Рабочая программа элективного курса «Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ»

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов.Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ильиновой Ольги Васильевны,

учителя русского языка и литературы



Элективный курс

«Сочинение - рассуждение в формате ЕГЭ»


11 класс















2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов.

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Задачи курса:

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;

  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;

  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны

знать:

  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

уметь

  • применять такие коммуникативные умения как умение:

  • интерпретировать содержание исходного текста;

  • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

  • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

  • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:

  • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (22 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса

«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ».

№ п/п

Тематика курса

кол-во часов

теоретич. часть

практич.часть

1

Введение

2

2

-

2

Языковые нормы

1

1

-

3

Текст

3

2

1

4

Функционально-смысловые типы речи

2

1

1

5

Функциональные стили речи

2

1

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

2

1

7

Коммуникативная компетенция.

21

8

13

Всего в 11 классе

34

17

17

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,

Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.

Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Сроки изучения

Примечание

план

факт

I

Введение

1

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

2

Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

2

Языковые нормы

3

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

3

Текст (3 ч.)

4

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

5

Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

6

Основная и дополнительная информация микротекста.

4

Функционально-смысловые типы речи

7

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

8

Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

5

Функциональные стили речи

9

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи

10

Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работас текстами.

6

Изобразительно-выразительные средства языка

11

Речь. Языковые средства выразительности.

12

Тропы, их характеристика.

13

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

7

Коммуникативная компетенция

14

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.

15

Употребление языковых средств. Работа с текстами.

16

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

17

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способывыявления проблемы.

18

Типовые конструкции для формулирования проблемы.Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

19

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

20

Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

21

Типовые конструкции для комментирования проблемы.Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

22

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

23

Средства выражения позиции автора.. Автор и рассказчик.

24

Типовые конструкции для выражения авторской позиции.Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

25

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».

26

Структура аргумента. Источники аргументации.

27

Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

28

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.

29

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

30

Основные средства связи между предложениями в тексте.

31

Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

32

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.

33

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.

34

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами

35

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.




Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.

  2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2011.

  3. Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.

  4. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011.

  5. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

  6. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 2007.

  7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2007.



© 2010-2022