Сценарий классного часа «Светлый праздник Пасха! »

Целью данного классного часа является ознакомление учащихся с традициями русского народа, связанными с   православным праздником Пасхи. Занятию  предшествует кропотливая подготовка.Дети заранее  готовят к празднику  рисунки, поделки, разучивают стихотворения, готовят сообщения  на тему «Светлый праздник Пасха». Занятие интегрированное. Дети знакомятся с  картиной Б. Кустодиева «Христосование», мастерят пасхальную открытку, также ипользуется видеозапись детской православной программы «Купелька», ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 2,4

Тип занятия: классный час

Учитель: Алкаева Ольга Геннадьевна

Учреждение: Староафонькинский филиал ГБОУ ООШ с.Салейкино

М.р.Шенталинский Самарской области

Тема: «Светлый праздник Пасха! »

Цель: ознакомление учащихся с традициями русского народа, связанными с православным праздником Пасхи.

Задачи:

- дать представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника;

- прививать бережное отношение к культурным традициям народа;

- воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран,

репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование», аудиозапись Красный Лаврский перезвон, видеозапись детской православной программы «Купелька», посвященный Пасхе,

поделки и рисунки детей.

Подготовительный процесс:

1. Дети учат стихи о Пасхе;

2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;

3. Готовят рисунки и поделки на тему «Светлый праздник Пасха».


Ход занятия

1.Организация начала занятия

2. Постановка цели занятия перед учащимися.

Учитель: Душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для добра, простых радостей бытия.

- Любите ли вы праздники?

- Какие праздники вы знаете?

- Какие из них отмечаются весной?

Ребята! Представьте себе такую картину. Весна, Апрель. За окном уже стаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яички.

- Какого праздника это приметы? (Конечно, это приметы Пасхи.)

Сегодня у нас, ребята, урок - творчества «Светлый праздник - Пасха!».

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

3.1. Слово учителя

Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единение людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскрешением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и бессмертия над злыми силами ада.

Семь недель до Пасхи длится Великий пост, период строгости, святости, воздержания сразу после масленичного веселия. Шестая неделя Великого поста - Вербная. Верба - растение, которое к этому времени распускает свои почки-серёжки и возвещает о приходе весны.

На последней неделе перед Пасхой верующие усердно молились. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму. Отсюда название Чистый четверг. «В этот день мыли и украшали избу, обливались, купались, мылись в бане. Воду надо было брать рано утром, до восхода солнца. Желая увеличить очистительную силу этой воды, в неё иногда опускали серебро, чтобы жить богато». ( Из романа И. Шмелёва «Лето Господне»).

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.

Звучит запись Красный Лаврский перезвон.

3.2. Чтение стихотворения Н.Горчакова "Воскресение Христово"

Проснулась я и слышу -
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется - не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.

Учитель: Пасха! Христос Воскресе! Слушаешь и не можешь наслушаться, потому что ни на земле, ни на самом небе НЕТ более светлых и радостных слов!

3.3. Чтение стихотворения К. Феофанова (читают четвероклассники)

1- ученик: Под напев молитв Пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2- ученик: Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

3- ученик : И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком.

4 - ученик: Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

Все вместе: Пасха в гости к нам пришла!

4. Просмотр детской православной программы «Купелька»( в записи). Рассказ священника Олега Чебанова о празднике Пасха.

4.1. Первичная проверка понимания

- Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)
- Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)
- Как появилась традиция красить яйца?

4.2. Рассказ ученика.

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые - драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: "Христос воскрес!". Удивился император и сказал: "Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!" Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

5. Продолжение темы. Пасхальный стол

5.1. Слово учителя.

На Пасху наряжаются в праздничные одежды и обед готовят тоже праздничный.

Позади покаянные дни Великого поста. Начинается мясоед. В первый день Пасхи освещается скромная пища - продукты из молока, творога, яиц, мяса и накрывается праздничный стол. Чтобы ещё больше подчеркнуть символическое значение трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья.

Стол пасхальный - стол особый. Без чего же невозможно его представить себе?

Конечно же, без кулича, творожной пасхи и крашеных яиц. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.

5.2. Переменка

Пасхальная игра «Что в кулич положим мы»

Учитель: Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко кричите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя - то еще громче кричите "Нет!" (после каждой строчки делается остановка, для ответа детей).

Учитель:

Я в кулич кладу корицу,

Мед туда же будет литься

Ванилина порошок,

И овса большой мешок,

Огурцов насыплю я,

А вот бабушка моя

Сыпала туда муку,

Яйца будут наверху.

В куличе нужна вода,

Ром туда кладут всегда,

А еще изюм, цукаты,

Гвозди, молотки, лопаты,

Творог, масло, простоквашу,

А еще молитву нашу,

Соль и сахар, и цемент.

И кулич готов в момент!

5.3. Продолжение темы. Пасхальный стол

Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - красить и расписывать яйца.

Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Ответы детей).

Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.

6. Практическая работа в группах

Хочу испытать ваше умение украсить пасхальные яйца. На столах у вас ножницы, клей, овал в форме яйца, цветная бумага, нужно вырезать любые фигурки и украсить яйцо.

Первый стол 2 класс

Второй стол 4класс

Вы своими руками сделали пасхальные открытки. Я надеюсь, что вы её подарите на праздник самому родному и близкому человеку.

7. Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование».

Учитель: Тема Пасхи была близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину

Учитель: Что изобразил художник?

Ученик: Пасхальную традицию Христосование.

Учитель: Что вы слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?

Ученик: «Христосование - поздравление с праздником воскресения Христова»

Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?

Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.

Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: "Христос Воскрес!", а ты в ответ: "Воистину Воскрес!". Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения

8. Презентация рисунков

Учитель: Посмотрите на выставку рисунков.

Что вы хотели передать в своих работах, и удалось ли вам это?

(ребята рассказывают о том, что они нарисовали, о своих впечатлениях от поисков этой информации из различных источников, в том числе Интернет).

Расскажите о своём отношении к тому, что вы изображали.

Рассказы учеников

9. Продолжение темы

Учитель: Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны её обычаи - куличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но более всего прекрасен завет этого дня - любите ближнего.

Вот обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай. Я надеюсь, что вы не забудете поздравить ваших бабушек и дедушек, разделите радость с одинокими соседями.

Другой святой обычай состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения.

10. Подведение итогов.

На Пасху ещё и ещё раз утверждается вера в бессмертие. Жизнь побеждает смерть, Добро побеждает зло. В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской Жизни.

Жизнь человека очень коротка, поэтому надо спешить делать добрые дела, совершать только хорошие поступки, не делать никому зла. Воспитывайте себя в духе правды и добра, просите прощения у тех, кого вы обидели. Пасха-это праздник любви Бога и человека, это примирение между ними и прощение. Радуйтесь жизни, цените её, посмотрите, как всё, окружающее нас, так красиво, интересно.

Чтение стихотворения А. Н. Майкова «ХРИСТОС ВОСКРЕС!»

1- ученик: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

2- ученик: С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Христос воскрес!

Христос воскрес!

3- ученик: Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Итак, сегодня вы узнали ещё об одном чудесном празднике - Светлой Пасхе. И пусть в ваших душах навсегда останется святая истина жизни и сознание счастья бесконечного. «Христос Воскресе!» - «Воистину воскрес!»



© 2010-2022