с.213);

• по итогам 4ч. - терминологический диктант;

По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений.

Ресурсное обеспечение

1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005.

2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 8 класс». - М., 2010.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс: рабочая тетрадь - М



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Употребление языка

4

Практическая работа - 1

2. Средства художественной изобразительности

9

Практическая работа - 1

3. Юмор в произведениях словесности

3

Практическая работа - 1

4. Произведения устной народной словесности

3

Практическая работа - 1

5. Эпическое произведение

5

Практическая работа - 1

6. Лирическое произведение

6

Практическая работа - 1

7. Драматическое произведение

5

Практическая работа - 1

Итого:

35






Примерное календарно-тематическое планирование уроков «Основы словесности» 7 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов) 1 полугодие - 18 часов



Тема урока

Количество часов

Класс

Дата проведения

Тип урока

Формируемые общеучебные умения и способы деятельности

Межпредметные связи

Учебно-методическое обеспечение

Домашнее задание

1/2/3


Слово и словесность

3



Урок- семинар

Сформировать и

развить языковую личность

Литература,

история

Тренир. упражнения

Введение

п. №1

4/5/6

Разновидности употребления языка

3



Урок-диспут

Слышать и оценивать любое чужое высказывание

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

п. №2,3

7/8

Формы словесного выражения

2



Урок - рассказ

Научить устной,

письменной формам общения

Обществознание,

история,

МХК




п. № 4

9/10

Стилистическая окраска слова. Стиль

2



Урок- практикум

Оценивать эффективность речи по личным ощущениям

Русский язык, литература

Слайды

п. № 5

письмо

/11 12/

13/

Роды, виды и жанры произведений словесности

3



Урок- высказывание

Знание техники создания высказывания

Русский язык, МХК,

литература

Презентация

п. № 6,7

14

15/

16/

Устная народная словесность, ее виды и жанры

Библия

2



1



Урок-анализ

Формирование внимательного

отношения к

звучащему слову

Русский язык

«Русский язык»

«Звуки и буквы», слайды

п. № 8, 9

17

Резервный урок

1








18

Резервный урок

1








(1 час в неделю, всего 35 часов) 2полугодие - 17 часов


Тема урока

Количество часов

Класс

Дата проведения

Тип урока

Формируемые общеучебные умения и способы деятельности

Межпредметные связи

Учебно-методическое обеспечение

Домашнее задание

1

Использова-

ние

библейских жанров и стиля в русской

литературе.

1



Урок усвоения

новых знаний.

Сформировать и

развить языковую личность

Литература,

история

Тренир. упражнения

Найти свои

примеры из литературы.

2

Виды эпических произведений

1



Урок усвоения

новых знаний.

Слышать и оценивать любое чужое высказывание

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

Творческая работа

3

Басня.

1



Урок-концерт.

Научить устной,

письменной формам общения

Обществознание,

история,

МХК




Чтение наизусть

4

Рассказ,

повесть,

роман.

1



Урок усвоения

новых знаний.

Оценивать эффективность речи по личным ощущениям

Русский язык, литература

Слайды

Эпические

жанры.

5

Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя.


1



Урок усвоения

новых знаний.

Знание техники создания высказывания

Русский язык, МХК,

литература

Презентация

Ответы на

вопросы раздела

«Проверь себя!»

6

Пейзаж,

интерьер.

Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.


1

.


Урок усвоения

новых знаний

Формирование внимательного

отношения к

звучащему слову

Русский язык

«Русский язык»

«Звуки и буквы», слайды

Роль пейзажа,

интерьера для

характеристики

героя и

рассуждения о герое.

7

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета

1



Урок усвоения

новых знаний.

Сформировать и

развить языковую личность

Литература,

история

Тренир. упражнения


8

Композиция рассказа и повести.

Художественная деталь.

1



Урок усвоения

новых знаний.

Слышать и оценивать любое чужое высказывание

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

Стройность

композиции,

внесюжетные

элементы,

художественная деталь.


9

Виды

лирики


1



Урок усвоения

новых знаний.

Научить устной,

письменной формам общения

Обществознание,

история,

МХК




Проба анализа

стихотворений.

10

Композиция лирического

стихотворения.

Лирический герой.


1



Урок усвоения

новых знаний.

Оценивать эффективность речи по личным ощущениям

Русский язык, литература

Слайды

Презентация

самостоятельного анализа

стихотворения .Анализ

стихотворения.

11

Анализ

лирического

стихотворения.

1



Урок анализа

стихотворения.

Знание техники создания высказывания

Русский язык, МХК,

литература

Презентация

Анализ 3-4

стихотворений.

12

Виды

драматического рода словесности

1



Урок усвоения новых знаний.

Формирование внимательного

отношения к

звучащему слову

Русский язык

«Русский язык»

«Звуки и буквы», слайды

Самостоятельная работа с обсуждением раздела «Проверь себя!»

13

Герои

драматического

произведения и языковые способы их изображения.

1



Урок усвоения новых знаний.

Сформировать и

развить языковую личность

Литература,

история

Тренир. упражнения

Задания раздела «Проверь себя!»

14

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

2



Уроки усвоения новых знаний.

Слышать и оценивать любое чужое высказывание

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

Сюжет,

конфликт,

композиция.

15

Лиро-эпические виды и жанры.


1



Уроки усвоения новых знаний

Научить устной,

письменной формам общения

Обществознание,

история,

МХК





16



Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединения в них признаков лирики и эпоса.

1



Уроки усвоения новых знаний

Оценивать эффективность речи по личным ощущениям

Русский язык, литература

Слайды


17

Использование чужого слова в произведении.

1





Урок

обобщения

знаний.

Знание техники создания высказывания

Русский язык, МХК,

литература

Презентация

Использование чужого слова в произведении.



« Основы словесности» в 8 классе:

Рабочая программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности-изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности-прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый-начальный этап, первоначальные сведения о словесности-5-6 классы, второй-более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова-7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.

В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком-к смыслу, идее произведения словесности.

Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

Цель освоения словесности:

  • подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.



Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные

задачи:

  • помочь учащимся изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов; научиться творческому употреблению родного языка;

  • формировать у учащихся умение самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учиться осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слов;

  • развивать речь учащихся, используя опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств.

Требования к уровню подготовки:

  • умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

  • применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

  • понимать сущность комического, развивать чувство юмора;

  • умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

  • развивать «чувство стиля»;

  • умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;

  • умение редактировать и совершенствовать текст;

  • умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;

  • умение анализировать стихотворения;

  • понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;

  • умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;

  • умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

В том числе: контрольных работ-5 час.



Роль предмета в формировании ключевых компетенций обучающихся (общеучебных умений и навыков)


Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся следующих умений:

  • самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка;

  • правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях;

  • наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5 классе, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности - в 8-9 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

Содержания образования

Тема 1 Средства художественной выразительности 11 часов

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика. Лексические возможности языка. Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.

Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

Тема 2 Словесные средства выражения комического 4 часа

Языковые средства создания комического. Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур .Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы .Пародийные афоризмы. Эпиграмма. Обобщение по теме «Словесные средства выражения комического»

Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности 5 часов

Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности

Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 4 часа

Слово в эпическом произведении. Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведений. Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении»

Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 3 часа

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. Обобщение по

теме «Языковые средства в лирическом произведении».

Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 7 часов

Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как

способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности- закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщения.



Контроль и проверка знаний.


Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:

• по итогам 1ч. - терминологический диктант;

• по итогам 2ч. - контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др.;

• по итогам Зч. - анализ стихотворения Н.С.Гумилева(с.211) ; эссе о стихотворении Есенина(с.213);

• по итогам 4ч. - терминологический диктант;

По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений.

Ресурсное обеспечение

1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М., 2005.

2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 8 класс». - М., 2010.


Тематическое планирование


Название темы, раздела

К-во часов

1

Средства художественной выразительности.

11

2

Словесные средства выражения комического.

4

3

Качества текста и художественность произведения словесности.

5

4

Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

4

5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

3

6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.

7




Содержание тем учебного курса

Слово и словесность (1ч.)

Показать значение языка в жизни человечества. Словесность как словесное творчество, как произведения искусства слова.

Разновидности употребления языка (3ч.)

Познакомить с разновидностями разговорного и литературного языка.

Формы словесного выражения (4ч.)

Познакомить с формами словесного выражения.

Стилистическая окраска слова. Стиль (3ч.)

Познакомить с стилистическими возможностями лексики и фразеологии, грамматики; стилизацией, пародией.

Роды, виды и жанры произведений словесности (1ч.)

Дать понятия рода, вида и жанра.

Устная народная словесность, её виды и жанры (3ч.)

Познакомить с эпическими, лирическими, драматическими видами народной словесности.

Духовная литература, ее жанры (2ч.)

Познакомить с Библией и жанрами библейских книг.

Эпические произведения их виды (7ч.)

Познакомить с видами эпических произведений. Дать понятия литературный герой, сюжет, композиция рассказа

и повести.

Лирические произведения, их виды (3ч)

Познакомить с видами лирики, композицией лирического стихотворения.

Драматические произведения, их виды (4ч)

Познакомить с видами драматического рода словесности, особенностями драматического конфликта, сюжета и

Композиции.

Лиро-эпические произведения, их виды. (2ч.)

Познакомить с лиро-эпическими видами и жанрами.

Взаимовлияние произведений словесности (2ч.)

Показать использование чужого слова в произведении, пословицы и загадки героев и сюжетов народной

словесности в произведениях русских писателей.










Учебно-методические средства обучения

Основная литература

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М., Дрофа, 2007

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

Дополнительныя литература

Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс». - М., 2008.

Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007

Львова С. И Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. - Дрофа, М.,2007













Примерное календарно-тематическое планирование уроков «Основы русской словесности» 8 класс

Тема урока

Количество часов

Класс

Дата проведения

Тип урока

Формируемые общеучебные умения и способы деятельности

Межпредметные связи

Учебно-методическое обеспечение

Домашнее задание

1/2/3


Средства языка художественной словесности

3



Урок- семинар

Сформировать и

развить языковую личность

Литература,

история

Тренир. упражнения

Введение

п. №1

4/5/6

Словесные средства выражения комического

3



Урок усвоения

новых знаний

Слышать и оценивать любое чужое высказывание

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

п. №2,3

7/8

Качество текста и художественность произведения

2



Урок - рассказ

Научить устной,

Письменным формам общения

Обществознание,

история,

МХК





9/10/11

Языковые средства изображения жизни

3



Урок- практикум

Эффективность речи по личным ощущениям

Русский язык, литература

Слайды

письмо

12/13/14

Точка зрения автора в эпическом произведении

3



Урок усвоения

новых знаний

Знание техники создания высказывания

Русский язык, МХК,

литература


Вопросы и задания

15/16/17

Точка зрения автора в лирическом произведении

2



Урок-диспут

Формирование внимательного

отношения к

звучащему слову

Русский язык

«Русский язык»

«Звуки и буквы», слайды

Ответы на

вопросы раздела

«Проверь себя!»

18/19/20

Точка зрения автора в драматическом произведении

1



Урок- высказывание

Сформировать и

развить языковую личность

Литература,

история

Тренир. упражнения

Вопросы и задания

21/22/23

Взаимосвязи произведений словесности

3



Урок- анализ

(фонетичск.)

Слышать и оценивать любое чужое высказывание

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

Вопросы и задания

24/25/26

Воздействие Библии на русскую литературу

3



Урок усвоения

новых знаний

Научить устной,

Письменным формам общения

Обществознание,

история,

МХК



Фильм

(телевизор, DVD)


27/28

Мифологические образы в русской литературе

2



Урок усвоения

новых знаний

Эффективность речи по личным ощущениям

Русский язык, литература

Слайды


29/30

Народная словесность

2



Лекция

Определять поэтические фигуры.

Русский язык, МХК,

литература

Презентация

Презентация

31/32

Стили народной поэзии

2



Урок усвоения

новых знаний

Определять юмор и сатиру, средства создания комического

МХК, литература

Тренир. упражнения

Вопросы и задания

33

Влияние народной словесности на литературу.

1



Лекция

Умение определять влияние фольклора на литературу,

умения сравнивать.

Русский язык, МХК, литература

Фильм

(телевизор, DVD)

Ответы на

вопросы раздела

«Проверь себя!»

34

Заключительный

урок-обобщение

1



Урок-обобщение

Умение работать с текстом по его анализу, работать по картине

Русский язык, МХК,литература



Презентация

Вопросы и задания

35

Резервный

1






















« Основы словесности» в 9 классе

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе программы «Русская словесность: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений» - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009г
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы Альбетковой Р. И.

Количество часов:

  • всего - 72 часа, в неделю -2часа

Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

В системе школьного образования учебный предмет « Русская словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.

Цель программы обучения: Развитие познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе

Задачи:

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.


Содержание программы

Средства художественной изобразительности

Эпитет в произведении. Аллегория и символ в художественном произведении.

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы. Парадокс и аналогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Терминологический диктант. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Анализ текста.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

Произведение словесности в истории культуры

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Сочинение-рассуждение. Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека. Познание мира средствами искусства слова. Язык как материал словесности.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.



Важнейшими условиями реализации являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;



В 9 классе предусматривается на изучение словесности 68 часа (2 часа в неделю).

Тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.го

В работе используется учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 год



п/п.

Разделы программы

Количество часов

1

Средства художественной изобразительности

20 + 2 часов

2

Жизненный факт и поэтическое слово

8 часа

3

Историческая жизнь поэтического слова

10 часов

4

Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения


12 часов

5

Произведение словесности в истории культуры

12 часов

6

Что вы узнали на уроках словесности

2 час

7

Важнейшие термины словесности

2 час



Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса

В результате изучения курса «Основы словесности» ученик должен знать/понимать:


  • важнейшие термины словесности;

  • смысл понятий: речь устная и письменная прямое и поэтическое значение слова;

  • основные признаки текста, идею произведения;

  • выражение точки зрения автора;

уметь:

  • определять средства художественной выразительности;

  • определять, что такое художественный образ, выделять проблему

художественного образа;

  • определять значение типических образов;

  • определять главное значение искусства слова.


знать/понимать

важнейшие термины словесности

  • смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;

  • основные признаки текста, идею произведения;

выражение точки зрения автора;



Учебно-методический комплект для 9 класса



  1. Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 год

  2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).

  3. Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год

  4. Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год

  5. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 - 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

Электронные образовательные ресурсы.

CD - ROM . Русский язык (Справочник школьника).

  1. Фраза. Программа - тренажёр по русской словесностидля 5 - 9 классов.

  2. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 - 9 классы.

Использованная литература



1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.год

2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008 год

3.Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2008год).





Примерное календарно-тематическое планирование уроков «Основы словесности» 9 класс



Тема урока

Количество часов

Класс

Дата проведения

Тип урока

Формируемые общеучебные умения и способы деятельности

Межпредметные связи

Учебно-методическое обеспечение

Домашнее задание

1-2

Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности.

2



Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Литература,

история

Тренир. упражнения

Стр.6.Найти и выписать эпитеты из «Слова о полку Игореве»

3-4

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении.

2



Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Литература, МХК

Фильм

(телевизор, DVD)

Стр.13-14.

5-6

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

2



Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Обществознание,

история,

МХК




Стр. 14 - 16.

7-8

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

2



Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Русский язык, литература

Слайды

Стр. 18 - 20.

9-10

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

2



Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Русский язык, МХК,

литература

Презентация

Стр. 24 -26.

11-12

Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.

2



Урок сообщения новых знаний.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Русский язык

«Русский язык»

«Звуки и буквы», слайды

Стр.27 - 28.

13-14

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

2



Урок сообщения новых знаний.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Русский язык,

Литература, МХК, музыка

Слайды,

таблицы


Стр. 31 - 34.

15-16

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

2



Урок сообщения новых знаний.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Музыка,

хореография

Выступление

дикторов




Стр. 35 - 38.

17-18

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .

2



Урок сообщения новых знаний.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Русский язык,

МХК

Репортаж

Собственных

корреспондентов


Стр. 39, индивидуальные задания.

19-20

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

2



Урок сообщения новых знаний.

Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Литература,

история

Слайды,

таблицы

Стр. 45 - 48.

21

Контроль знаний

1



Урок контроля знаний. Сочинение или тестовый опрос

Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных письменных высказываниях.

Литература



Стр. 56 «Проверь себя»

22-23

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

2



Урок сообщения новых знаний.

Понимать поэтическое значение словесного выражения.

Литература,

история

Выступление

дикторов




Стр. 69 - 70.

24-25

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

2



Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Уметь определять тему и идею произведения.

Русский язык,

ЛитератураМХК, музыка

Тексты худ. произведений


Стр. 71 - 73.

26-27

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

2



Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Уметь определять точку зрения автора

Музыка,

хореография

Перезентация

. Стр. 74 - 80.

28-29

.Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

2



Урок сообщения новых знаний.

Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.

Русский язык,

МХК

Слайды,

таблицы


Стр. 85 - 90. «Проверьте себя»

30-31

Историческая жизнь поэтического слова.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

2



Урок сообщения новых знаний.

Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений.

Литература,

история

Выступление

дикторов




Стр. 107 -113.

32

Резервный урок

1


















33-34

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

2



Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Литература


Презентация


. Стр. 117 - 129. Индивидуальные задания.

35

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

1



Повторительно - обобщающий урок

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Литература,

история

Слайды

Стр.132 - 137.

36

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

1



Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Русский язык,

ЛитератураМХК, музыка

Хрестоматии

Стр.140 - 146.

37-38

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

2



Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения.

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Музыка,

хореография

Фильм

(телевизор, DVD)

Стр. 150 - 156. «Проверьте себя»

39-40

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

2



Урок усвоения новых знаний.

Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности.

Русский язык,

МХК

Кадры из фильмов


Стр. 177 - 182.

41-42

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

2



Урок усвоения новых знаний.

Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

Литература,

история

Слайды

Сочинение.

43-45

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

3



Урок усвоения нового материала.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении.

Литература,


Презентация

Стр.183 -189.

46-48

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

3



Урок усвоения нового материала.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее.

Литература,

история

«Русский язык»

слайды

Стр. 191 - 192.

49-51

Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности.

3



Урок усвоения нового материала.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять

Русский язык,

ЛитератураМХК, музыка

Слайды,

таблицы


Стр. 194 - 202.

52-54

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

3



Урок контроля за овладением навыками связной речи.

Создание собственного произведения по личным впечатлениям.

Музыка,

хореография

Презентация




Сочинение, посвящённое целостному анализу произвед.

55-57

Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

3



Урок усвоения нового материала.

Понимать эстетическую природу

Русский язык,

МХК

Репортаж

Собственных

корреспондентов


Стр. 227 - 229.

58-60

.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

3



Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Литература,

история

Слайды,

таблицы

Стр. 235 - 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение).

61-62

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

2



Урок усвоения новых знаний

Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Литература,


Тренир. упражнения



Стр. 253 -254.

63-64

Нравственные проблемы в произведениях словесности

2



Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.

Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Литература,

история

Фильм

(телевизор, DVD)

. Стр. 255 -256.

65-66

Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека

2



Урок контроля за овладением навыками связной речи.

Понимать поэтическое значение словесного выражения.

Русский язык,

ЛитератураМХК, музыка



Выступление

дикторов


Индивидуальные задания.

67-69

Познание мира средствами искусства слова.

3



Урок усвоения новых знаний.

Уметь определять тему и идею произведения.

Музыка,

хореография

Слайды

Стр. 253.

70

Язык как материал словесности.

1



Повторительно - обобщающий урок

Уметь определять точку зрения автора

Русский язык,

МХК

Презентация

Стр. 274 - 227 (термины) наизусть.

71

Контроль знаний. Тестовый опрос.

1



Урок контроля


Литература,

история



72

Резерв

1















Учебно - методическое обеспечение


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М., Дрофа, 2007.

  2. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009.

  3. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». - М., 2011.

  4. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007. Львова С. И Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. - Дрофа, М.,2007

  5. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. - М.,1998.

  6. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.

  7. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М., 1980.

  8. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

  9. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. - М., 1991.

  10. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V-VIII классы. - М., 1998.

  11. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. - М., 1984.

  12. Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.

  13. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. - М., 1995.

  14. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи - учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. - М., 1996.

  15. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

  16. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

  17. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.

  18. Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. - Л., 1976.

  19. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.

  20. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974.

  21. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967.

  22. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.

  23. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

  24. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1997.

  25. Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. - М., 1983.

  26. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

  27. Одинцов В. В. Стилистика текста, - М., 1980.

  28. Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. - М., 1983.

  29. Пешковский А. М. Избранные труды. - М., 1959.

  30. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, - М., 1990.

  31. Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. - М.. 1965.

  32. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

  33. Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.

  34. Слово и образ: Сб. статей. - М., 1964.

  35. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959.

  36. Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.

  37. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

  38. Шмелев Д. Н. Слово и образ. - М., 1964.

  39. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

  40. Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

  41. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.

  42. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 1960.

  43. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.

  44. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

  45. Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.

  46. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. - М.. 1970.

  47. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.

  48. Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)

  49. Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.

  50. Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)

  51. Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)

  52. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. - М., 1996. - Ч. 1, 2

Словари и справочники

  1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. - 9-е изд. - М., 1998.

  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

  3. Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: - М., 1998.

  4. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.

  5. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М., 1993.

  6. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 1998.

  7. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. - М, 1998.

  8. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - М., 1979.

  9. Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб.. 1996.

  10. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. - Т. 1-3.

  11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

  12. Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. - Ц., 1976.

  13. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.

  14. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

  15. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.

  16. Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. - М., 1997. (Словари школьника).

  17. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

  18. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. - М., 1985.

  19. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.

  20. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

  21. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.

  22. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.

  23. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987.

  24. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1998.

  25. Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. - СПб., 1998.

  26. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. (Любое последующее издание.)

  27. Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. - М., 1994.

  28. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996.

  29. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

  30. Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.

  31. Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. - М., 1996.

  32. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.

  33. Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. - Ростов-на-Дону; М., 1997.

  34. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. - М., 1997.

  35. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - 2-е изд. - М., 1997.

  36. Шипов Я. Православный словарь. - М., 1998. (Словари школьника).

  37. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., доп. - М., 1994.

  38. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. - Новосибирск, 1995. - Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)

  39. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 - 11 кл. - М., 1995.

  40. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.

  41. Учебно-методические средства обучения.











© 2010-2022