БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» АВТОРЕФЕРАТ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На правах рукописи


Новикова Елена Владимировна


БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ

В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации

на соискание квалификационной академической степени магистра




Направление 050300 «Филологическое образование»

Программа «Литературное образование»

















Уфа - 2013

Работа выполнена на кафедре русской литературы федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет»










Научный руководитель:

Борисова В.В., д.ф.н., проф.

Рецензенты:

Шаулов С.С., к.ф.н., доц.

Лаврентьева А.А., к.ф.н.






Защита состоится «26» января 2013 г. в 9 часов на заседании государственной аттестационной комиссии при Башкирском государственном педагогическом университете по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, корпус 3, к.213.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


В литературоведческой науке конца XX - начала XXI вв. усилился интерес к духовному содержанию отечественной словесности, в результате чего актуализировались исследования о влияния Библии на мировоззрение и художественное творчество писателей-классиков. Продуктивным стало прочтение русской литературы, в том числе и произведений Ф.М. Достоевского в ключе многослойного библейского подтекста, духовные смыслы которого выявляются посредством анализа библейских цитат, реминисценций, аллюзий на сюжетном, образном и мотивном уровнях художественного текста.

В работах современных исследователей творчества великого художника влияние поэтики Библии отмечено в сфере онтологичности слова (Т.А. Касаткина), притчевом архетипе, в частности, мотиве блудного сына (В.А. Михнюкевич, Ю.В. Шатин, Т.И. Печерская, А.В. Чернов, Ф.Б. Тарасов, В.И. Габдуллина), в повествовании и проблематике (Р.Г. Назиров, В.Г. Одиноков, Б.Н. Тихомиров), в христианском хронотопе (В.Н. Захаров), в особенностях характерологии и антропологии (Т.А. Касаткина, Г.Г. Ермилова, А.Е. Кунильский, В.В. Иванов, А.Б. Криницын), архетипе пасхальности и идее соборности (И.А. Есаулов, В.В. Борисова).

Помимо этого в качестве жанровых образцов повествовательных форм и источников мотивов и образов у Ф.М. Достоевского рассматриваются труды святых отцов (С. Сальвестрони), жития и апокрифы (Д.С. Лихачев, В.Е. Ветловская), ветхозаветные книги (Т.А. Касаткина, И.Д. Якубович, М.А. Ионина) и другие.

Актуальность диссертации обусловлена:

во-первых, полемикой вокруг вопроса об авторской позиции Ф.М. Достоевского;

во-вторых, дискуссионностью проблемы функционирования евангельского текста в русской литературе в целом и в произведениях Ф.М. Достоевского в частности;

в-третьих, введением в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики», в преподавании которого, на наш взгляд, литературный контекст особенно необходим.

В качестве научной гипотезы выдвигается мысль о том, что в организации авторской повествовательной стратегии в тексте «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского Евангелие оказало наибольшее влияние.

Объектом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассмотренный в художественном, публицистическом, эпистолярном и документально-биографическом контексте творчества писателя.

Предметом исследования является функционирование прямых и косвенных цитат в тексте «Преступления и наказания».

Цель работы: исследование функционирования прямых и косвенных цитат в тексте романа, направленное как на анализ формальной стороны повествовательно-коммуникативной организации текста Ф.М. Достоевского, так и на выяснение содержательного плана авторского дискурса, связанного с духовными и мировоззренческими установками и представлениями писателя.

Задачи исследования:

- разработать терминологический аппарат исследования функционирования прямых и косвенных цитат в тексте Ф.М. Достоевского, выработать методику их анализа;

- выявить прямые и косвенные евангельские цитаты в романе «Преступление и наказание»;

- представить анализ библейских цитат в тексте романа с учетом авторского дискурса;

- разработать элективный курс для старшей школы по проблематике исследования.

Теоретической основой для рассмотрения библейских цитат в произведении Ф.М. Достоевского стали положения, выдвинутые М.М. Бахтиным, Ю.М. Лотманом, В.В. Виноградовым, Б.О. Корманом, В.Е. Ветловской, Р. Г. Назировым, В. Шмидом, Г.А. Мейером, М. Фуко, А.К. Жолковским и другими современными литературоведами.

Сама проблема взаимодействия «евангельского текста» с авторской поэтической системой освещается с опорой на исследования Т.А. Касаткиной, К.В. Мочульского, В.Н. Захарова, Е.Г. Новиковой, В.Г. Одинокова, С. Сальвестрони, В.И. Габдуллиной, В.В. Борисовой и др.

Методологическим инструментарием диссертационного исследования являются принципы и приемы филологического, в том числе интертекстуального, анализа художественного текста.

Практическая значимость представленной работы состоит в том, что ее результаты и материалы могут быть использованы в лекционных теоретико-литературных и историко-литературных курсах, в спецкурсах и семинарах по теории и истории русской литературы. Элективный курс «Библейские цитаты в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» рекомендуется для учащихся 10 классов общеобразовательных и профильных школ.

В структуру диссертации входят введение, три главы, заключение и список использованной и цитированной литературы, состоящий из 220 названий.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, сформулирована гипотеза, определяются цели, задачи, методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы, выдвинуты положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматривается теория и история освещения проблемы «Ф.М. Достоевский и Библия» на основе большого ряда работ отечественных и зарубежных исследователей.

Во второй главе непосредственно анализируются и толкуются многочисленные библейские цитаты в тексте романа «Преступление и наказание».

В третьей главе в контексте Библии комментируются примеры искушения главного героя произведения нечистой силой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль библейских цитат, реминисценций, аллюзий в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно значима. Они имеют отношение как к формальной стороне повествовательно-коммуникативной организации произведения, так и к содержательному плану авторского дискурса. Функционируя на сюжетном, образном и мотивном уровнях художественного текста, они создают многослойный библейский подтекст, духовные смыслы которого в высшей степени важны для адекватного постижения романа писателя.

2. В «Преступлении и наказании» библейская цитата отличается от других включений «чужого слова». Она выступает как способ творящего бытия слова в пространстве художественного текста Ф.М. Достоевского. Его отношение к ней тесно связано с отношением к Слову вообще. Такая цитата всегда оборачивается присутствием в романе писателя-христианина всей полноты сакрального смысла, его прозреванием и пониманием.

3. Введение евангельского текста влечет за собой преображение художественного мира произведения. Так, в ходе чтения последовательно возникают образы Христа, Лазаря, сомневающихся иудеев, жен-мироносиц, Марии Магдалены, Иуды, звучат мотивы Каина, смерти и воскресения, прелюбодеяния, бесов и бесовства, причащения, казни Египетской, вводится отрывок из 90 псалма («Живые помощи»), эсхатологические мотивы и т.д.

4. Писатель активно актуализирует ряд библейских сюжетов, важнейшие библейские символы, например, сакральные «тридцать сребренников», которые трижды фигурируют в «Преступлении и наказании». Ключевую роль христианская символика играет в финале романа, в котором возникает живая икона из фигур Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. Не менее значимы в художественной структуре произведения Ф.М. Достоевского христианские мотивы искушения и испытания веры. Так, Раскольникова на протяжении всего повествования искушают инфернальные силы. В романе много раз упоминается нечистая сила, от которой герой спасается молитвой.

6. В произведении Ф.М. Достоевского много не только вербальных цитат, но и так называемых квази-цитат. Например, фазы покаяния и воскресения в романе «Преступление и наказание» представлены посредством системы символических жестов земного поклона и поцелуя, соединяющих героя с миром людей и Богом.

Все цитаты из произведений Ф.М. Достоевского приведены (за исключением специально оговоренных случаев) по Полному академическому собранию сочинений в 15-ти томах (Л.: Наука, 1989г.). В скобках арабскими цифрами указаны цитируемые страницы. Цитаты из Библии обозначаются сокращенно. Например: Ио. 21:25. Это значит, что нужную ссылку следует искать в Евангелии от Иоанна (21 глава и 25 стих). Восстановлены заглавные буквы в написании имен Господа, Богородицы, других святых имен и понятий, вынужденно пониженных по требованиям советской цензуры.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология работы, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматривается теория и история освещения проблемы «Ф.М. Достоевский и Библия» в отечественной и зарубежной науке. Проблема христианского мировоззрения и христианской поэтики произведений русского писателя впервые была поднята на рубеже ХІХ-ХХ веков. Ею занимались такие философы, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и другие отечественные мыслители.

Однако работы дореволюционных авторов в большей степени представляют собой метафизический взгляд на Достоевского, в них нет полноценного анализа евангельского текста в произведениях писателя. Исключением могут служить работы преподобного Иустина (Поповича) и Вяч. Иванова, идеи которого впоследствии развил М.М. Бахтин.

На современном этапе развития литературоведения нет единства в понимании религиозности Достоевского, хотя соответствующих исследований очень много. Так, под редакцией В.Н. Захарова вышло семь выпусков серии «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков», в которых произведения автора «пятикнижия» занимают центральное место.

Библейские цитаты у Достоевского рассматриваются также в большом ряде работ, напечатанных в альманахах «Достоевский и мировая культура», «Достоевский и современность», «Ф.М. Достоевский и православие». В.В. Борисова, оценивая состояние изучения христианских аспектов мировоззрения и поэтики писателя, отмечает, что современное достоевсковедение склоняется к «сопряжению религиозно-метафизического, онтологического и поэтологического подходов».1

Проблемой функционирования библейского текста в творчестве Ф.М. Достоевского, в том числе и в романе «Преступление и наказание», занимались и зарубежные ученые. С. Сальвестрони, в частности, подчеркнула, что в нем библейская цитата отличается от других текстов в тексте2. Большое значение в понимании философии Ф.М.Достоевского, с точки зрения осмысления писателем идеи Бога, имеет труд Р. Лаута. Рассмотрев «метафизическую свободу, с одной стороны, и всеобщий синтез с Богом и в Боге - с другой, суть две противоположные идеи, с которыми развивается человечество»,3 исследователь приходит к выводу, что сильная сторона Ф.М.Достоевского - его «положительная философия», в основе которой утверждается человеческое единение и безусловная братская любовь.

В современном достоевсковедении существует ряд работ, в которых исследуется идейно-композиционная роль цитат в произведениях писателя. К таким, в первую очередь, относятся исследования Т.А. Касаткиной, являющиеся для нас основополагающими4. Их отличает внимание ко всему смысловому объему библейского слова, актуализированного в сознании автора, исследуется его словоупотребление в различных контекстах.

Особенно значимыми в плане изучения библейских цитат в произведении писателя являются книги Г.А. Мейера и Б.Н. Тихомирова.5 В них специальное внимание уделяется той художественной роли, которую играет та или иная отсылка в романе.

Благодаря усилиям многих литературоведов выработана методология исследования функционирования цитат в текстах художника, разделяющихся на собственно цитату, квази-цитату, аллюзию, реминисценцию и «парафраз». При этом Ф.М. Достоевский цитирует как отдельные строки из Библии, так и ее развернутые фрагменты, например, притчу о Воскресении Лазаря (Евангелие от Иоанна, 2:11).

Во второй главе диссертации непосредственно рассматриваются библейские цитаты в тексте романа «Преступление и наказание», в первую очередь их символическая функция. Произведение Ф.М. Достоевского наполнено целым рядом библейских образов, мотивов, реминисценций. В ходе чтения возникают образы Христа, Лазаря, сомневающихся иудеев, жен-мироносиц, Марии Магдалены, Иуды, звучат мотивы Каина, смерти и воскресения, прелюбодеяния, бесов и бесовства, причащения, казни Египетской, вводится отрывок из 90 псалма («Живые помощи»), эсхатологические мотивы и т.д.

Жизнь Христа и Воскрешение Лазаря - две главные сферы библейских отсылок в романе. То, что обе они предполагают подтверждение и объяснение параллелями с библейским текстом, наводит на мысль об уместности анализа романа «Преступление и наказание» с точки зрения аллюзий на исходную ситуацию согрешения и «воскрешения» в Библии.

В этом отношении можно выделить три символических плана, имея в виду символику цвета и деталей, символику имен и событий. Так сцена первой встречи Раскольникова с Мармеладовым есть отображение евангельской сцены Сретения (встречи). Мармеладов особенно часто цитирует Евангелие.

В его речи мы находим, например, аллюзию на Апокалипсис. Ср.: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушаться, земля и все дела на ней сгорят» (2-е Петра. 3:10-11) и «…к вечеру, как тать в ночи, похитил у Екатерины Ивановны от сундука её ключ, вынул что осталось из принесенного жалования, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние…и всему конец!» (с.23). Также благодаря прямой цитате из Библии Мармеладов выстраивает параллель Соня - Мария Магдалина.

Особенно показателен пример с «тридцатью сребренниками», которые трижды фигурируют в тексте романа. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он, подобно Иуде Искариот, предал её, покушаясь на жизнь. Тридцать целковых, принесенные Соней, вынужденно ставшей на путь греха, также соотносятся с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Христа. Тридцать копеек вынесла Соня отцу, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощутить себя предателем.

Ф.М. Достоевский посчитал важным указать и время, в которое Соня вступает на путь греха: « эдак часу в шестом Сонечка… с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла». Время, обозначенное автором «Преступления и наказания» совпадает со временем принятия Христом крестных мук в Евангелиях.

Сонечка снимает квартиру у портного Капернаумова, и это очень многозначительная и до конца не объясненная аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум, который был важным торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию. Ни в каком другом городе Палестины Иисус Христос не проповедовал и не являл Своего могущества больше, чем здесь. Неслучайно и в пространстве «Преступления и наказания» именно в доме Капернаума происходит чудо озарения Раскольникова.

Убийца просит блудницу прочитать ему о воскресении Лазаря. Сонечка читает знакомые и любимые библейские строки в надежде, что «он тоже сейчас услышит, он тоже уверует»: «Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнемите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе. Сонечка энергично ударила на слове четыре» (с.310). Чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства, если не считать дней беспамятства Раскольникова. В беспамятстве он, кстати, тоже пролежал четыре дня.

Скрыто, но не менее значимо звучит в «Преступлении и наказании» библейский мотив Каина, также вызывающий ассоциативные аналогии: «Земля, на которую упала кровь Авеля, проклинает тебя, когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Ветхий Завет. Быт.4:10).

После убийства старухи-процентщицы и Лизаветы Раскольников чувствует себя именно изгнанником, он не может, как прежде, общаться с родными и друзьями: «уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить» (с.216). «Мать, сестра, как любил я их! Отчего, теперь я их ненавижу? ...подле себя не могу выносить…»(с.260).

Ключевую роль христианская символика играет в эпилоге романа, где возникает икона Божией Матери «Споручницы грешных», выступающей Предстательницей, Поручительницей между кающимся человеком и Господом Иисусом Христом.

Также символично, что Раскольников находится в остроге уже «девять месяцев» - это срок пребывания плода в утробе матери, что указывает на то, что пора ему «родиться от Духа», исходящего от Богородицы - Сони. Нельзя не согласиться с наблюдениями Т.А. Касаткиной, что и одежда (бурнус-накидка, напоминающая мафорий, одежду замужних палестинских женщин, которую носила Мария), и побледневшее, похудевшее и осунувшееся лицо с огромными, как бы увеличившимися глазами, и выражение лица: привет, радость - в сочетании с робко протянутой рукой удивительно точно передают впечатление от икон с жестом моления, ласки и привета. И само чудо, совершенное ее любовью над Раскольниковым, отвернувшимся от Бога, напоминает чудеса, происходящие у чудотворных икон.

В библейском контексте символична и семантика имен и фамилий персонажей, прежде всего главного героя. Родион (греч) - розовый, вызывающий ассоциации с бутоном розы, атрибутом Иисуса Христа и многих святых. Роман - крепкий (греч). Это - одно из именований Христа при молитве Троице («Cвятый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»). Отсюда следует, что Родион Романович Раскольников - бутон Христа. В конце романа мы увидим, как он распустится. Так, Ф.М. Достоевский подводит нас к мысли о том, что Родион Раскольников - это Христос романного мира.

Чудо его воскресения не случайно вписано в пасхальный хронотоп. Болезнь героя совпадает с концом поста, который заканчивается Лазаревой субботой, Страстной седмицей и Святой седмицей.

В третьей главе диссертации комментируются примеры искушения Раскольникова нечистой силой; в частности, показывается, что для Ф.М. Достоевского особый интерес представляют психологические коллизии, связанные с фазами искушения плоти и духа героя после его отхода от Бога и возвращения - нравственного воскресения после покаяния. Это архетипический сюжет о договоре человека с дьяволом.

В романе «Преступление и наказание» достаточно много упоминаний о нечистой силе (черте, дьяволе, таинственной «воле», ведущей к греху), искушающей героя: «Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил… Старушонку эту черт убил, а не я» (с.398). Это не пустая отговорка, тут подлинное свидетельство человека, прошедшего непосредственно через преступный опыт, переступившего через запретный порог и познавшего на себе власть темного потустороннего, но абсолютно реального существа. И, как окончательное разъяснение звучат ответные слова Сони Мармеладовой: «От Бога вы отошли и Бог вас поразил, дьяволу предал».

За искушением следуют фазы покаяния и воскресения, представленные в романе посредством системы символических жестов земного поклона и поцелуя как высших проявлений духовного единения человека и Бога.

В Заключении работы представлены выводы о роли библейских цитат, реминисценций, аллюзий в «Преступлении и наказании». Они функционируют на сюжетном, образном и мотивном уровнях, создавая многослойный библейский подтекст романа.


Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Новикова Е.В. Функционирование библейских цитат и мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Инновационный потенциал молодежной науки: Материалы Республиканской научно-практической конференции. 25 мая 2011г. / Под ред. А.Ф.Мустаева. - Т.1. -Уфа: БГПУ им.М.Акмуллы. 2011. - С.102-105.

  2. Новикова Е.В. Библейские цитаты в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Библия и русская литература: программы элективных курсов / отв. ред.: д.ф.н., проф. В.В. Борисова, к.п.н., доц. Л.А. Утяшева; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа, 2012. -С.12 -18.

  3. Евангельские образы и символы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Конспект урока в X классе // Библия и русская литература: программы элективных курсов / отв. ред.: д.ф.н., проф. В.В. Борисова, к.п.н., доц. Л.А. Утяшева; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа, 2012. - С.67-76 .







1 Борисова В.В. Христианские аспекты мировидения и поэтики Ф. М. Достоевского: современное состояние изучения // Достоевский и современность: Материалы XXII Международных Старорусских чтений 2007 года. Великий Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2008. - С. 33.

2Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. - СПб., 2001. - С.10-11.

3 Лаут P. Философия Достоевского в систематическом изложении. - М., 1996. - С. 407.

4 Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». - М., 2004.

5 Г.А. Мейер. Свет в ночи (о «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. - Frankfurt/Main, Рrinted in Germany, 1967; Б.Н. Тихомиров «"Лазарь! гряди вон". Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в современном прочтении»;

© 2010-2022