Курс по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Планирование программы составлено на основе Программы элективного курса «Деловой русский язык» под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 год

: Н.В. Васильченко « Искусство владеть словом». Элективный курс. Издательство « Учитель», 2007 год, журналы «Русский язык» приложение к газете « Первое сентября»

Элективный курс русского языка «Деловой русский язык» ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной деловой речи и т. д. Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Элективный курс делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения - комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 68 часов.

Задачи курса

- задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять границы своей деловой компетентции;

- способствовать расширению делового речевого опыта;

- способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации;

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- развитие и формирование готовности учащихся к успешному, позитивному деловому общению;

- формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

- понимать назначение официально-делового стиля; - усвоить понятия "подстили деловой речи", "жанры речевых произведений", "стилистическая норма", "регламентированность речи", "шаблон", "стандартизация текста" и другие; - знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг; - владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; - понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста; - уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.

Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы - формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и справочниками. Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего - самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся - контрольное тестирование, стилистический анализ текста.


№п/п

Кол-во

часов

тема

Дата проведения

план

факт

примечание

1

1

Введение

Познакомить с содержанием курса

4.09

2

1

Цели и задачи, структура и содержание курса

Познакомить с целями за . ррса

.09

3

1

Деловое общение. Особенности делового общения

Познакомить со стилистическими возможностями языковых средств.

17.09

4

Признаки официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля, жанры, языковые особенности

Познакомить с основными признаками официально-делового стиля

24.09

5

Административно-канцелярский (деловой) подстиль

Познакомить с правилами административно-канцелярского (деловой) подстиля

1.10

6

Единая государственная система делопроизводства

Рассмотреть разнообразие тематических сочинений

8.10

7

Деловые бумаги. Приказ

Познакомить с

15.10

8

Распоряжение

Познакомить с требованиями к деловым бумагам

22.10

9

Инструкция

Познакомить с правилами оформления инструкции.

29.10

10

Заявление

Формировать умение правильно писать заявление

12.11

11

Заявка

Познакомить с разнообразными формами заявок

19.11

12

Счёт

Показать, что может являться источником материала сочинений

26.11

13

Объяснительная записка

Познакомить с правилами написания объяснительной записки

3.12

14

Докладная записка

Познакомить с репортажем, как одним из жанров публицистики.

10.12

15

Отчет

Познакомить с правилами построения репортажа

17.12

16

Доверенность. Расписка. Справка

Показать использование языковых средств в репортаже.

24.12

17

Протокол

Познакомить с формами выражения авторского «я»

12.01

18

Работа с текстами-образцами

Провести контроль в форме сочинения - репортажа

19.01

19

Автобиография

Провести анализ и редактирование работ учащихся

26.01

20

Сопоставление и анализ текста

Познакомить с интервью как с одной из разновидностью информационных материалов

2.02

21

Анкета. Резюме

Познакомить с разновидностями интервью

9.02

22

Деловые письма. Этикет делового письма

Показать своеобразие языка интервью

16.02

23

Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости

Познакомить с признаками портретного очерка

24.02

24

Виды деловых писем. Форма отправления

Познакомить со сходством и различием проблемного и портретного очерка

3.03

25

Инициативные коммерческие письма( письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.

Показать отнесённость портретного очерка к публицистическому стилю.

10.03

26

Электронная почта. Факсимильная связь

Познакомить с составными частями портретного очерка и этапами работы над ним.

17.03

27

Телетайп и телеграфная связь

Познакомить с основными элементами путевого очерка

2.04

28

Нормы письменной и устной деловой речи

Рассмотреть путевые заметки как жанр художественной публицистики

9.04

29

Риторика-часть культуры делового общения

Познакомить с содержанием и назначением путевых заметок

16.04

30

Фонетические нормы устной деловой речи

Провести контроль в форме сочинения по картине

23.04

31

Публичное выступление (сообщение, доклад, реферат)

Провести анализ и редактирование работ учащихся

30.04

32

Защита рефератов

Познакомить с жанром статьи как «объясняющим » жанром публицистики

7.05

33

Фразеология деловой речи

Познакомить с основными задачами статьи

14.05

34

Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной деловой речи

Познакомить с композиционными частями статьи: зачином, центральной частью, концовкой

21.05

35

Итоговое тестирование

28.05




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы". - М.: 2002.

Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. - М.: 1979.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.: 1999.

Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. - М.: 1989.

Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.: 1977.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.

Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. - М.: 1991.

Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. - М.: 1982.

Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М.: 1987.

Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. - М./ 2001,

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. - М.: 1998.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М.: 1973.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.

Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. - Л.: 1989.

Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. - Л.: 1966.

Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. - М.: 1987.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.: 2002.

Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. - М.: 1994.

Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.: 1999.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. - М.: 1992.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989.

Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М.: 1996.

Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. - М.: 2001.

Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.: 1978.



© 2010-2022