Разработка урока на тему Качественные прилагательные 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая разработка открытого урока русского языка

В 6 классе по теме:











«Качественные прилагательные»











Учитель: Ахремцова А.И.





Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год











Тема урока: «Качественные прилагательные».

Знать: признаки качественных прилагательных.

Уметь: находить качественные прилагательные, определять их синтаксическую роль.

Работа по развитию речи: употребление прилагательных в описаниях.

Повторение: чередующиеся гласные в корне; проверяемые безударные гласные в корне; окончания прилагательных; раздельные написания предлогов с другими частями речи.



  1. А) Индивидуальная работа по карточкам (в тетради и на доске):

Карточка №1. Списать, вставляя пропущенные буквы; подчеркнуть прилагательные как члены предложения:

Я (в) ч..рных книгах отыскал,

Что (за) восточ(?)ными горами

(На) тих..х моря бер..гах,

(В) глух..м подвал.., (под) замками

Хр..нит(?)ся меч(?)…

А.С.Пушкин

Сделать морфемный разбор прилагательного в о с т о ч н ы м и .

Карточка №2. Списать, вставляя пропущенные буквы; определить падеж, род, число прилагательных; указать прилагательные в сравнительной степени, выделить суффиксы:

(В) тот (же) день царица злая,

Доброй вести ожидая,

(В)тайн.. зерк..льце вз..ла

И вопрос свой зад..ла:

«Я (ль), скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

А.С.Пушкин

Карточка №3. Списать, вставляя там, где это нужно, Ь; определить, какими частями речи являются слова с основой на шипящую:

Зеленый плющ(?), из-за рощ (?), шиповник колюч (?), помощ(?) друзей, решаеш(?) быстро, лесная глуш(?), лес дремуч(?), день хорош(?), иней блестящ(?), ветер свеж(?), мороз жгуч(?), ландыш(?) свеж(?) и пахуч(?).

Карточка №4. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Запишите получившиеся словосочетания, выделив окончания прилагательных. Сделайте морфемный разбор слов: х о л о д н ы й, к а м е н н ы й.

Теплый,

Острый,

Свежий,

Холодный,

Каменный.

Б) Работа с классом. Выборочный диктант. Выписать слова с чередующейся гласной в корне, обозначить орфограмму; найти глагол, состоящий из приставки, корня и трех суффиксов.

Из каких сказок взяты эти предложения?



  1. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался.

  2. Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает.

  3. Вишь, какая подросла! И не диво, что бела.

  4. Но сколь долго не кричали, только голос потеряли.

  5. В терему меж тем она приберет и приготовит. Им она не прекословит…

  6. Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит:

«Гости! Лавки отпирайте,

Покупайте, продавайте!»

  1. Солнце летними лучами

Красит всю ее зарями,

В сгибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.

Подведение итогов.



  1. Объявление темы и задач урока.

Объяснение нового материала.

Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зеленый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам (умный, добрый, злой) и т.д. Такие признаки могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.

- Приведите примеры качественных прилагательных из домашнего задания.

Запись на доске: сильный - сильнее - сильнейший - очень сильный, более сильный. Светлый - светел. Светло. Светлый - темный.

Вывод: качественные прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степени сравнения, полную и краткую форму, могут образовывать наречия на -О, -Е, иметь синонимы и антонимы. Правда, всеми перечисленными признаками обладает не каждое качественное прилагательное, а то, которое обозначает переменный признак, присущий предметам в разной степени.

В предложении качественные прилагательные могут быть определениями и сказуемыми.

  1. Закрепление нового материала.

Текст записан на доске.

З..мой ( в ) густом с..снов..м бору тихо. Все покрыто белым осл..пительным снегом. В х..лодн..м свеж..м воздухе кружатся мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежн..м пушист..м инеем. В этом сказоч(?)ном зимнем наряде каждая ветка - уд..вительна.

Найдите качественные прилагательные; докажите, что они качественные. Определите их синтаксическую роль.

Вывод: действительно, качественные прилагательные образуют степени сравнения; имеют полную и краткую форму; в предложении могут быть определениями и сказуемыми.



  1. Творческая работа. Вставьте прилагательные. Подберите заголовок. Ответьте на вопросы:

  1. Как прилагательные помогают создать описание природы?

  2. Если бы в тексте не было прилагательных, сумели бы мы почувствовать, как красив зимний лес?

  3. Укажите прилагательные, с помощью которых можно передать настроение, отношение к описываемому, свое впечатление.

Январь - месяц (больших молчаливых) сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (причудливые) существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны.

Тут вылез из сугроба (лесной) человечек в (белой) шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (белые) лапки на (белое) пузечко, молчит и сморит на (белый) лес. На камне у речки сидит (белая) Аленушка, склонила она головку на плечо, подперла (белой) ладошкой (белую) щечку.

(По Н.Сладкову).

Вывод: прилагательные помогают нам сделать речь более образной, выразительной, передать свое отношение к описываемому. Поэтому роль прилагательных в описании очень важна.



  1. Игра. Назвать как можно больше качественных прилагательных, относящихся к заданной тематической группе. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.

  1. Размер; 2) цвет; 3) вкус; 4) свойства характера человека.

  1. Подведение итогов урока.

- Что мы узнали сегодня на уроке?

Что обозначают качественные прилагательные: различные качества предмета, которые могут быть в большей или в меньшей степени;

Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения, антонимы, полную и краткую формы, образовывать наречия на -О, -Е; в предложении могут быть определениями и сказуемыми;

Без прилагательных невозможно создать описание; они не только обозначают признаки описываемого предмета, но и передают авторское отношение, впечатление от увиденного.

  1. Домашнее задание.

Выписать из художественного текста 5-6 предложений с качественными прилагательными, подчеркнуть их как члены предложения.

© 2010-2022