Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРИВОЛЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО

Протокол №_________ Заместитель по УР Директор

«____»________2015 г. «____»_________2015 г. МКОУ Приволжская СОШ

Руководитель МО «____»____________2015 г.

_________\Вихрестюк И.В.\ ________\Кононерова О.В.\ __________\Кожина С.А.\






Рабочая программа учебного курса

по литературе

для 9 класса







Ф.И.О. учителя : Онуфриенко Н.В.


2015- 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.), а также с учетом методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)

п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Введение

1

1



2.

Древнерусская литература

3

2

1


3.

Литература XVIII века

9

9



4.

Русская литература XIX века

58

53

4

1

5.

Русская литература XX

25

23


2

6.

Зарубежная литература

6

6




Итого

102




Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Методы обучения:

*ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

*ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

*ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

*ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

3) Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2002

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2010

2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 1998

  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2003

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2008

4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4"ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2"ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 - 100 %;

  • «4» - 70 - 89 %;

  • «3» - 50 - 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка - 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.




Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема

урока

Кол-во

Ча

сов

Тип урока

Содержание

образования

Виды учебной деятельности

Планируемый

результат

освоения

материала

Внутрипредметные и межпредметные

связи

Виды контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Введение.

(1 час)

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Изучение нового материала. Комбинированный

Основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в

Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек - главный предмет искусства..»


Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

История

Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Стр.4-8 (читать, пересказы

вать), составить план текста. Вопросы на стр. 8



2

Из древнерусской литературы

(5 +2 р.р. часов)

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

жанры древнерус

ской литературы, особенности «Слова…»

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение. Фрагменты.


Знать:жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь: характеризовать данный период развития литературы.


История «Древняя Русь»

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.


Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.




3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Специфика жанра, образов, языка «Слова»

Работа над текстом.

Эвристическая беседа


Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

История «Древняя Русь»

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Домашнее сочинение №1 Темы: "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "



4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Комментирование текста, установление ассоциати

вных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.


Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

История «Древняя Русь»

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.


Вступление наизусть.




5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?

Работа над текстом.

Эвристическая беседа


Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

История «Древняя Русь»

В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины?

Презентация



6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот?

Работа над текстом.

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

История «Древняя Русь»

Каков голос автора? Доказать это примерами из текста.

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».



7


8

РР Анализ эпизода в «Слове..».

«Плач Ярославны»

РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»


2

Урок развития речи

Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

Уметь участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения, отстаивать

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.

История «Древняя Русь»

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

Дописать сочинение



9

Русская литература ХVIII века ( 9ч. )

Характеристика русской литературы ХVIII века


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана . Викторина по материалам статьи.

Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

История «Исторические личности»

Фронтальный опрос класса

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40



10

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

Лекция. Аналитическое чтение произведения.

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

История «Исторические личности»

Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение



11

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

Жанр оды.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

История «Исторические личности»

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

Наизусть отрывок из "Вечернего размышления ".



12

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.

Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

История «Исторические личности»

Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

С.59-64, записи в тетрадях.



13

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

«Забавный русский слог» Державина и его особенности

Наблюдение над «высоким» слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

История «Исторические личности»

Выразительно читают «Памятник»Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"


14

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Жанр путешествия,

черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева

Лекция. Обучение

конспектированию. Работа над содержанием произведения

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

История «Исторические личности»

Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

С.68-74, вопросы 1-6 Ответить на вопрос 8, стр74



15

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева.

Замысел книги, понятие «подтекст»

Практикум

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

История «Исторические личности»

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.

Вопросы 7-9, с.74



16

Н.М.Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении

Составление тезисов лекции учителя: лекция с элементами беседы.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

История «Исторические личности»

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»



17

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Задания по груп-

пам-проанализи-

ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

Работа над текстом. Комментированное чтение

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

История «Исторические личности»

Обществознание, русский язык

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

С.103, вопросы



18

Из русской литературы

I половины ХIХ века

( 3ч.)

Золотой век русской литературы (обзор)



1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

История «Исторические личности»

Обществознание, русский язык

Составить тезисы лекции по плану

Выучить лекцию, с.112 вопросы



19

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

Лекция. Практикум.

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

История «Исторические личности»

Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронталь

ный опрос

Самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126



20

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

Беседа. Практикум.

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

История «Исторические личности»

«Почему поэт утверждает, что «главное - вера в провиденье?»

С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады



21

А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. )

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Жизненный путь и творчество писателя

Лекция, видеофильм

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

История «Исторические личности»

Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Прочитать комедию "Горе от ума".



22

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сюжет и композиция пьесы

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

История «Исторические личности»

Выразительное чтение монологов с комментариями, восприя

тием и анализом (по плану).

Выразительное чтение II действия



23

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке. Выписать выражения, ставшие крылатыми

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова?

Перечитать 3действие комедии.



24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

роль личности автора

Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.

Ответить на вопрос: Чацкий -реалистический или романтический персонаж? Цитатный план-характеристика

Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)



25

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

оценка

Москвы главными персонажами комедии

Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10).

Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.

Характеристика главных героев



26

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова

Начать подготовку к сочинению по комедии.



27



28

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»


2

Урок развития речи

Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение

Закончить конспект статьи. Завершить сочинение.



29

А.С.Пушкин

( 16+2р.р. )

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

История «Исторические личности»

презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями

Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.

Презентация

Портреты А.С.Пушкина



30

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Смыслообра

зующие изобразительно-выразитель

ные средства

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

История «Исторические личности»

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

С.167-172, пересказ биографии Пушкина Презентация



31

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

История «Исторические личности»

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар».

С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация)



32

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

основные этапы и мотивы творчества поэта

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

История «Исторические личности»

Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

Выучить одно из стих-й



33

Любовная лирика А.С.Пушкина


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

История «Исторические личности»

Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р



34

Тема поэта и поэзии

«Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

понятие реализм,

реализм в русской литературе

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

История «Исторические личности»

Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг

нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»

Выучить одно из стих-й Прочитать поэму «Цыганы»



35



36

РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

2

Урок контроля

Тестовые задания

Методичес

кие рекомендации

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

Анализ стихотворения по предложенному плану

Презента

ция

Чтение текста романа «Евгений Онегин»



37

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов.

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

Чтение текста романа «Евгений Онегин»



38

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа

Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа

По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне



39

Онегин и столичное дворянское общество

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне



40

Онегин и поместное дворянское общество

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

Беседа. Работа с текстом.

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

С.215-232, изучение материала



41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы

С. 323-236, сравнительная характеристика героинь



42

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сравнитель

ная характеристика монологичес

кий ответ с цитирова

нием.

Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов.

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков

наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);



43

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение

наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);



44

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни

Беседа. Работа с текстом.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

С. 236-240, пересказ,



45

РР Подготовка к сочинению по роману.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы

«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

язык и стиль романа в оценке критиков

прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); сдать сочинение



46

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Урок внеклассного чтения

трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты

Беседа по вопросам.

Комментирование отдельных эпизодов

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

История «Исторические личности»

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,



47

М.Ю.Лермонтов ( 9ч. )

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

основные этапы жизненного пути, тематику произведений

Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

История «Исторические личности»

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;



48

Образ поэта - пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

1) стр. учебника (263-279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как мечта"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! - мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"



49

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка

Практикум.

Выразительное чтение

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики

Выучить стих наизусть (по выбору)



50

Эпоха безвременья в лирике поэта. Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

основной пафос стихов Лермонтова

Семинар. Анализ стихотворений.

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.



51

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

особенности композиции романа

Лекция. Чтение и анализ предисловия

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

читать главу "Максим Максимыч".

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Учебник - стр. 288 - 311.



52

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

концепция личности

Беседа. Анализ эпизодов

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?



53

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

психологический портрет героя

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Чтение повести «Княжна Мери»,

повести "Фаталист»



54

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.


1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов.

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»..

Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)



55

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»


1

Урок контроля

тестовые задания: уровни А, В, С

Самостоятельная работа

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского



56

Н.В.Гоголь ( 3+1р.р. )

Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

История «Исторические личности»

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя



57

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения

Аналитическое чтение 1-6 глав



58

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление)

литературный тип, понятие о герое и антигерое

Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина.

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения

Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин)



59

РР Поэма в оценке Белинского.

Подготовка к сочинению.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

единство комического и лирического начал

Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.)

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа

сочинение

Сочинение№2



60

Русская литература второй половины ХIХ века ( 6+1р.р. )

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

История «Исторические личности»

Рассказ о писателе на основе прочитанногоХарактеристика героев.

«Бедность не порок». Чтение статьи.



61

Л.Н.Толстой.

Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

осознание героем собственной нравственной позиции

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

История «Исторические личности»

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего привлек мое внимание

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».



62

А.П.Чехов.

Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».



1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа

Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ.

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

История «Исторические личности»

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку

Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?



63


64

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

традиции изображения «маленького» человека

Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

История «Исторические личности»

Рассказ о писателе на основе прочитанногоХарактеристика внутреннего мира героя.

Ответ на вопрос: "Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни"?



65

РР Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).


1

Урок развития речи

Уметь составлять связное высказывание на тему

Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение

сочинение

Сдать сочинение



66

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Урок внеклассного чтения

Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен-

ностей стихотворений Н.Некрасова.

Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов»

Выразительное чтение стихотворений

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

История «Исторические личности»

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Выразительное чтение, наизусть

Анализ стихотв. По выбору



67

Русская литература ХХ века. Проза

( 9ч. + 2р.р. )

Русская литература ХХ века.

Многообразие жанров и направлений.



1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

жанровое и тематическое многообразие произведений

Лекция, конспектирование

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления

Выуч. материал лекции



68

И.А.Бунин.

Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

биография писателя,

текст произведения

Лекция. Чтение и анализ рассказа.

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

История «Исторические личности»

Анализ рассказа: монологические ответы

Худож.пересказ истории любви, с.55-59



69


70

М.А.Булгаков.

Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

История «Исторические личности»

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

Отметить сатирич. приемы в повести



71


72

М.А.Шолохов.

Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

Лекция. Чтение рассказа

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

История «Исторические личности»

Анализ рассказа: монологические ответы.

Прочит. рассказ «Судьба человека»

с.170-190 Выделить особенности языка Шолохова в рассказе



73

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

жизненный путь и основные произведения писателя

Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя.

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

История «Исторические личности»

Рассказ о писателе с презентацией

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Прочит. рассказ «Матренин двор»,

с.241-277



74

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения

Письм. ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солжени

цына "Матренин двор"?

Подготови

ться к контрольной работе



75


76

РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

2

Урок контроля


Контроль ЗУН по теме


Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения


сочинение

Сдать сочинение



77

Русская литература ХХ века. Поэзия

( 14+1р.р. )

Русская поэзия Серебряного века.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Составление тезисов лекции

Лекция. Урок- концерт

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспектировать лекцию

Составление тезисов лекции

В чем уникальность «Серебряного века»?

С.61-72, выраз.чт. любимых

ст-й



78

А.А.Блок.

Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

поэт-символист, тематика стихотворений образ и ритмы поэта

Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

История «Исторические личности»

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)



79

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

поэт-символист, тематика стихотворений образ и ритмы поэта

Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворе

ний

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

Анализ стихотворений.

Презентация



80



81

С.А.Есенин.

Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

тематика стихотворений. есенинский стиль

Сообщение учителя. Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

История «Исторические личности»

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)

Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе



82


83

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта, символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

История «Исторические личности»

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

Анализ стихтв.,

с. 107-109, наизусть.



84


85

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы

Чтение и анализ стихотворений

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

История «Исторические личности»

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет)



86



Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Используя воспоминания современников подготовить сообщение о поэте

Сообщение учителя о поэте. Выразитель

ное чтение

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

История «Исторические личности»

Выразительное чтение стихотворе

ний и их анализ.

Анализ стихотворе

ний, с.161-165



87


88

А.А.Ахматова.

Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

А.Ахматова - представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы

Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворе

ний

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

История «Исторические личности»

Сообщение о поэтессе с презентацией

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выраз. чтение,

с.141-144; эссе

Выуч. наизусть (на выбор,

с.141-144)



89

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.


1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

философская глубина лирики поэта

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворе

ний. Комментиро

ванное чтение статьи

(стр.206-207)

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

История «Исторические личности»

Сообщение о поэте с презентациейВыразитель

ное чтение стихотворе

ний и их анализ.

Выраз. чтение,

с.201-206

Презентация



90


91

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, основные мотивы творчества

Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

История «Исторические личности»

Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ

стих-й,

с.221-223

Выуч. наизусть

на выбор,

с.221-226



92

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.


1

Урок контроля

Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка) на одну и ту же тему.

Контроль ЗУН по теме


Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.


контрольная работа

Сочинение

Интерактивная викторина. Чины и звания литературных героев



93

Из зарубежной литературы ( 6ч. )

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

1

Урок внеклассного чтения

Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.

Знать: тематика и особенности произведений;

тема поэта и поэзии в русской литературе

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

История «Исторические личности»

Сообщение о поэте с презентацией Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

С.303-314



94

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы, множественность смыслов поэмы

Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

История «Исторические личности»

Ответы на вопросы

С.315-325



95



96

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)


2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

характеристика гуманизма эпохи Возрождения

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

История «Исторические личности»

Ответы на вопросы

Анализ эпизода



97


98

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Характеристи

ка особенностей эпохи Просвещения

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

История «Исторические личности»

Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

Ответы на вопросы

Сочинение-миниатюра



99

100


Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Урок контроля

Зачет

Ответы на вопросы

Решение тестов

Презентация



101


102

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Защита проэктов.

Итоги года и задания для летнего чтения

2

Урок систематизации ЗУН

Рекомендации для летнего чтения





© 2010-2022