- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матосян А.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели: 1.Выработка навыков работы над сочинением.
-
Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
-
Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
-
Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
-
Формирование личностного подхода к проблеме.
-
Развитие речи учащихся.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока - выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме. «Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя. Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа - Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров - «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например,
План.
-
Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
-
Базаров - «новый» герой или трагическая личность?
-
«И весь портрет его вызывал неприятие…».
-
Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
-
Испытание любовью.
-
Одинок ли Базаров?
-
Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с карточками.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради.
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.
г) работа с высказываниями. Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель - ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
-
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
-
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
-
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
-
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
-
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
д) Каждая группа получает карточки с текстом, в опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд - рецензировать материал.
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
-
И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
е) работа над заключительной частью сочинения. Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
- В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
- К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
- В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
-
Комментирование оценок.
-
Домашнее задание. Написать сочинение по роману, используя материалы урока.