- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс 8 вид
Рабочая программа по русскому языку 9 класс 8 вид
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вахрушева Н.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»
Рекомендовано МО Приложение 3
учителей начальных классов к образовательной программе
Протокол от № НОО на 2015-2016 учебный год
Руководитель МО приказ от _____2015г. №____
Рабочая программа
по учебному предмету русский язык
в специальных (коррекционных) классах 8 вида
МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
9 класс
срок реализации 1 год
Составители РП
Вахрушева Наталья Анатольевна
2015
Содержание.
-
Пояснительная записка.
-
Общая характеристика учебного предмета русский язык.
-
Описание места учебного предмета русский язык учебном плане.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета русский язык.
-
Содержание учебного предмета русский язык
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1).
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб.1. - 224 с.
3. Учебник:
Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида/Авт.-сост. Н.Г. ГАЛУНЧИКОВА Москва Просвещение, 2005
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012года п.273 «Об образовании в Российской Федераци».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Учебный план МКОУ ХМР СОШ с. Кышик на 2015-2016 учебный год.
4. Основная образовательная программа МКОУ ХМР СОШ с. Кышик на 2015-2016 учебный год.
5. В соответствии с Законом Российской Федерации 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.16 и ст.5 п.5), приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», инструктивно-методического письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2015 г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015-2016 учебном году», Устава образовательного учреждения, Положения об индивидуальном обучении детей на дому (приказ №124 от 01.04.2014 г.), на основании врачебного заключения Окружной клинической больницы г.Ханты-Мансийска от 19.06.2015г. - протокол №615
Общая характеристика учебного предмета русский язык 9 класс
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Цель предмета:
− выработка у детей навыков грамотного письма;
− повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
− социальная адаптация и реабилитация.
Обучение письму способствует решению следующих задач:
− дать обучающимся элементарные сведения по грамматике;
− формировать навыки устной и письменной речи;
− совершенствовать технику письма;
− воспитывать интерес к родному языку;
− воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпеливость и усидчивость.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
− развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
− развитие навыков каллиграфии;
− развитие фонетико-фонематических представлений;
− формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
− развитие высших психических функций;
− развитие речи, владение техникой речи;
− коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
− коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания. Не говорящие дети, прослушав объяснение учителя, выполняют практические работы. Дети с ДЦП овладевают элементарными графическими навыками.
Осуществляется повседневный и текущий контроль.
Ведущие приемы и методы обучения письму: беседа, работа с учебником, упражнения, практическая работа. Наряду с данными методами и приемами используются следующие: наблюдение, демонстрация, сравнение, обобщение, иллюстрация, самостоятельная работа и др.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,
занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к письму и развитию речи.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
− анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
− звуко - буквенный анализ слова,
− овладение правописанием слов, предложений, текстов,
− различение разрядов слов - названия предметов, действий, признаков,
− работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
− ответы на последовательно - поставленные вопросы,
− совершенствование графического навыка,
− списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
− самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
− работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
− развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
− работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Описание места учебного предмета русский язык учебном плане.
В 9 классе - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
-
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и состав речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанции и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Примерная тематика.
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и бузударные. Обозначение мягкоти согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Описание материально-технического обеспечея.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб.1. - 224 с.
2. Учебник:
Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида/Авт.-сост. Н.Г. ГАЛУНЧИКОВА Москва Просвещение, 2005
7