План-конспект урока литературы по рассказу Ф. Искандера Сюжет существования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

по теме «Смысл жизни как философско-нравственный аспект бытия человека».

Урок-беседа по рассказу Ф.А. Искандера «Сюжет существования»


Автор разработки Михайлова Раиса Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ
1)Развивающая: развивать логического мышления. Расширять активный словарный запас школьников. Совершенствовать умение связно строить свою речь.

2)Обучающая: Познакомить с биографией и творчеством Ф.А. Искандера. Научить особенностям анализа художественного произведения в форме беседы.
3)Воспитывающая: с помощью музыки и художественного слова пробуждать духовное и эстетическое в учащихся, вызывать в них гуманность и сострадание. Поддерживать интерес к культуре литературного чтения.


Метод: проблемный.
Приёмы: слово учителя; индивидуальные сообщения; диспут.
Форма проведения занятия: дискуссия.
Наглядность и оборудование: презентация к уроку, фрагмент записи мелодий Кавказа; текст произведения.

Структура урока:
1) Вступительное слово учителя (1 мин.)
2) Сообщение ученицы об Абхазии.(3 мин)

3) «Легенда возникновения Абхазии» (1 мин.)

4) Сообщение ученика о жизни и творчестве Ф.А. Искандера (3 мин.)

5) Пересказ содержания. Аналитическая работа по тексту (23 мин.)

6) О поисках смысла жизни Толстым (3 мин)

7) Чтение стихотворения Энтина (1мин.)

8) Чтение наизусть стихотворения (1 мин)
9) Чтение творческих работ учащихся (3 мин.)
10) Подведение итогов (5 мин.)
11) Задание на дом (1 мин.)

Ход урока
(Перед занятием учащиеся прочитали рассказ Ф.А. Искандера «Сюжет существования».)
Вступительное слово учителя (30 сек.)
Учитель: Сегодня мы обратимся к творчеству абхазского писателя Ф. Искандера, познакомимся с его биографией, со страной, в которой родился Искандер. Главное - нам предстоит проанализировать его рассказ «Сюжет существования» и попробовать ответить на один важный философский вопрос: в чем же смысл жизни? Запишите, пожалуйста, тему урока и эпиграф.

Эпиграф
«Я думаю, что настоящие люди - это те, что с годами не утрачивают веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть в борьбе с безумием жестокости и глупости».

Ф.А. Искандер «Начало»

1. Ф. Искандер родился в Абхазии. Что это за страна, нам расскажет Светлана.

2. Чтобы понять истоки возникновения Абхазии и её культурных традиций, необходимо погрузиться в прошлое с её легендами и мифами. Послушаем легенду о том, как Бог создал Абхазию.

Легенда о божественном происхождении Абхазии

Решил Бог распределить земли между народами, чтобы каждый знал свою Родину и заботился о своем Отечестве. Людей Господь оповестил о своем намерении через Ангелов. В назначенный день пришли к нему народы и было указано им, где кому жить на Земле. Только Абхаз явился к Богу с опозданием, лишь на следующий день.
- Я Абхаз, - смущенно сказал опоздавший, - и пришел по воле твоей получить землю.
- Но земли я раздал вчера. Что же ты вчера не явился?
- Я не мог прийти. У меня был гость, и я не мог его бросить,- признался Абхаз.
Господа растрогал поступок человека, ведь Он сам заповедовал встречать гостя, как Бога, а следовательно Абхаз поступил по завету Божьему.
- Ты равен своему поступку,- сказал Бог. - И хотя я уже раздал все земли, но за твой поступок подарю тебе райский кусочек, который приберег для себя. Вот тебе замечательная страна между горами и морем. Назови ее своим именем и живи в ней. Только не преврати ее в ад.
С тех пор Господь, согласно легенде, и живет на небе, а Абхаз - в его земном пристанище.





3.Учитель: Абхазия - не просто райский уголок земли, где мы наслаждаемся великолепием природы, но и место где живут, творят и работают самобытные (своеобразные) замечательные люди.
Ярким представителем абхазской интеллигенции является писатель Фазиль Искандер. Биографию Фазиля Абдуловича Искандера можно изучать по его произведениям. Сегодня нам о нем расскажет Марина.

4. Итак, один из интереснейших рассказов этого писателя - рассказ «Сюжет существования». Давайте вспомним его сюжет. Пересказ содержания рассказа.

5. Учитель: Как вы уже догадались, этот рассказ о смысле человеческой жизни. Обратите внимание на тему урока: «Смысл жизни как философско-нравственный аспект бытия человека». Все ли слова вам понятны?


Аспект - точка зрения, с которой рассматривается какое-л. явление, понятие.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Таким образом, мы должны рассмотреть, проанализировать существование человека с философско-нравственной точки зрения. Проще: попробовать найти ответ на вопрос: в чем истинный смысл жизни?

Многие люди в определенный момент своей жизни задумываются о смысле жизни. Часто причиной тому бывают черные полосы в жизни. Даже Пушкин, казалось бы, такой оптимистичный поэт, написал следующие строчки:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


И Фазиль Искандер не оставил в стороне тему смысла жизни человека.


Учитель: Ребята, давайте подумаем над названием рассказа. Что такое сюжет?

Сюжет - это сама жизнь, дающая человеку срок для выполнения определённых целей и задач.

Учитель: А что же такое - существование?

Существование - 1. Жизнь, бытие. 2. Поддерживание своей жизни.

А если заглянуть глубже в смысл определений, что под этими понятиями хотел показать Ф. Искандер?


Д: Существование - это способ выживания человека в реальном мире.

Учитель: В этом произведении мы с вами видим два пласта существования героев рассказа - природное начало и социальное начало. Как вы понимаете эти выражения? Кто является представителем природного начала?


Д: Маница.

Учитель: Как она выглядела? Докажите примерами из текста, что она представитель природного начала. Где она живет? Чем занимается?

Д: ---Эта еще достаточно интересная женщина сорока с лишним лет, с глазами, затененными мохнатыми ресницами, довольно полная легкой крестьянской полнотой.

--- К вечеру вы вышли на окраину Чегема. Здесь в полном одиночестве жила последняя хуторянка Чегема. Звали ее Маница. Изредка она приезжала в город продавать сыр, орехи, муку.

--- Даже сам чегемский колхоз с его главной усадьбой располагался от нее километрах в пяти. Ей выделили недалеко от ее дома небольшую табачную плантацию, где она мотыжила табак, потом ломала, потом нанизывала на шнуры в табачном сарае и сама, что нелегко, выволакивала оттуда сушильные рамы на солнце.


Учитель: Кто является представителем социального начала? Социальный - относящийся к социуму. Социум - общество.


Д: Дети Маницы, живущие в городе и бывшие мужья.


Учитель: Маница не соглашалась продавать дом. --- Житель центра Чегема так, видимо, и остался в великом недоумении по поводу ее отказа приблизиться к цивилизации. И все дивились - да не приколдована ли она к этому дому?!

Что удерживает героиню в природном начале? Почему для неё важно оставаться здесь? Подтвердите своё мнение текстом.

Д: --- Как подумаю, что дедушкин дом опустеет, - сказала она, - так мне и жить не хочется. Хоть в Кремль меня посадите, как Сталина, жить не хочется. Зачем же надо было дедушке сто лет назад подыматься сюда, строить дом, плодить детей и скот, если жизнь здесь должна кончиться. Нет, пока я жива, жизнь здесь не остановится. Я знаю, что дедушка на том свете доволен мной.

Она верна памяти родового начала. Эта память была ещё заложена дедом, который построил этот дом для своих детей и внуков. Потому что она является хранительницей домашнего очага, что очень важно для представителей природного начала.


Учитель: Так в чем же ее сюжет существования?


Д: Забота о доме, каждодневный труд - это смысл её жизни, её сюжет существования.


Учитель: Подтвердите своё мнение текстом.


Д: --- В красной юбке, в темной кофточке с оголенными, сильными, красивыми руками, она весь вечер легко носилась по кухне и рассказывала о своей жизни, то просеивая муку и равномерно шлепая ладонями по ситу, то воинственно меся мамалыгу мамалыжной лопаточкой, то размалывая фасоль в чугунке, придвинутом к огню, вращая мутовку между ладонями. Наконец, она зарезала курицу, с необыкновенной быстротой общипала ее, промыла внутренности и, насадив на вертел, присела к огню. Она поворачивала вертел, временами отворачиваясь от огня и с улыбкой, далеко идущей улыбкой, поглядывая на нас, как бы находя в наших охотничьих поползновениях много скрытого юмора.

--- Да откуда у меня время скучать.У меня коровы, свинья, куры, огород, поле. Не успеешь оглянуться - уже вечер.

--- Легко вскочила на ноги, сгребла со стола остатки ужина в миску и вышла из кухни кормить собаку.

Слышно было за дверью, как собака смачно хрустит костями, а хозяйка насмешливо приговаривает:

- Да не спеши… Подавишься,

Это память родового начала, которая хранит заветы деда, семейные ценности, традиции народа, а также заботу о хозяйстве, веру в разумность бытия. Все эти понятия являются священными и незыблемыми для героини. Всё это составляет сюжет её существования.


Учитель: А в чём состоит счастье Маницы, как утверждает автор? Что поддерживало в ней хорошее настроение, бодрость духа? Ведь та жизнь, которую она прожила и те события, которые случились с ней и с её детьми, отнюдь не представляются нам счастливыми? Подтвердите своё мнение текстом.


Д: --- Как и у всякой женщины, у нее тоже количество улыбок зависело от качества зубов. Зубы у нее были превосходные. Но кроме этого, как я потом убедился, уверенность в правильности своей жизни поддерживала в ней хорошее настроение.

--- В эту ночь я долго не спал. И мне было хорошо, что я видел счастливую женщину. Она была счастлива, потому что ясно знала и следовала сюжету своего существования.

Я видел десятки, а на всю страну их миллионы, несчастных людей. Одни несчастны из-за своей бедности и боязни стать еще бедней, другие несчастны потому, что разбогатели, но боятся, что не смогут усторожить свое богатство, третьи несчастны оттого, что просто не знают, для чего жить, и все вместе несчастны оттого, что будущее страшит их хаосом жестокой бессмысленности.

Сюжет существования важнее всяких экономических законов, вернее, сами экономические законы могут работать только тогда, когда у человека есть сюжет существования. Вот он есть у этой женщины, и она счастлива, несмотря ни на что.

Счастье героини состоит в том, как убеждает нас автор, что она верит в сюжет своего существования, несмотря ни на что. Её главная забота - забота о доме. Силу противостоять злу Маница черпает в мудрости предков, принципах народной морали.


Учитель: На чём держится вера Маницы? И что для неё значит религия?


Д: --- -Я знаю, что дедушка на том свете доволен мной.

- А ты веришь, что там что-то есть? - спросил я.

- Конечно, - твердо ответила она, - иначе бы я не чувствовала, что дедушка доволен мной.

--- Она дунула в лампу, и свет под дверями исчез.

- Господи, не забывай о нас! - проговорила она, как бы любовно напоминая Богу о его некоторой рассеянности.

Вера главной героини является также основным стержнем существования в реальной действительности, даёт её духовные силы и надежду на лучшее будущее.
Религия помогает ей спастись от повседневных хлопот, от одиночества.


Учитель: Это одиночество как-то её тяготит?


Д: ---- А если весь Чегем переселится в долину? - спросил я.

- Пусть переселяется, - пожала она плечами, - я их и так почти не вижу. Сама себе буду и председателем, и колхозницей.

Хотя она и одинока, но, отнюдь, не потеряна и не замкнута в этом мире. Она разговаривает с домашними животными, ей нравится ухаживать за ними.

--- Через минуту вдруг оттуда раздался ее тихий, но долгий смех. Что-то ее очень смешило, и она явно не могла удержаться.

- Что случилось? - не удержался и я.

- Да ничего, - ответила она, - вспомнила свою корову. Когда я ее дою, она иногда норовит спрятать молоко для теленка. Сегодня, когда я ее доила, она спрятала молоко и сразу же обернулась на меня, мол, догадалась я, что она спрятала молоко, или поверила, что оно кончилось. Хитрющая! Сразу же оглянулась!

Героиня не чувствует безысходности существования, т.к. вера даёт ей духовные силы.


Учитель: Рассмотрим второй пласт - социальное начало. Он гораздо объёмней, поскольку представляет «цивилизацию», общество в целом. Представителями этой «цивилизации», как мы сказали, являются дети Маницы и её бывшие мужья.

Что можно сказать о мужьях Маницы?

Д: --- Мужчины, увлеченные ею, с рыцарской самоотверженностью вскарабкивались на окраину Чегема, но, в конце концов, не вынеся отдаленности от людей и не в силах вступить в диалог с окружающей природой, уходили от нее, низвергались, скатывались вниз, звеня рыцарскими доспехами, и, встав на ноги, отряхивались уже внизу, в долине, кишащей словоохотливыми дураками.
Учитель: Почему город представляется автору как выражение хаоса жестокой бессмысленности?

Хаос - отсутствие поряда, полная путаница.


Д: Потому что в своей основе жизнь его строится по законам социального начала, которое превращает людей в подобие животных; где правят экономические законы, которые либо не работают, либо работают не во благо людей; где царит беззаконие и бесправие; где происходит падение нравственности, распад души; где преступность и наркомания подминают под себя людей.


Учитель: Так как же это социальное начало обошлось с детьми Маницы? Подтвердите своё мнение текстом.


Д: Сын подсел на наркотики, а дочь, запутавшись в своих семейных хлопотах, не видит иного пути. - Затрагивается проблема неопределенности будущего молодым поколением.


Учитель: Мы видим, что природное и социальное начала разделены пропастью. Можно ли человеку вырваться из одного начала и перейти в другое, как вы считаете?


Д: Эта пропасть разделят прошлое и настоящее. Прошлое заключено в природном начале, а настоящее - в социальном. Это два полюса, которые никогда не пересекутся.
Человек может из природного начала, это легко сделать, но при этом утрачивает способность вернуться обратно в своё родовое гнездо, теряет веру, родственную связь, забывает семейные ценности и традиции. А Человек, не знающий прошлого, не может иметь счастливого будущего.


Учитель: В чём же тогда заключается сюжет существования героев в социальном начале?


Д: В том, чтобы выжить в этом большом мире зла.


Учитель: К какому выводу приходит автор? Подтвердите своё мнение текстом.


Д: Если нет перспективы на будущее, если граждане страны потеряли веру в сюжет существования, происходит разрушение духовных и материальных ценностей, и в стране наступает хаос жестокой бессмысленности.


Учитель: Что сильнее в человеке - природное или социальное?


Д: Наверное, социальное, т.к. одно разрушает, а другое - созидает. Это можно наблюдать в нашей современной реальной действительности.

6. Учитель: Так в чем же истинный смысл жизни человека?

Что об этом говорили и писали другие известные люди?

Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием -такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Сознательная жизнь Толстого - если считать, что она началась с 18 лет -подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Первая половина жизни Льва Толстого сложилась очень удачно, счастливо. Граф по рождению, он получил хорошее воспитание и богатое наследство. У него была разгульная молодость. В 1851 годах служил на Кавказе, в 1854 годах участвовал в обороне Севастополя. Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотя повести и рассказы приносили славу Толстому, а большие гонорары укрепляли состояние, тем не менее его писательская вера стала подрываться. Он увидел, что писатели учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья правда выше. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858). В течение года (1861) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками. Ничто не приносило Толстому полного удовлетворения. Разочарования, которые сопровождали каждую его деятельность, стали источником нарастающего внутреннего смятения. Духовный кризис привел к резкому перевороту в мировоззренческих взглядах Толстого. Этот переворот явился началом второй половины жизни. Он пришел к выводу, что он, как и большинство людей, жил жизнью, лишенной смысла - жил для себя. Все, что он ценил -удовольствия, слава, богатство, - подвержено забвению. "Я, - пишет Толстой, - как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели". Все, чем он жил раньше, было ложным. А что же не ложь, что не суета? Ответ на этот вопрос Толстой нашел в учении Христа. Оно учит, что человек должен служить тому, кто послал его в этот мир - Богу и в своих простых заповедях показывает, как это делать.

Толстой пробудился к новой жизни. Сердцем, умом и волей он принял программу Христа. Толстой поставил перед собой цель - найти то, что не подвластно смерти.
Л. Н. Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным трудом, опыту народа.

Простые люди хорошо знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором для них нет никакой трудности, никакой загадки. Они знают, что надо жить по закону божьему и жить так, чтобы не погубить свою душу. Они знают о своем материальном ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается душа, связанная с Богом. Малообразованность этих людей, отсутствие у них философских и научных познаний не препятствует пониманию истины жизни, скорее наоборот, помогает. Странным образом оказалось, что невежественные, полные предрассудков крестьяне сознают всю глубину вопроса о смысле жизни, они понимают, что их спрашивают о вечном, неумирающем значении их жизни и о том, не боятся ли они предстоящей смерти. Вслушиваясь в слова простых людей, вглядываясь в их жизнь, Толстой пришел к заключению, что их устами глаголет истина. Они поняли вопрос о смысле жизни глубже, точнее, чем все величайшие мыслители и философы.

"Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам". "Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни".
Из этих определений становится понятным, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.
Верующий человек правильно относится к другим людям и правильно относится к самому себе.

Как в понимаете это выражение: правильно относиться к другим?

Правильное отношение к другим людям определяется тем, что надо любить людей как братьев, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними. Перед Богом теряют какой бы то ни было смысл все человеческие дистанции между богатством и бедностью, красотой и безобразием, молодостью и дряхлостью, силой и убожеством и т. д. Необходимо ценить в каждом человеке достоинство божественного происхождения.

Правильное отношение к себе кратко можно определить как заботу о спасении души. - Вот как понимал смысл жизни Толстой.

А теперь обратите внимание на доску: вы видите стихотворение Юрия Энтина, в котором поэт дает нам простой совет.

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

7. А сейчас хотелось бы послушать еще одно стихотворение, которое связано с темой нашего урока. Нам его подготовила Ирина. Чтение наизусть.

В чём смысл нашей жизни? В победах лихих?
В достатке? В потомстве здоровом?
В разгладке морщин, чтобы не было их?
В счастливой семье с тёплым кровом?

А может быть, в творчестве? В наших стихах,
Картинах и красочных танцах?
А может быть, в том, чтоб испытывать страх,
Но наперекор, улыбаться?

А может быть, смысл нашей жизни - в пути,
В познании сути Вселенной?
А может быть, - в том, чтобы просто идти,
С улыбкой глядеть вдохновенной

И видеть божественность в каждом цветке,
В травинке и в солнечном свете.
Держа лепесток на открытой руке,
Глядеть, как лизнёт его ветер,

Поднимет, закружит и вдаль унесёт,
Как сон унесёт наши мысли…
А ведь лепесток своей жизнью живёт, Не думая о её смысле…

8. Ребята, а как вы понимаете смысл жизни? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.


Чтение творческих работ учащихся (5 мин.)
(На выбор зачитываются 2-3 творческие работы) Тема мини-сочинения: «В чём я вижу сюжет моего существования?»


9. Подведение итогов (5 мин.)

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Вернемся к рассказу Искандера, к эпиграфу. Скажите, пожалуйста, что хотел сказать Фазиль Искандер нам, читателям.

Человеку надо постараться найти истинный смысл жизни. Истинный смысл - в добре, вере, гармонии, красоте. Нельзя допускать, чтобы жизнь превратилась в хаос, безумие жестокости и глупости.

9

© 2010-2022