Урок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме «Трагическая любовь в произведении А.И.Бунина «Кавказ».

Учитель русского языка и литературы Луценко Т.В.



Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;

  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;

  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;

  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа "Кавказ";

  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

  • Р/К показать красоту кавказской природы.

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, интерактивная доска, портрет И.А. Бунина, раздаточный материал - таблицы для работы в группе,

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Технологии: технология парного и группового обучения, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии

Ход урока:

1. Орг. момент ( настроить детей на работу)

2. Вхождение в тему урока ( видео - музыка 1 мин)

Слово учителя.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( о любви)

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание.

- Если бы вам предложили «раскрасить» любовь, какие бы вы цвета использовали? Почему?

Я вижу, что это слово у вас ассоциируется с ( яркими, светлыми) красками. Напишите в тетради дважды на одной строке слово «любовь» и закрасьте одно цветом. К другому слову мы вернемся в конце урока.

Ключевой темой творчества писателя стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской

"Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась "украденной", она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема рассказа "Кавказ": любовь - это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

3 Группа «Биографы» подготовила видио-ролик о Бунине (Бунин)

3. Посвятим мы наш урок теме любви в рассказе Бунина «Кавказ» (выход на проблемные вопросы) показ слайдов

Урок литературы по рассказу Бунина КавказУрок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Урок литературы по рассказу Бунина Кавказ
Урок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Урок литературы по рассказу Бунина КавказУрок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Урок литературы по рассказу Бунина КавказУрок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Урок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду,
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом,
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей. О.Высотская

Ученик зачитывает историческую справку, составленную самостоятельно. Я обратил внимание на следующие детали: в рассказе упоминается о вагонах 1 и 2 класса, которые были в России до революции 1917 года, о белом кителе мужа-офицера, а белые кители были летней формой офицеров до 1907 года (после Русско-японской войны ввели форму защитного цвета), значит, время действия - конец 19-начало 20 века.

(ребята работают с картой наблюдений 10 мин)


КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

1. Задание.

Задача вашей группы - дать характеристику герою (ОН).

Порядок работы.


1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.

Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….

3. Составьте выступление.

Он

1) воровски остановился; (продолжите по всему тексту)

2)

3)

4)

5)

6)

7) надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник;

8)

9)

10)

11)

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

1. Задание.

Задача вашей группы - дать характеристику героине (ОНА).

Порядок работы.


1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.

Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….

3. Составьте выступление.

Она

1) входила поспешно; (продолжите )

2)

3)

4)

5)

6)

7) лучше смерть, чем такие муки

8)

9)


. ОООООООООООООООООООООООООО

ОКАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

1. Задание.

Задача вашей группы - дать характеристику герою (МУЖУ).

Порядок работы.


1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.

Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….

3. Составьте выступление.

Муж

1) он что-то подозревает, даже знает что-то;

2) прочитал письмо…, подобрал ключ к моему столу; (продолжите по всему тексту)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11) На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.


Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-й группы.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене "На вокзале": Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - "ледяная рука".

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2-й группы.

Наша задача - дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина "Кавказ" мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины - так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает ,- очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-й группы.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина "Кавказ" нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену - не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес - выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

На доске учитель запишет ответ учащихся: Любовь …(мука, смерть. Трагедия, обман…)

. ОООООООООООООООООООООООО

Героиня говорит о том, что муж ее не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера.

- Что это значит - дорожить своей честью в контексте того времени (к.19-н.20 века), когда жил герой?

Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом.

Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

- Почему же все-таки герои - муж и жена - не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?

Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра - 50%).

- Мог ли он поступить иначе?

- Почему он стреляет в виски из двух револьверов? ( убивает в себе офицера, а потом человека)

- Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?



Эпизоды рассказа

Описания природы (ключевые фразы)

Чувства и настроение героев

Вечер в Москве накануне отъезда на юг.

Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно.

Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...

Место, которое нашли герои для отдыха.

Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно...

Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье...Но: ещё две-три недели - и опять Москва!

Южная ночь.

На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина "Кавказ" в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное - это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место - райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно. ( почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)

Пейзаж помогает понять, что райское блаженство - лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее - реальность, грозящая катастрофой.

- Какие художественно-выразительные средства использовал Бунин в рассказе «Кавказ»

Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, "всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир", литература не касалась таких тончайших подробностей деталей и оттенков.

Стилистические фигуры

Антитеза - С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных - и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи - и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер» ? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману?

Оксюморон (греч. "остроумно-глупое") - это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства: Резкие звуки («глухой стук в барабан» (7, 15-16) и «горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль будто все одной и той же бесконечной песни» (7, 16)) становятся предвестниками несчастья в рассказе «Кавказ».

Эпитет -: незаметных, прекрасной, любящей, взволнованной, жестоком, самолюбивом, диком, молодой, одинокий, осенние, черных, холодных, серых, горных, тропического, отвратительный, маленьком, белый, разнообразной, высокой, ледяной, страшную, мутными, ровная, выжженная, пыльные, широкие, канареечными, безграничный, сухое, первобытное, заросшее, чинаровыми, цветущими


Сравнение - безнадежно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни.
Небо подобное пыльной туче …
Олицетворение - Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины.
Шли дожди, лето прошло и не вернётся …
Метафора - " кипел ее блеск" (про речку), "предвечная белизна снежных гор", "веерные пальмы"(метафоричный эпитет)…

Учитель Писатель считал для себя важным "найти звук" для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой "звук" мог явиться истоком рассказа "Кавказ"?

Это звук, доносившийся из духана: "глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни". Ключевое определение этого звука - "безнадежно-счастливый", оно соответствует чувствам героев.

- Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: "Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа"? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

- Ребята, а какого "цвета любовь" у Бунина? (Ответы учащихся)

Закрасьте второе слово «любовь» в тетради. Есть ли разница в цвете?

- Что оставил рассказ в вашей душе?


ТЕСТ

И Бунин. «КАВКАЗ». Тест


Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни.

Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки... Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, - они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, - мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам... Она радостно плакала, глядя на них.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) история.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является одним из этапов развития сюжета.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) тема сострадания; 2) тема беззаботности; 3) тема труда; 4) тема природы, сопереживающей человеку.

А 4. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях:«светили топазовым светом…мухи», «колокольчиками звенели… лягушки»? 1) эпитет; 2) сравнение; 3) олицетворение; 4) гипербола.

А 5. С какой целью автор при описании различных явлений природы использует приём звукописи(«разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»)? 1) не знает, как по-другому заинтересовать читателя; 2) показывает своё отношение к писательскому труду; 3) помогает читателю не только увидеть, но и услышать открывающуюся перед ним картину природы; 4) для украшения повествования.

В 1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуют описание природы.

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Раз к нашему…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Ночи были…» выпишите слово, с помощью которого горцы обозначают ресторан, трактир.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Иногда по ночам…» найдите слово, с помощью которого характеризуются чувства героини.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. Созвучна ли природа настроениям героев? Как это видно из фрагмента? Обоснуйте свою точку зрения

(Взаимопроверка) на экране


ЭТАЛОН

А1.1; А2.4; А3.4; А4.2; А5.3; В1. Пейзаж; В2. Поступок; В3. Духан; В4. Радостно.


Заключительное выступление уч-ся

«Тёмные аллеи»- это цикл рассказов, в которых Иван Алексеевич Бунин открывает нас многогранность чувств любви.
В «Кавказе» автор изображает любовь как смысл жизни. «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки». Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит её муж: «…он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? «И был тёмный отвратительный вечер…»- погода в природе отражает «погоду» в душах и сознании всех трёх персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час- момент переживания : «…я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил её!». Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: «Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.
Винит ли автор в это смерти женщину? «Я думаю, что он на всё способен при его жестоком, самолюбивом характере». Этими словами героини Бунин даёт понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нём. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам- свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру?
Итак, в рассказе «Кавказ» цикла «Тёмные аллеи» Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.

?Урок литературы по рассказу Бунина Кавказ

Итоговое слово учителя.

Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

( песня «Не отрекаются любя»

- Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

- Оцените сами свою работу на уроке. Заполните рефлексивную таблицу.

Рефлексивная таблица.

С каким утверждением вы согласны, с каким - нет? (Обозначить + или -)

Да или нет?

Н а у р о к е

1

2

3

4

5

6

7

8

Я

думал(а)

работал(а)

обсуждал(а)

узнал(а) новое

понял(а) материал

получил(а) ответы на вопросы

вопросы остались

было интересно

да



нет



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексивная таблица.

С каким утверждением вы согласны, с каким - нет? (Обозначить + или -)

Да или нет?

Н а у р о к е

1

2

3

4

5

6

7

8

Я

думал(а)

работал(а)

обсуждал(а)

узнал(а) новое

понял(а) материал

получил(а) ответы на вопросы

вопросы остались

было интересно

да



нет





© 2010-2022