Тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Программа составлена на основе: 1)Федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования (2009 год); 2)Примерной программы основного общего образования по русскому языку; 3)Программы по русскому языку к учебникам для 8-9 классов (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.-М.:Просвещение,2009;   4)Авторской программы по русскому языку 5-9 класс/Под редакцией В.В.Бабайцевой.-М.:Дрофа,2008.Л.М.Рыбченковой.-М.:Дрофа,2010. Специальными целями преподавания ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация города Владивостока


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №62 г. Владивостока»



Рассмотрена на заседании Согласована с заместителем Утверждаю: директор

ШМО директора по УВР МБОУ «Средняя обще-

Руководитель МО русского Тархова О.Н. образовательная школа

языка и литературы № 62 г.Владивостока»

Станкевич Е.А. Аширова И.И.

«___»_______________. «___»______________. «___»______________.



Рабочая программа

Название предмета: русский язык;

2 ступень среднего(полного) общего образования , 8 класс

Уровень : базовый

Срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год

Программа составлена на основе:

1)Федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования (2009 год)

2)Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

3)Программы по русскому языку к учебникам для 8-9 классов (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.-М.:Просвещение,2009.

4)Авторской программы по русскому языку 5-9 класс/Под редакцией В.В.Бабайцевой.-М.:Дрофа,2008.Л.М.Рыбченковой.-М.:Дрофа,2010

Составитель: Унковская А.А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

г.Владивосток,2014

Пояснительная записка

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализует в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать сои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала, связана с физико-техническим профилем лицея и соответствующим контингентом учащихся. Руководящая идея рабочей программы, таким образом, основана на создании условий для развития творческого потенциала лицеистов, формирования универсальных учебных умений, формирования метазнаниевого учебного поля.

Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта 2010 года, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 8-9 классов (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.-М.:Просвещение,2009.//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009г

Формы, методы, технологии обучения.

- основная форма обучения - урок в его разных жанрах;

1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения.

2.Методы репродуктивного обучения.

3.Методы проблемно-поискового обучения.

3.Коммуникативные методы обучения.

4.Имитационно-ролевые методы обучения.


Цели обучения русскому языку

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

  3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  5. Применение знаний и умений в жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной аттестации в 8 классе следующие:

* тест;

*диктант с грамматическим заданием;

* проверочная работа с выборочным ответом;

* комплексный анализ текста;

* подробное и выборочное изложение;

* изложение с элементами сочинения-рассуждения;

* сочинение-описание памятника;

Сочинение на морально-этическую тему;

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  • сочинение-рассказ на свободную тему;

  • Устное высказывание на лингвистическую тему.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

Диктанты - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90- 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса - 150-170 слов, для 10-11 - до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

















Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (сочинения и изложения)



Оценки

Основные критерии оценки



Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая(негрубая) 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

По авторской программе выделено 102 часа, из расчета 3 часа в неделю. Из школьного компонента ОУ выделен 1 час для расширения содержания программы по русскому языку (136 часов в год, 4 часа в неделю).

Раздел «Повторение пройденного в 5-7 кл.» по авторской программе 8 часов, в рабочей программе 10 часов. Добавлены темы: 1. «Основные единицы синтаксиса» с целью актуализации знаний перед изучением синтаксиса простого предложения. 2. «Текст как единица синтаксиса» с целью успешной работы по расчленению текста на микротексты, микротемы. 3. «Предложения как единица синтаксиса» с целью овладения навыками построения текстов .

Раздел «Словосочетание» по авторской программе 3 часа, в рабочей программе 4 часа. Добавлена тема «Цельные словосочетания» с целью распознания в тексте устойчивых словосочетаний ( географические названия, постоянные эпитеты).

Раздел «Простое предложение» по авторской программе 5 часа, в рабочей программе 7 часов. Добавлена тема «Смысловой центр предложения» с целью понимания и распознавания содержания высказывания.

Раздел «Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения» по авторской программе 8 часов, в рабочей программе 11 часов. Добавлена тема «Падежные формы именных частей сказуемых» с целью более подробного изучения составных именных сказуемых, где именная часть выражена частями речи, которые изменяются по падежам.

Раздел «Второстепенные члены предложения» по авторской программе 10 часов, в рабочей программе 15 часов. Добавлены темы: 1. «Сложные наименования, образованные в результате слияния приложения с определяемым словом» с целью правильного написания ( с дефисом или без него) определения и определяемого слова. 2. «Роль инверсии в художественном тексте» с целью успешной работы над лингвистическим анализом текста.

Раздел «Простые односоставные предложения» по авторской программе 12 часов, в рабочей программе 15 часов. Добавлены темы: 1. «Определенно-личные предложения с обобщенным значением, их роль в произведениях фольклора» с целью понимания роли обобщенно-личных предложений в контексте изучаемой темы. 2. «Способы выражения неопределенности деятеля» с целью лучшего понимания, что при совершении действия может не указываться деятель, а лишь подразумеваться. 3. «Смысловое отличие безличных предложений и соответствующих двусоставных предложений» с целью понимания подтекста предложения.

Добавлен раздел « Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении» - 1 час с целью ознакомления с новым видом предложения.

Раздел «Однородные члены предложения» по авторской программе 14 часов, в рабочей программе 18 часов. Добавлены темы: 1. «Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них» с целью различия союзной и бессоюзной связи между ними. 2. «Связи однородных и неоднородных определений с определяемым словом» с целью правильного нахождения определяемого слова. 3. «Синтаксическая функция уточняемых и уточняющих членов предложения» с целью различения при синтаксическом разборе второстепенных членов предложения.

Раздел «Обособленные члены предложения» по авторской программе 14 часов, в рабочей программе 23 часов. Добавлены темы: 1. «Условия обособления определений, выраженных прилагательными» с целью безошибочного обособления прилагательных в зависимости от нахождения в предложении определяемого слова. 2. «Отличие приложения от других видов определений» с целью формирования навыков распознавания приложения , выраженных существительными с предлогами.3. «Обособление обстоятельств, выраженными деепричастными оборотами и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них» с целью правильно расставлять запятые при обособлении обстоятельств, понимать текстообразующую роль таких обстоятельств. 4. «Сравнительный оборот. Запятая перед союзом как» с целью овладения умениями различать сравнительный оборот и подбора синтаксических синонимов.

Раздел «Обращения, вводные слова и междометия» по авторской программе 11 часов, в рабочей программе 15 часов. Добавлены темы: 1. «Назначение обращений» с целью успешной работы над комплексным анализом текста. 2. «Употребление обращений» с целью развития умений интонационно правильно произносить предложения с обращениями. 3. Предложения с вводными конструкциями. Пунктуация при вводных конструкциях» с целью знакомства с понятием «период». 4. «Вставные слова, словосочетания и предложения, знаки препинания при них» с целью формирования умений пользоваться в речи синонимическими вставными словами, словосочетаниями и предложениями, произносить их интонационно правильно и обособлять при письме.

Раздел «Чужая речь(прямая и косвенная речь)» по авторской программе 6 часов, в рабочей программе 8 часов. Добавлены темы: 1. «Комментирующее высказывание о прямой речи» с целью развития навыков устного сообщения на лингвистическую тему.2. «Употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя» с целью развития навыков описания образа литературного героя при написании сочинений.

Раздел «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» по авторской программе 5 часов, в рабочей программе 6 часов. Добавлены темы: «Синтаксис и орфография» с целью повторения различения орфографических и пунктуационных знаков.

Добавленные часы в содержании программы и КТП выделены курсивом .

В рабочей программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями программного материала, и необходимостью осуществлять рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе. В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки учащихся, поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ, в том числе выделенных курсивом, которые не могут быть включены в контрольно-измерительные материалы.

В настоящий период нам представляется особенно важным осмысление учителем требований к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке. Именно эти особенности (формулирование тем уроков как выражение основного содержания государственного стандарта и указание обязательных требований к деятельности учащихся) выделяют данную рабочую программу.

Учебно-тематический план.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

содержание

Кол-во часов по «Примерной…»

Кол-во часов по «Рабочей…»

Кол-во КР

Кол-во РР

1.

Введение. Функции русского языка в современном мире.

1

1

2.

Повторение изученного в 5-7 классах.

8

10

1

1(соч)

3.

Синтаксис и пунктуация :

Словосочетание.

88

3

119

4

1(соч)

Предложение.

2

2

Простое предложение.

3

5

1(соч)

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

2

3

1(соч)

Двусоставные предложения. Составные сказуемые.

6

8

1

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

10

15

1

2(изл)

2(публ.

выст)

Односоставные предложения.

1

2

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым.

5

6

1(соч)

Односоставные предложения с главным членом-подлежащим.

6

7

1

2(изл)

Неполные предложения.

2

3

1(соч)

Предложения с однородными членами.

14

16

1

2(изл)

1(соч)

Предложения с обособленными членами.

8

14

1

2(изл)

Предложения с уточняющими обособленными членами.

6

9

1

2(изл)

1(выст)

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

11

15

1

1(соч)

1(соч)

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

6

10

1(соч)

2(изл)

4.

Повторение изученного в 8 классе.

5

6

1

1(соч)

Итого :

102

136

9

11(с)4(и)

Содержание образования.

Введение (1 ч)

Функции русского языка в современном мире

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч+1РР- сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ( 119 ч)

Словосочетание (3ч+1 РР-устное сочинение «Триумфальная арка»)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (6 ч+1 РР-сочинение-описание памятника архитектуры вашего города или края)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (10 ч+1 РР-сочинение по картине Б.В.Щербакова «Русь подмосковная»)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Сочинение по пейзажу.

Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11 ч+4 РР-изложение «Русский язык»,публичное выступление)

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (12ч+3РР-сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», изложение.

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2ч +1РР-сочинение по картине М.К.Копытцевой «Летний день. Цветёт сирень»)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения(13 ч+3РР-сочинение по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»,рассуждение)

Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. |Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (18 ч+5РР-изложения,диспут)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова междометия (13 ч+2РР-сочинение «Письмо другу», сочинение-рассуждение по данному тезису.

Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Сочинение-рассуждение по данному тезису (по упр.385)

Прямая и косвенная речь (7 ч+3РР-сочинение по тексту, изложение «А.А.Ахматова»)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч+1РР- сочинение по картине К.Брюллова «Портрет сестёр Шишмарёвых»

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Дополнительные обобщающие материалы

Литература для учащихся:

1.Постникова И.И. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. Москва. 1885 год.

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995. -383с.;

3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. -М.: Просвещение, 1990. - 253с.;

4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998. -300с.;

5. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997. -340с.;

6. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

7. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. -М.: Просвещение, 1994. -107с.;

8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. -Санкт - Петербург.: Литера, 2006. -60с.;.;

9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. - М.: Аванта+, 1998, 701с.;


Литература для учителя:

1.Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. - 34-е изд. - М. : Просвещение, 2011.- 239 с.


2. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 8класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. -222с.;

3. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;

4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. -М.: Высшая школа, 1993. -335с.;

5. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.: Лицей, 1999. -110с.;

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.;

7. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 8 класс - М.: творческий центр « Сфера», 1997. -78с.;

8. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 8 класс.- М.: -Дрофа, 2002. - 189с.;

9.Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 7 класс». - М.: Дрофа, 2005. -160с.;

10. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2002. -93с.;

11.Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.: Просвещение, 1986. -206с.;

12. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

13.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. ( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) - М.: Просвещение, 2007. -45с.:

14. 700 изложений для школьников и абитуриентов.- М.: Славянский дом книги, 2004. -574с.;

15. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 8класс. -М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002. -206с.;

16.Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.

Словари:

  1. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. -М. : Просвещение, 2003.

  2. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. -М. : Просвещение, 2008.

  1. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М. : Просвещение, 1984.

4.Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин,
Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1999.

Календарно-тематическое планирование

( 4 часа в неделю, всего 136 часов в год)


Наименование разделов и тем уроков

Кол-во час

Тип урока

Основные

вопросы

Виды деятельности

Планируемые результаты

ДЗ

Дата

1.

Введение.(1ч)

Функции русского языка в современном мире.

1

Комбини-

рованный

Закрепление понятий об основных функциях русского языка.

Слово учителя,беседа,

работа с учебником

Умение построить связный ответ на лингвистическую тему о функциях русского языка

стр.5

упр.3


2.

Повторение изученного в 5-7 классах.

(9+1РР)

КД-1ч

1

Комбини-

рованный

Обобщение и систематизация знаний об основных языковых единицах. Восстановление и закрепление умений выполнять различные виды лингвистического разбора.

Работа с таблицей, лингвистический разбор.

Знать содержание основных разделов языка и их основных единиц

стр.7,

упр.5


3.

Повторение изученного. Фонетика

1

Комбини-

рованный

Обобщение и систематизация знаний по фонетике, восстановление и закрепление умений правильного выполнения фонетического разбора.

Работа со схемой, беседа, словарная

работа.

Знать характеристику звуковых единиц, уметь выполнять фонетический разбор слов

П.2,

стр.10,

упр.13


4

5

Повторение изученного Морфемика словообразование.

2

Комбини-

рованный

Обобщение и систематизация знаний по морфемике и словообразования, восстановление и закрепление умений выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Работа со схемой, тест беседа, выполнение упр. слов. работа.

Уметь определять способы образования слов и проводить словообразовательный анализ

П.3,

упр.16


упр.23


6

Повторение изученного. Лексика и фразеология.

1

Комбини-

рованный

Обобщение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, восстановление и закрепление основных понятий лексикологии.

Беседа, выполнение упражнений

Знать основные понятия лексики и фразеологии, уметь выполнять лексический разбор слов

П.4,

упр.28


7

Повторение изученного. Морфология.

1

Комбини-

рованный

Обобщение и систематизация знаний по морфологии, закрепление навыков лингвистического разбора.

Словарный диктант, беседа, выполнение упр.

Уметь определять самостоятельные и служебные части речи, соблюдать орфографические нормы

П.5,

упр.40


8

Повторение изученного. Строение текста. Стили речи.

1

Комбини-

рованный

Обобщение и систематизация знаний о признаках и строении текста, о типах речи, о видах и способах связи в тексте, о стилях речи.

Беседа, работа с текстом, словарная ра-бота, письм. работа.

Различать стили и типы речи и уметь их определять

Стр.28,

упр.54

(черн.)


9

РР. Сочинение по картине

В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии».

1

Комплексное применение знаний

Развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию картины.

Слово учителя, работа с картиной, беседа по плану, само-стоят. работа

Умение логично, последовательно, выразительно, связно составить рассказ по картине

Упр.55


10

Контрольный диктант.

1

Урок контроля

Проверка знаний, закрепление навыков лингвистического разбора.

Слово учителя, чтение текста, запись, задания

Выявление пробелов по теме, оценка результатов обучения

П.2-6


11

Анализ контрольного диктанта

1

Урок обобщения

Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Слово учителя, работа над ошибками

Умение разобрать и объяснить допущенную ошибку

Стр.28,

упр.53


12

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание

(3+1РР)

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

Изучение нового материала

Определение грамматического строения словосочетаний.

Работа с учебником, работа со схемами, словар. работа

Умение определять главное и зависимое слово в словосочетании, выявлять грамматическое значение словосочетаний.

Стр.31,

упр.59


13

РР. Устное сочинение «Триумфальная арка»

1

Комплексное применение знаний

Развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию памятника архитектуры.

Устное сочинение Опрос.

Уметь описывать картину в устной форме.

Словар

ные слова


14

Связь слов в словосочетании.

Цельные словосочетания.

1

Изучение нового материала

Закрепление понятий о строении и значении словосочетаний, определение способов связи в словосочетаниях.

Работа с учебником, работа со схемами, словар. работа

Умение определять способы связи слов в словосочетании.

П.7,

упр 65,

упр.66


15

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Изучение нового материала

Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний

Работа с учебником, работа со схемами, словар. работа

Умение определять главное и зависимое слово в словосочетании, выявлять грамматическое значение словосочетаний.

П.7,

упр 74,

упр.78


16

Предложение.

(4 ч)

Строение и грамматическое значение предложений.

1

Изучение нового материала

Расширение знаний о строении и грамматическом значении предложения.

Беседа, выполнение упражнений, словар. слова

Умение характеризовать предложение

П. 8,

упр. 89, словарные слова


17

Интонация

предложения.

1

Изучение нового материала

Закрепление изученного о предложении, совершенствование навыков устной речи, составление характеристики человека.

Работа с учебником, беседа, выполнение упражнений,

Осмысленное выразительное чтение текста

П. 9,

упр. 93, упр. 95(у)


18

19

Синтаксический разбор предложения.

2

Изучение нового материала

Закрепление изученного о предложении, уметь производить синтаксический разбор

Выполнение упражнений

Умение производить синтаксический разбор

предложения

Стр.54,

упр.84


20

Простое предложение.

(2+1РР)

Порядок слов в предложении.

1

Изучение нового материала

Закрепление изученного о предложении, совершенствование навыков устной речи.

Работа с учебником, выполнение упражнений,

Умение определять порядок слов в предложении

П. 10,

упр. 105


21

Логическое ударение.

1

Изучение нового материала

Расширение знаний о строении и грамматическом значении предложения.

Работа с учебником, выполнение упражнений,

Осмысленное выразительное чтение текста

Стр.63,

упр.114

(черн.)


22

РР. Сочинение-описание памятника архитектуры вашего города (края)

1

Комплексное применение знаний

Совершенствование навыков устной речи, расширении словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Диалог, монологическая речь учащихся

Развивать навык монологической речи (последовательной, логичной, выразительной)

Стр.63

упр.113


23

Двусоставное предложение.

Главные члены предложения.

(10+1РР)

КД-1ч

Подлежащее.

1



Изучение нового материала

Расширение представления учеников о подлежащем, его признаках и способах выражения, углубление знаний о синонимических связях языковых единиц.

Беседа, слово учителя, повторение, комментированное письмо.

Умение определять способы выражения подлежащего

П.11,

упр. 116


24

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Изучение нового материала

Расширение представления о сказуемом, его признаках, ознакомление с понятием простого глагольного сказуемого.

Беседа, слово учителя, повторение, комментированное письмо.

Умение находить грамматическую основу, определять лексич. и грамматич. значение сказуемого

П.12,

упр. 124,

упр.110(у)


25

РР. Сочинение-описание картины Б.В. Щербакова «Русь подмосковная»

1

Комплексное применение знаний

Развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию картины.

Диалог, монологическая речь учащихся

Развивать навык монологической речи (последовательной, логичной, выразительной)

П.12


26

Составные сказуемые

Составное глагольное сказуемое.

1

Изучение нового материала

Сформирование понятия о составном глагольном сказуемом и способах его выражения.

Беседа, слово учителя, повторение, комментированное письмо.

Умение находить грамматическую основу, определять лексич. и грамматич. значение сказуемого, способы его выражения

П.13,

упр. 137


27

Составное именное сказуемое

1

Изучение нового материала

Сформировать понятие о составном именном сказуемом, закрепление умения различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом.

Работа с учебником, выполнение упражнений.

Умение определять различные виды сказуемых и способы их выражения

П.14,

упр.143


28

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о способах выражения именной части сказуемого.

Беседа, слово учителя, повторение, комментированное письмо.

Умение определять различные виды сказуемых и способы их выражения

П.14,

упр. 149,

упр.151(у)


29

Тире между подлежащими и сказуемыми.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Слово учителя, беседа, тренировочные предложения

Умение употреблять тире между подлежащим и сказуемым

П.15,

упр. 154


30

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

1

Изучение нового материала

Закрепление и углубление знаний о сказуемом и подлежащим.

Работа с учебником, выполнение упражнений.

Умение находить главные члены предложения и определять способы их выражения

Стр.83,

упр.158


31

Закрепление темы «Сказуемое».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Закрепление и углубление знаний о сказуемом, закрепление навыков построения определений.

Слово учителя, словар. диктант, тест, выполнение упражнений

Умение находить главные члены предложения и определять способы их выражения

Упр.160


32

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сказуемое».

1

Урок контроля, оценки коррекции знаний

Проверка знаний, закрепление навыков лингвистического разбора.

Слово учителя, чтение текста, запись, задания

Выявление пробелов по теме, оценка результатов обучения

П.11-15


33

Работа над ошибками контрольного диктанта.

1

Урок комплексного применения знаний

Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Слово учителя, работа над ошибками

Умение разобрать и объяснить допущенную ошибку

П.11-15

Словарные

слова


34

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

(13+2РР)

КД-1ч

Дополнение

1

Изучение нового материала

Закрепление знаний о второстепенных членах предложения, расширение представлении о дополнение, способах его выражения.

Исследование текста по заданным параметрам

Умение находить прямое и косвенное дополнение

П. 16, упр.169, упр.170


35

Способы выражения дополнений.

1

Изучение нового материала

Разъяснение трудных случаев выражения дополнений.

Слово учителя, работа по учебнику

Умение определять способы выражения дополнений

П. 16,

упр. 166


36

Определение

1

Изучение нового материала

Расширение представлений об определении.

Работа с текстом

Знать виды определений и уметь их отличать

П. 17,

упр.177,

упр. 178(у)


37

38

РР. Изложение

«Русский язык» упр.178

2

Урок комплексного применения знаний

Развитие умений учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст, развитие творческих способностей.

Работа с текстом

учебника

Умение пересказать текст на лингвистическую тему

П. 17


39

Приложение.

1

Изучение нового материала

Расширение представлений об определении, формирование понятия о приложении.

Работа с таблицей словарный диктант

Умение находить приложение в тексте и правильно его писать

П.18,

Упр. 184, словар. слова


40

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

Изучение нового материала

Расширение представлений об обстоятельстве, ознакомление с основными видами обстоятельств

Работа с таблицей в учебнике, выполнение упражнений

Умение находить и правильно определять значение обстоятельств

П. 19,

Упр. 187, словар. слова


41

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

1

Изучение нового материала

Расширить представлении об обстоятельстве, формирование понятие об обстоятельствах, ,выраженных сравнительными оборотами.

Работа с таблицей, выполнение упражнений

Умение находить в тексте сравнительные обороты и правильно расставлять знаки препинания

П. 19,

Упр. 195


42

Главные и второстепенные члены предложения

1

Урок повторения и обобщения по теме

Отработать навыки нахождения главных и второстепенных членов предложения

Повторение, объяснение учителя, выполнение упражнений

Выявление пробелов по теме, оценка знаний

Стр.103,

упр.200


43

44

РР .«Риторика». Основные приёмы ораторского мастерства.

2

Работа с учебником, анализ текста, слов. работа, под-готовка к устному вы-ступлению.

Ознакомление с понятием «Риторика», с основными приемами ораторского мастерства..

Работа с учебником, анализ текста, слов. работа, под-готовка к устному вы-ступлению.

Развивать навык монологической речи (последовательной, логичной, выразительной)

Упр.197


45

46

Подготовка к контрольной работе

2

Урок комплексного применения знаний

Закрепление и углубление знаний.

Комплексный анализ текста

Выявление пробелов по теме, оценка знаний

Упр.202,

вопросы для повторения


47.

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Урок контроля, оценки коррекции знаний

Проверка знаний учеников, закрепление навыков синтаксического разбора.

Слово учителя, чтение текста, запись, задания

Выявление пробелов по теме, оценка знаний

П.16-19


48

Работа над ошибками контрольной работы.

1

Урок комплексного применения знаний

Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Работа над ошибками

Умение разобрать и объяснить допущенную ошибку

Упр.201(у)


49

Односоставные предложения

(12+3РР) с главным членом-сказуемым.

Основные группы односоставных предложений.

1

Изучение нового материала

Расширение представлений о предложении, формирование понятий об односоставных предложениях с главным членом - сказуемым.

Наблюдение, самостоятельная работа, работа с учебником

Умение находить односоставные предложения.

П. 20


50

Предложения определённо - личные.

1

Изучение нового материала

Формирование понятий об односоставных предложениях с главным членом - сказуемым, об определенно- личных предложениях.

Наблюдение, самостоятельная работа, работа с учебником

Умение находить односоставные предложения, в частности определенно-личные

П.21, упр.206


51

52

Предложения неопределённо - личные.

2

Изучение нового материала

Сформировать понятие о неопределенно личных предложениях, нахождению их и выделению в тексте.

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа

Умение находить неопределенно-личные предложения

П. 22,

упр. 216


53

54

Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения.

2

Изучение нового материала

Сформировать представлении о безличных предложениях и способах выражения сказуемого в этих предложениях.

Объяснение учителя, работа с таблицей, тренировочные упражнения

Умение различать виды односоставных предложений

П. 23,

упр. 226, упр227,

упр.234


55

56

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым.

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Закрепление представления об односоставных предложениях с главным членом - сказуемым.

Слово учителя, повторение, самостоятельная

работа

Умение заменять двусоставные предложения односоставными

Стр.119,

упр239(у)

57

РР.Описание картины. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

1

Урок комплексного применения знаний

Развитие речевой культуры учеников навыков описания картины, использованию односоставных предложений в творческих работах.

Беседа по вопросам, написание сочинения

Развивать навык монологической речи (последовательной, логичной, выразительной)

Упр.238


58

Односоставные предложения

с главным членом - подлежащим.

Назывные предложения.

1

Изучение нового материала

Сформировать понятие о назывных предложения, их значении, сферы употребления.

Работа учебником, с таблицей

Умение находить в тексте различные виды односоставных предложений

Упр.240


59

60

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение изученного об односоставных предложениях, развитие навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, взаимопроверка, диктант с заданием

Выявление пробелов в знаниях по теме

П. 24, упр.245


61

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

1

Изучение нового материала

Сформировать понятие о синонимии односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующую роль

Объяснение учителя, работа с таблицей, тренировочные упражнения

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Упр.249(у)


62

63

РР.Изложение.

(по упр.249)

2

Урок комплексного применения знаний

Развитие умения письменно излагать прочитанный и услышанный текст.

Работа с планом, закрепление изученного, изложение

Умение письменно изложить услышанный текст.



64

Неполные предложения.

(2+1РР)

КД-1ч

Понятие о неполных предложениях

1

Изучение нового материала

Сформировать понятие о неполных предложениях, сферы их употребления.

Объяснение учителя, работа с учебником, конструирование предложений

Умение отличать неполные предложения от односоставных

П. 25, упр.255, упр.257(у)


65

РР. Сочинение по картине М.К. Копытцевой «Летний день.

Цветет сирень»

1

Урок комплексного применения знаний

Развитие речевой культуры учеников навыков описания картины, использование односоставных предложений в творческих работах.

Беседа по вопросам, написание сочинения

Развивать навык монологической речи (последовательной, логичной, выразительной)

П. 25,

стр.129,

упр.259


66

Контрольная работа (диктант)по теме «Односоставное предложение»

1

Урок контроля, оценки коррекции знаний

Проверка знаний учеников, закрепление навыков грамматического разбора.

Диктант, грамматические задания

Выявление пробелов в знаниях по теме «Односоставное предложение»

П. 25


67

68

Анализ контрольного диктанта.

Предложения с однородными членами.

(13+3РР)

КД-1ч

Понятие об однородных

членах.

2

Урок комплексного применения знаний Изучение нового материала

Закрепление изученного об односоставных и неполных предложениях, углубление представлений об однородных членах.

Слово учителя, работа над ошибками,

работа с учебником.

Умение разобрать и объяснить допущенную ошибку. Умение находить предложения с однородными членами

П. 26, упр.262


69

70

Однородные и неоднородные определения

2

Изучение нового материала

Углубление представлений об однородных членах, закрепление навыков узнавания их в тексте графического их изображения.

Выборочный диктант, объяснение учителя,

Умение отличать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания

Стр.131-132, упр.268


71

72

73

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

3

Изучение нового материала

Углубление знаний об однородных членах, связанных сочинительными союзами.

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Умение расставлять знаки препинания при однородных членах

П.27, упр.275


74

75

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

2

Изучение нового материала

Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме.

Объяснение учителя, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения., словарная работа

Умение расставлять знаки препинания при обобщающих словах

П.28,

Упр.286

Упр.287(у)


76

РР. Описание картины. Ф.А. Васильева «Мокрый луг»

1

Урок комплексного применения знаний

Развитие речевой культуры учеников навыков описания картины,

Беседа, написание сочинения

Умение логично, связно, последовательно по плану излагать свои мысли

П.28


77

78

РР. Рассуждение

(по упр.293)

2

Урок комплексного применения знаний

Объяснение особенностей такого типа речи, как рассуждение, развитие навыков пересказа текста.

Беседа, объяснение учителя, пересказ, подготовка к творческой работе

Умение связно, логично, последовательно изложить свои мысли

Упр.294


79

80

Закрепление темы «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Закрепление и углубление знаний об обобщающих словах при ОЧП

Слово учителя, повторение, самостоятельная

работа

Умение расставлять знаки препинания при обобщающих словах Выявление пробелов по теме, оценка знаний

П.26-28,

стр.149


81

Контрольная работа (диктант)по теме «Однородные члены предложения»

1

Диктант, грамматические задания

Проверка знаний об обобщающих словах при однородных членах, закрепление навыков постановки знаков препинания.

Диктант, грамматические задания

Выявление пробелов в знаниях по теме, оценка знаний


82

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок коррекции знаний

Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Слово учителя, работа над ошибками

Умение разобрать и объяснить допущенную ошибку.

Стр.149


83

84

Предложения с обособленными членами.

(18+5РР)

КД-2ч

Обособленные определения и приложения.

2

Изучение нового материала

Сформировать понятие об обособленных членах предложения, ознакомление с обособленными определениями и приложениями, развитие навыков выразительного чтения.

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа с учебником

Умение находить предложения с обособленными членами

П. 29, упр.298


85

86

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

2

Изучение нового материала

Повторение правил образование причастий, закрепление пунктуационных навыков, развитие навыков выразительного чтения.

Тренировочные упражнения, работа с учебником

Умение находить в тексте обособленные определения и правильно расставлять знаки препинания

П. 29, упр.311


87

88

Особенности обособления приложений.

2

Изучение нового материала

Объяснить особенности обособления приложения, закрепление пунктуационных навыков.

Тренировочные упражнения, работа с учебником

Умение находить приложения и правильно расставлять знаки препинания

П. 29, упр.319


89

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

1

Урок контроля

Закрепление и проверка знаний по теме, закрепление навыков грамматического разбора.

Диктант, грамматические задания

Выявление проделов в знаниях по теме

П.29


90

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок коррекции знаний

Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Слово учителя, работа над ошибками

Умение разобрать и объяснить допущенную ошибку.

П.29


91

92

Обособленные обстоятельства.

2

Изучение нового материала

Углубление представлений об обособление обстоятельств, объяснить различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными.

Тренировочные упражнения, работа с учебником

Умение находить в тексте обособленные обстоятельства

П. 30, упр.327 по вариантам, упр.332, упр.334 по вариантам


93

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

1

Урок комплексного применения знаний

Закрепление и проверка знаний по теме

Выразительное чтение., тренировочные упр., словарная работа, тест

Умение ставить знаки препинания при уточнениях

П. 30, упр.338


94

95

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

2

Урок комплексного применения знаний

Закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора.

Синтаксический разбор, работа со схемами

Умение находить в тексте обособленные члены предложения\ и правильно расставлять знаки препинания

Стр.169,

упр.338(у)

96

97

РР. Изложение «Яков Карлович Грот»

2

Урок комплексного применения знаний

Развитие навыков письменного изложения текста, развитие творческих способностей учеников.

Беседа, объяснение учителя, пересказ, подготовка к творческой работе

Умение связно, логично, последовательно пересказать прочитанный текст



98

99

Предложения с уточняющими обособленными членами.

Понятие об обособленности уточняющих членов предложения

2

Изучение нового материала

Формирование понятия об обособление уточняющих членов предложения, объяснение их роли и значения в предложении

Тренировочные упражнения, работа с учебником

Умение ставить знаки препинания при уточнениях

П. 30, упр.343


100

101

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.

2

Изучение нового материала

Закрепление понятий об обособлении уточняющих членов предложения, развитие навыков обнаружения их в устной речи и тексте, формирование понятия о разделительных и выделительных знаков.

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Умение находить в тексте уточнение

П. 30, упр.348,

Упр.351


102

Контрольный урок по теме «Обособленные члены предложения»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Проверка знаний по темам «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения»

Диктант, грамматические задания

Выявление пробелов в знаниях по теме

П.30


103

Анализ контрольного диктанта.

РР. Применение публицистическо-го стиля на практике. Диспут.

1

Урок комплексного применения знаний

Повторение темы «Публицистический стиль», развитие навыков практического применения знаний.

Работа с текстом

Умение составлять развернутый план текста

Упр.352(у)


104

105

РР. Изложение «Суворов» (по упр.352)

2

Урок комплексного применения знаний

Совершенствование навыков лингвистического анализа, письменного изложения текста.

Беседа, объяснение учителя, пересказ, подготовка к творческой работе

Умение последовательно, логично и связно изложить содержание прочитанного текста

П.29,30


106

107

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

(13+2РР)

КД-1ч

Обращение и знаки препинания при нём.

2

Изучение нового материала

Сформировать понятие об обращении и его роли в предложении, развитие пунктуационных навыков.

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения

Умение ставить знаки препинания при обращении

П. 32, упр.358, упр.361


108

109

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

2

Изучение нового материала

Сформировать понятие о вводных словах и предложениях, их значении в роли текста.

Самостоятельная работа с учебником, составление плана, тренировочные упражнения

Умение ставить знаки препинания при вводных словах

П. 33, упр.365, упр.366


110

111

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями.

2

Изучение нового материала

Закрепление умений находить вводные слова и предложения в тексте, ознакомление с ролью междометий в предложении.

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, тест

Умение находить в тексте междометия

П. 33,

упр. 372


112

113

114

Вставные конструкции.

3

Изучение нового материала

Формирование понятия о вставных конструкциях, показать их роль в предложении.

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, тест

Умение отличать вставные конструкции от вводных слов

П. 34,

упр. 378

упр.384(у)


115

РР.Сочинение «Письмо другу» (по упр.384)

1

Урок комплексного применения знаний

Совершенствование навыков лингвистического анализа текста, развитие творческих способностей.

Творческая работа

Умение логично, связно, последовательно по плану излагать свои мысли

упр.385(у)


116

РР.Сочинение-рассуждение по данному тезису (по упр.385)

1

Урок комплексного применения знаний

Совершенствование навыков лингвистического анализа текста, развитие творческих способностей.

Беседа по вопросам, написание сочинения

Умение логично, связно, последовательно излагать свои мысли

упр.380


117

118

Закрепление темы

«Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Закрепление знаний об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.

Тренировочные упражнения, пояснения учителя, самостоятельная

работа

Выявление пробелов в знаниях по теме

Стр.197,

упр. 390


119

Контрольный урок по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Проверка знаний об обращениях вводных словах и вставных конструкциях.

Диктант, грамматические задания

Выявление пробелов в знаниях по теме

П.32-34


120

Работа над ошибками диктанта.

1

Урок коррекции знаний

Закрепление изученного, закрепление навыков синтаксического разбора предложения.

Слово учителя, работа над ошибками

Умение увидеть структуру простого осложненного предложения

Упр.388


121

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

(7+3РР)

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

1

Изучение нового материала

Углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания.

Повторение, объяснение учителя, работа с таблицей, выразительное чтение

Умение расставлять знаки препинания при прямой речи

П. 35, упр.393 (II)


122

Диалог

1

Изучение нового материала

Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложения с прямой речью и постановкой знаков препинания.

Объяснение учителя, тренировочные упр., словарная работа

Умение расставлять знаки препинания при диалоге

С.202-203, упр.396


123

124

Предложения с косвенной речью.

2

Изучение нового материала

Ознакомление с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью, объяснение отличий предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью.

Объяснение учителя, тренировочные .упр., словарная работа, самостоятельная работа

Умение заменять предложения с прямой речью косвенной

П. 36, упр.402. упр.403


125

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о сферах применения прямой и косвенной речи, обучение правил правильно цитирования.

Объяснение учителя, тренировочные упражнения

Умение оформлять цитаты

П. 37, упр.407


126

Способы передачи чужой речи в художественном произведении.

1

Изучение нового материала

Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков.

Комментированное письмо, элементы лингвистического анализа.

Умение оформлять цитаты

Упр. 409


127

Закрепление темы «Способы передачи чужого речи».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков.

Выразительное чтение., трениров. упр., объяснительный. диктант, работа с таблицей.

Уметь использовать различные способы передачи чужой речи

Упр.410 (у)


128

РР. Изложение «А.А. Ахматова» (по упр.410)

1

Урок комплексного применения знаний

Совершенствование навыков лингвистического анализа, письменного изложения текста, развитие творческих способностей.

Элементы лингвистического анализа, составление плана, изложение

Умение связно, логично и последовательно пересказать текст

Упр. 411(у)


129

130

РР. Сочинение. Сравнительная характеристика героев.( упр.411)

2

Урок комплексного применения знаний

Совершенствование навыков лингвистического анализа текста, развитие творческих способностей.

Элементы лингвистического анализа, обсуждение работ, написание сочинения

Умение производить лингвистический анализ текста

П.35-37


131

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5+1РР)

РР. Сочинение по картине К.Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»

1

Урок обобщения и систематизации знаний Урок комплексного применения знаний

Повторение и закрепление пройденного по темам

Развитие творческих способностей.

Работа с репродукцией, написание сочинения

Умение связно, логично, последовательно описать картину

Упр. 415


132

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

Умение определять виды подчинительной связи слов в словосочетаниях, производить синтаксический разбор простого предложения

Упр.417


133

Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими обособленными членами»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

Умение расставлять знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения

Упр.419


134

Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.

Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

Умение расставлять знаки препинания при вводных словах, обращениях и прямой речи

Упр.426


135

136

Контрольный диктант. Подведение итогов года.

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Повторение, закрепление пройденного, проверка знаний.

Диктант, работа над ошибками

Выявление пробелов в знаниях





© 2010-2022