Статья Использование Технологии музыкальных изложений с творческим заданием на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ

С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

СОКОЛОВА Г.Е.

г. Елабуга, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением отдельных предметов»

Елабужского муниципального района


Творческое развитие, духовное просвещение, опирающееся на нравственный опыт школьников, способствуют глубокому усвоению ими нравственных норм и принципов. Знания о духовности и морали становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в нравственные убеждения. Наличие таких убеждений - один из показателей нравственной зрелости человека.

Как быть в тех случаях, когда у ребёнка уже сложился отрицательный стереотип, когда вредные привычки стали прочными? Всякая ломка стереотипа может проходить болезненно, но может доставить и радостное переживание. Меня очень волнуют те процессы, которые происходят в современном музыкальном искусстве, а точнее, те метаморфозы, которые изменили жанр песни: музыка, построенная на трёх аккордах, и отупляющие текстовки без смысла и содержания. Из этой проблемы и многих других родилось новое направление работы: разработка технологии обучения совершенно новому типу изложений - музыкальных изложений с творческим заданием, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

Проблемы, из которых родилось новое направление в работе:

  1. Отсутствие настоящего интереса к чтению, в частности, интереса к поэзии.

  2. Безотчётный интерес к музыке, построенной на трёх аккордах.

  3. Влечение к отупляющим текстам без смысла и содержания, потому что так модно.

  4. Духовная безродность и душевная бесприютность детей.

  5. Методика разрушения наших детей в нравственном плане в СМИ. Не борьба за души молодёжи, а нравственное растление - именно так можно объяснить идею многих программ СМИ.

«Литература повлияла на всё, что происходит с человеком», - писал Валентин Распутин. Образование морали профессиональных халтурщиков-текстовиков установило монополию на "эфирную" песню. Слушая такую поэзию каждый день, молодёжь перестаёт верить поэтам, перестаёт читать и понимать поэзию. "Ежели поэты врут, больше жить не можно..."- написал Ярослав Смеляков. Поэты настоящие, которые пишут замечательные стихи, остались в стороне. Разрабатывая теорию музыкальных изложений на первых этапах, я формировала понимание, что музыка и поэзия - совершеннейшие искусства, перед которыми, по словам Чернышевского, стушёвываются и как бы исчезают живопись и скульптура. В хорошей, глубокой песне соединены два вида искусства: настоящая поэзия и прекрасная музыка. Поэтому учащимся для анализа на уроках изложений с творческим заданием предлагаются логические песни: песни - баллады, песни - крики, песни - исповеди, песни - нравственные проповеди, песни - протесты и т.д.

Это могут быть песни Ю.Шевчука, И.Талькова, Б.Окуджавы, песни бардов, групп "Аквариум", "Машина времени", "Мираж", "Встреча на Эльбе" и др.

Проведя уроки музыкальных изложений с творческим заданием, убедилась в правильности разработанной мною технологии.

Музыкальная педагогика прошла большой исторический путь развития. Искусство - особая форма отображения действительности, в которой важную роль играют чувства и эмоциональная сфера. В большинстве случаев мы движемся от анализа текста к анализу музыки. Анализируем мелодию и начинаем понимать музыкальную идею. Музыка всегда рождает ассоциации, которые затем кристаллизируются в тексте песен. При этом и происходит глубокий анализ лирического произведения.

Бывает, что анализ на уроке строю в обратном направлении: от анализа музыки к стихотворению. А в идеале ученики должны усвоить, что слова должны соответствовать характеру музыки, а музыка должна помогать развитию текста.

Обоснование выбранной технологии, методология.

Вопрос о текстах в методике не нов. В вышедших в последние годы сборниках текстов для изложений и пособиях по развитию речи представлены тексты, интересные с точки зрения содержания, воспитательной значимости языка.

Текст для письменного пересказа, как и любой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим методам (доступность, познавательная и воспитательная ценность - а это всё присутствует в стихах рок - поэтов, в поэзии андерграунда и в бардовской поэзии), с другой - требованиям методики обучения русскому языку. Рассмотрим более подробно требования к тестам музыкальных изложений с методических позиций, и, прежде всего, с позиции методики обучения связной речи. Основным показателем высокого качества текста считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определённым эталоном в использовании речевых средств - тогда легче будет он для понимания и анализа. Этими достоинствами обладают тексты 20 и начала 21 века. Несомненно, что качество языкового оформления текста - один из главных критериев при отборе текстов для изложения.

До сих пор в методике мы отдавали предпочтение только прозаическим формам. Позволю себе защитить свою технологию: "Для изложений необходимы тексты не только хорошие, но и самые разные". Отобранный мною материал должен показать ученику разные литературные формы (иногда прозаическую, а в данном случае стихотворную), разные функционально - смысловые типы текстов, их стилистические и жанровые разновидности.

Работа над содержанием становится полезной и увлекательной, когда анализ строится по основным, проблемным вопросам, требующим от учащихся размышлений, сопоставлений, выводов, обоснований и доказательств. Найти ответы на все возникающие проблемные вопросы и правильно их истолковать можно только при условии внимательного языкового анализа текста.

Первый этап традиционный - пересказ содержания текста, на уровне восприятия - переводим сложный поэтический язык на простой прозаический. Это своеобразный стилистический эксперимент, в результате которого мы увидели, что отошли от того образца поэтической речи писателя - мастера. А дальше начинается серьёзный анализ стихотворения: Сначала его темы, затем анализируется идейная направленность и проблематика песни (По схеме 1).

Схема № 1.

1) Тематика песни.

2) Проблематика песни.

3) Идейная направленность текста и смысл названия.

4) Жанровое своеобразие песни.

5) Анализ музыкального оформления.

6) Как музыка помогает раскрыть проблемы, поставленные в тексте.

7) Палитра чувств и её связь с сюжетом песни.

8) Какие ассоциации с сегодняшним днём во мне рождает эта песня?

9) Я - философ, я - поэт, я - музыкант.

10) а) Я - художник.

б) «Живопись - немая поэзия. А поэзия - говорящая живопись». Какие картины я бы нарисовал, слушая эту песню?

Любая самостоятельная работа может быть творческой только в случае её хорошей подготовки. Творчество возникает только там, где присутствует знание, где имеется своё представление на основе своего глубокого понимания. Без знания, без глубокого понимания невозможно творческое выражение.

© 2010-2022