«Образ женщины в мировой литературе». Конспект библиотечного урока в 10 классе

Библиотечный урок в 10 классах на тему: «Образ женщины в мировой литературе». Урок нацелен на содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний произведений русской и зарубежной классической литературы; повышение мотивации самосовершенствования, как в эстетическом, так и в интеллектуальном плане. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного урока приобщают обучающихся к прекрасному, вызывают  желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку, обсуждать с друзьями проч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий библиотечного урока в старших классах

«Образ женщины в мировой литературе».

Цель: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний на основе использования лучших произведений русской и зарубежной классической литературы.

Задачи:

  • приобщить обучающихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской и зарубежной литературы;

  • повысить мотивацию самосовершенствования как в эстетическом, так и в интеллектуальном плане.

Оформление: книжная выставка

Возраст: учащиеся старших классов
Действующие лица:

Библиотекарь
Ведущий
2 чтеца.

Чтецы по ходу действия находятся то в центре класса, то расходятся в стороны.

Библиотекарь.

О, Женщина, ты чудо из чудес,

Ты - символ жизни

И поэта вдохновенье.

Образ женщины со времен глубокой древности является одним из самых распространенных в мировой литературе. Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих книг освящено ее именем!

Ведущий. Еще во втором тысячелетии до нашей эры в великих эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» созданы образы многих женщин. Это и прекрасная Елена, ставшая причиной троянской войны, и верная, преданная Пенелопа, которая ждет мужа 20 лет, и много других женщин и даже богинь, которые бывают и справедливыми, и коварными, и капризными, и легкомысленными, и нежными и преданными. В Троянской войне и приключениях хитроумного Одиссея женщины сыграли немалую роль.

Библиотекарь. Шло время. Накануне нашей эры многие римские поэты и писатели создавали стихи во славу своих возлюбленных.

Чтец 1. «Знать вы хотите, зачем про любовь пишу я так много,

И почему так легко вслух мою книгу читать.

Ни Каллиопа, ни бог Аполлон мне стихов не внушают,

Нет, вдохновляет меня милая только моя».

Ведущий. - Так писал в своих «Элегиях» римский поэт I века до нашей эры Секст Проперций. Как и он, Овидий Назон, поэт начала I века нашей эры все свое творчество посвятил женщине, ее роли в семье и жизни героя.

Чтец 2 … Изнемогая, лежу за пределами стран и народов

И представляю с тоской все, чего более нет

В думах, однако, моих ты одна первенствуешь,

супруга.

Главная в сердце моем принадлежит тебе

часть.

Ты далеко, но к тебе обращаюсь, твержу твое

имя,

Ты постоянно со мной, ночь ли подходит

иль день.

Даже когда - говорят - бормотал я в безумии

бреда,

Было одно у меня имя твое на устах.

Ежели мой обессилет язык под коснеющим

небом,

И уж его оживить капля не сможет вина,

Стоит мне весть принести, что жена прибыла, - и

я встану…

Библиотекарь. В средневековую эпоху жизнь и литература развивались очень медленно. С этого момента истории самой читаемой книгой в мире была и остается священная книга христиан - Библия.

Ведущий. Образы Библейских женщин хорошо известны всем. Центральный женский образ Библии - образ Марии, богоматери, мадонны, святой покровительницы всех жен и матерей. Уже 2 тыс. лет в религиозной и светской литературе прославляется жертвенный подвиг Марии, знавшей будущую судьбу своего сына, видевшей его мученический конец и проповедовшей его учение после смерти и воскресения Иисуса.

Библиотекарь. В это время многие женские образы созданы фантазией народа в сказках. Сестрица-Аленушка, Марья-Царевна и царевна Несмеяна, царь-Девица и Крошечка-Хаврошечка предстают перед нами на страницах русских народных сказок. Похожие женские образы мы можем найти и в сказках других народов.

Ведущий. Начало нового времени изменило характер литературы. Возрождались традиции древнеримской литературы. Произведения становились радостнее и смелее, церковь утратила полную власть над умами и чувствами людей. В это время создаются стихи, пьесы, романы, ставшие, как оказалось впоследствии, непревзойденными по красоте стиля и высоте чувств.

Библиотекарь. Имя великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира известно большинству жителей Земли. В созданном им образе юной Джульетты столько правды и поэтичности, юности и любви, смелости и решительности, что уже более 400 лет люди всех возрастов считают любовь Ромео и Джульетты гимном торжественной любви, любви, побеждающей смерть.

Ведущий. Великий поэт создал в своих комедиях и трагедиях много женских образов : королева Гертруда - мать Гамлета и Офелия, его возлюбленная, дочери короля Лира и другие женщины рассказывают о той далекой эпохе.

Самым трогательным и нежным был образ любимой женщины, созданный Шекспиром в его «Сонетах»

Чтец 1. «…Ты - коего мне больше жизни жаль,

Пред кем и золото - блестящий сор,

Моя утеха и моя печаль…»

Ведущий. Перед такой любовью не властно и время - самый страшный враг женщины

Чтец 2 «Ты не меняешься с теченьем лет,

Когда впервые тебя увидел…»

Ведущий. - в сонетах пишет он.

Библиотекарь. Достойным соперником Шекспира по перу был его младший современник, итальянец Франческо Петрарка.

Ведущий. На протяжении 30 лет он писал стихи, посвященные одной- единственной женщине - прекрасной Лауре, которая так и не ответила на любовь поэта. Знатная женщина, образец всех добродетелей, красавица - такой предстает перед читателями Лаура.

Чтец 1 «При благородстве крови - скромность эта,

Блестящий ум - и сердца чистота,

При замкнутости внешней - теплота…»

Ведущий. - такой видел Лауру знаменитый итальянец.

Примерно такой же представлял себе Дульсинею Тобосскую последний рыцарь хитроумный Дон Кихот Ломанчский в романе Сервантеса. К сожалению, таким этот образ оставался только в воображении отважного идальго.

Библиотекарь. Женщина и война.

Ведущий. Женщина - сильная личность - образы отважных женщин созданы драматургом Фридрихом Шиллером в трагедии «Орлеанская дева», посвященной подвигу Жанны д, Арк.

Библиотекарь. О женщинах, принимавших участие в обороне Азова от турок и татар, пишет и наш земляк Николай Николаевич Туроверов в своем стихотворении «Покров».

Ведущий. Более 800 женщин-казачек героически сражались в 1641 году защищая крепость. Большинство из них погибло.

Чтец 2 Эту землю и снова и снова

Поливала горячая кровь.

Ты стояла на башне Азова

Меж встречающих смерть казаков,…

…Со стены ты кидала каменья

В недалеких уже янычар

И хлестала кипящей смолою,

Обжигаясь сама и крича…

Дикий ветер гулял над тобою

И по-братски касался плеча:

За святого Ивана, за волю,

За казачью любовь навсегда!...

Отступала, бежала по полю

И тонула на взворье орда (на взморье)

Точно пьяная ты оглянулась, -

Твой сосед был уродлив и груб;

Но ты смело губами коснулась

Его черных запекшихся губ.

Ведущий. Участию любящих женщин в судьбах героев английской средневековой истории посвящены книги Вальтера Скотта «Айвенго» и «Пертская красавица».

Библиотекарь. Эти книги очень любят читать не только подростки. А истории жизни Жанны д,Арк и прекрасной еврейки Ребекки давно уже экранизированы.

Век XIX принес в литературу много новых имен. Говоря о русской литературе XIX века, можно вспомнить женские образы, созданные Александром Сергеевичем Пушкиным, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Ведущий. А.С.Пушкин посвятил многим женщинам великолепные любовные стихи. Светским красавицам, привыкшим к комплиментам, он писал с тоской и нежностью:

Чтец 1 «Я вас люблю, хоть и бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой участи прекрасной

У ваших ног я признаюсь.

Мне не к лицу, и не по летам,

Пора, пора уж быть умней!

Но - узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей…»

Ведущий. Женские образы, созданные Пушкиным, - это и серьезная Татьяна Ларина, и легкомысленная Ольга, и «Барышня-крестьянка», и «Людмила-прелесть» из поэмы «Руслан и Людмила» - все они дышат со страниц настоящей жизнью.

Библиотекарь. Проблемы любви и семейного долга, положение женщины в семье и обществе занимают в творчестве Льва Николаевича Толстого одно из первых мест.

Ведущий. Титан русской мысли создал незабываемый образ Наташи Ростовой, превратившейся из наивной влюбленной девочки, которую легко обвести вокруг пальца, в сильную женщину, любящую жену и мать, сделавшую Пьера Безухова счастливейшим человеком.

Библиотекарь. Наташа Ростова, Анна Каренина, Катюша Маслова - эти женские образы давно перешли со страниц книг в мировой кинематограф.

Ведущий. Николай Алексеевич Некрасов видел русскую женщину не только «средь шумного бала». Простая русская женщина, мать и жена, чья жизнь крестьянки - подвиг. Но не забитой и бесправной рабыней она видится нам в стихах Некрасова, гордая и красивая душа даже крепостную крестьянку делает сильной и притягательной.

Чтец 2 «У русских женщин есть такие лица…

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен

Росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь,

Тем еще милей!»

Ведущий. Как и Франческо Петрарка, Афанасий Фет пережил трагическую любовь к Марии Лазич. Хоть она и умерла, Фет не смог ее забыть.

Чтец 1. И много лет прошло, томительных и скучных,

…………………………………………………..

Чтец 2. Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Ведущий. До конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью.

Чтец 1. …Нет, я не изменил. До Старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

Вопросы:

1. Какие женские образы из народного фольклора вы знаете?

2. Какими словами заканчивается трагедия «Ромео и Джульетта?

(Но повесть о Ромео и Джульетте

Останется печальнейшей на свете…)

3. Кто был достойным соперником Шекспира по перу? (Франческо Петрарка)

4. Назовите имя женщины, которой на протяжении 30 лет Франческо Петрарка посвящал свои стихи? (Лаура)

5. Кто еще из средневековых писателей восхвалял образ женщины? (Сервантес)

6. Назовите автора этих строк? Из какого произведения они взяты?

Для вас, души моей царицы

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои.

(А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»)

7. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение, начинающееся строками «Я помню чудное мгновенье» (Стихотворение посвящено А. П. Керн, которая гостила у своей тетки, соседки А.С. Пушкина, владелицы имения Тригорское).

8.«Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе,… он предложил ей тур вальса». Из какого произведения эти строки? (Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» Первый бал Наташи Ростовой).

8. В одном из своих произведений Николай Алексеевич Некрасов писал -

…Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

- Как называется это произведение? (Поэма. «Мороз, Красный нос»)

8. Кому он посвятил эту поэму? (Своей сестре, Анне Алексеевне)

9. Чей образ присутствует во многих любовных стихах А. Фета, придавая им горестную окраску? (Образ Марии Лазич)

Библиотекарь. XX век подарил миру многих поэтов и писателей. Многие из них посвятили свое творчество женщине, ее красоте, материнскому подвигу.

Ведущий. И это правильно, потому что:

Чтец 1. «Женщина с нами, когда мы рождаемся.

Чтец 2. Женщина с нами в последний наш час.

Чтец 1. Женщина знамя, когда мы сражаемся.

Чтец 2. Женщина - радость раскрывшихся глаз».

Библиотекарь. Классические произведения русской и зарубежной литературы прошли долгий путь. Несомненно, в своем развитии они обогатили нашу культуру, забросили свои семена в будущее.

В нашей библиотеке собраны книги многих авторов разных эпох и народов. Одной из самых любимых книг у детей является книга-сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек», в которой меньшая дочь купца стала олицетворением женской души, способной под внешностью чудовища разглядеть и полюбить прекрасную душу, спасти своего отца и своего любимого от злых чар. Идея этой сказки многократно передавалась в произведениях русских и зарубежных писателей, мультипликаторов и кинематографистов.

Наш урок подошел к концу, было очень приятно видеть вас. Спасибо всем за активное участие.

7.Результативность.

Во все времена книга сопровождала человека. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного урока, вызывают желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку, обсуждать с друзьями прочитанное, искать интересное дело в работе читательского актива. И тогда он становится постоянным посетителем читального зала, увлеченным читателем, книголюбом.

Библиография

1. Лирика Древней Эллады и Рима: Сборник - М.: Дет. лит., 1990. - 191 с.: ил.

2. Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза: - М.: Правда, 1989. - 480 с., ил.

3. Шекспир У. Комедии. Сонеты/ - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005. - 512 с. (Б-ка сельской школы).

4. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. - М.: Дрофа. 2004. - 384 с. - (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

5. Война и мир : роман. в 4 т., Т 1 - 2 / Л.Н. Толстой - М. : Дрофа, 2005. - 813, [3] с. - (Библиотека отечественной классической литературы).

6. Стихотворения. Поэмы /Н.А. Некрасов. - М. : Дрофа,2005. - 526, [2] с. - (Библиотека отечественной классической литературы).

7.Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. г.Чапаевск 2001 г.




© 2010-2022