- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Курс по русскому языку
Курс по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шелковенко Н.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Планирование программы составлено на основе Программы элективного курса «Деловой русский язык» под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 год
: Н.В. Васильченко « Искусство владеть словом». Элективный курс. Издательство « Учитель», 2007 год, журналы «Русский язык» приложение к газете « Первое сентября»
Элективный курс русского языка «Деловой русский язык» ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной деловой речи и т. д. Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Элективный курс делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения - комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.
Курс рассчитан на 68 часов.
Задачи курса
- задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять границы своей деловой компетентции;
- способствовать расширению делового речевого опыта;
- способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации;
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- развитие и формирование готовности учащихся к успешному, позитивному деловому общению;
- формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- понимать назначение официально-делового стиля; - усвоить понятия "подстили деловой речи", "жанры речевых произведений", "стилистическая норма", "регламентированность речи", "шаблон", "стандартизация текста" и другие; - знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг; - владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; - понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста; - уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.
Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.
При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы - формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и справочниками. Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего - самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся - контрольное тестирование, стилистический анализ текста.
№п/п
Кол-во
часов
тема
Дата проведения
план
факт
примечание
1
1
Введение
Познакомить с содержанием курса
4.09
2
1
Цели и задачи, структура и содержание курса
Познакомить с целями за . ррса
.09
3
1
Деловое общение. Особенности делового общения
Познакомить со стилистическими возможностями языковых средств.
17.09
4
Признаки официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля, жанры, языковые особенности
Познакомить с основными признаками официально-делового стиля
24.09
5
Административно-канцелярский (деловой) подстиль
Познакомить с правилами административно-канцелярского (деловой) подстиля
1.10
6
Единая государственная система делопроизводства
Рассмотреть разнообразие тематических сочинений
8.10
7
Деловые бумаги. Приказ
Познакомить с
15.10
8
Распоряжение
Познакомить с требованиями к деловым бумагам
22.10
9
Инструкция
Познакомить с правилами оформления инструкции.
29.10
10
Заявление
Формировать умение правильно писать заявление
12.11
11
Заявка
Познакомить с разнообразными формами заявок
19.11
12
Счёт
Показать, что может являться источником материала сочинений
26.11
13
Объяснительная записка
Познакомить с правилами написания объяснительной записки
3.12
14
Докладная записка
Познакомить с репортажем, как одним из жанров публицистики.
10.12
15
Отчет
Познакомить с правилами построения репортажа
17.12
16
Доверенность. Расписка. Справка
Показать использование языковых средств в репортаже.
24.12
17
Протокол
Познакомить с формами выражения авторского «я»
12.01
18
Работа с текстами-образцами
Провести контроль в форме сочинения - репортажа
19.01
19
Автобиография
Провести анализ и редактирование работ учащихся
26.01
20
Сопоставление и анализ текста
Познакомить с интервью как с одной из разновидностью информационных материалов
2.02
21
Анкета. Резюме
Познакомить с разновидностями интервью
9.02
22
Деловые письма. Этикет делового письма
Показать своеобразие языка интервью
16.02
23
Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости
Познакомить с признаками портретного очерка
24.02
24
Виды деловых писем. Форма отправления
Познакомить со сходством и различием проблемного и портретного очерка
3.03
25
Инициативные коммерческие письма( письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.
Показать отнесённость портретного очерка к публицистическому стилю.
10.03
26
Электронная почта. Факсимильная связь
Познакомить с составными частями портретного очерка и этапами работы над ним.
17.03
27
Телетайп и телеграфная связь
Познакомить с основными элементами путевого очерка
2.04
28
Нормы письменной и устной деловой речи
Рассмотреть путевые заметки как жанр художественной публицистики
9.04
29
Риторика-часть культуры делового общения
Познакомить с содержанием и назначением путевых заметок
16.04
30
Фонетические нормы устной деловой речи
Провести контроль в форме сочинения по картине
23.04
31
Публичное выступление (сообщение, доклад, реферат)
Провести анализ и редактирование работ учащихся
30.04
32
Защита рефератов
Познакомить с жанром статьи как «объясняющим » жанром публицистики
7.05
33
Фразеология деловой речи
Познакомить с основными задачами статьи
14.05
34
Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной деловой речи
Познакомить с композиционными частями статьи: зачином, центральной частью, концовкой
21.05
35
Итоговое тестирование
28.05
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы". - М.: 2002.
Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. - М.: 1979.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.: 1999.
Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. - М.: 1989.
Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.: 1977.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.
Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. - М.: 1991.
Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. - М.: 1982.
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М.: 1987.
Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. - М./ 2001,
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. - М.: 1998.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М.: 1973.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. - Л.: 1989.
Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. - Л.: 1966.
Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. - М.: 1987.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.: 2002.
Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. - М.: 1994.
Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.: 1999.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. - М.: 1992.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989.
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М.: 1996.
Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. - М.: 2001.
Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.: 1978.