Рабочая программа по русскому языку 9 класс 8 вид

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»


Рекомендовано МО Приложение 3

учителей начальных классов к образовательной программе

Протокол от № НОО на 2015-2016 учебный год

Руководитель МО приказ от _____2015г. №____




Рабочая программа

по учебному предмету русский язык

в специальных (коррекционных) классах 8 вида


МКОУ ХМР СОШ с. Кышик


9 класс

срок реализации 1 год



Составители РП

Вахрушева Наталья Анатольевна


2015




Содержание.



  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета русский язык.

  3. Описание места учебного предмета русский язык учебном плане.

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета русский язык.

  5. Содержание учебного предмета русский язык

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1).

  7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
















Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб.1. - 224 с.

3. Учебник:

Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида/Авт.-сост. Н.Г. ГАЛУНЧИКОВА Москва Просвещение, 2005

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Федеральный закон от 29.12.2012года п.273 «Об образовании в Российской Федераци».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Учебный план МКОУ ХМР СОШ с. Кышик на 2015-2016 учебный год.

4. Основная образовательная программа МКОУ ХМР СОШ с. Кышик на 2015-2016 учебный год.

5. В соответствии с Законом Российской Федерации 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.16 и ст.5 п.5), приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», инструктивно-методического письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2015 г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015-2016 учебном году», Устава образовательного учреждения, Положения об индивидуальном обучении детей на дому (приказ №124 от 01.04.2014 г.), на основании врачебного заключения Окружной клинической больницы г.Ханты-Мансийска от 19.06.2015г. - протокол №615

Общая характеристика учебного предмета русский язык 9 класс

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Цель предмета:

− выработка у детей навыков грамотного письма;

− повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

− социальная адаптация и реабилитация.

Обучение письму способствует решению следующих задач:

− дать обучающимся элементарные сведения по грамматике;

− формировать навыки устной и письменной речи;

− совершенствовать технику письма;

− воспитывать интерес к родному языку;

− воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпеливость и усидчивость.

Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

− развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

− развитие навыков каллиграфии;

− развитие фонетико-фонематических представлений;

− формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

− развитие высших психических функций;

− развитие речи, владение техникой речи;

− коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

− коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.

Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания. Не говорящие дети, прослушав объяснение учителя, выполняют практические работы. Дети с ДЦП овладевают элементарными графическими навыками.

Осуществляется повседневный и текущий контроль.

Ведущие приемы и методы обучения письму: беседа, работа с учебником, упражнения, практическая работа. Наряду с данными методами и приемами используются следующие: наблюдение, демонстрация, сравнение, обобщение, иллюстрация, самостоятельная работа и др.

Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,

занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к письму и развитию речи.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

− анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,

− звуко - буквенный анализ слова,

− овладение правописанием слов, предложений, текстов,

− различение разрядов слов - названия предметов, действий, признаков,

− работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

− ответы на последовательно - поставленные вопросы,

− совершенствование графического навыка,

− списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

− самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,

− работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,

− развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,

− работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Описание места учебного предмета русский язык учебном плане.

В 9 классе - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Содержание учебного предмета.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и состав речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанции и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Примерная тематика.

Повторение

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и бузударные. Обозначение мягкоти согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.


Описание материально-технического обеспечея.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб.1. - 224 с.

2. Учебник:

Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида/Авт.-сост. Н.Г. ГАЛУНЧИКОВА Москва Просвещение, 2005

7



© 2010-2022