Урок по темеН. В. Гоголь Портрет. .. Не собирайте сокровищ на Земле

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы

Учитель - Батыгина Светлана Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории

МОУ «Гимнакзия №89»

Тема:

«Не собирайте сокровищ на земле…»

«Портрет» Н.В. Гоголя

Тип урока:

Цели урока:1) обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний о способах создания образа литературного героя; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести;

2) развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом чтении;

3) воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости.

Оборудование урока: портрет Н.В. Гоголя, аудиозапись Ave Maria Шуберта

Эпиграфы:

Гоголь - поэт, поэт жизни действительной.

В.Г. Белинский

Помолись обо мне, чтобы работа моя была

истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-

нибудь был удостоен пропеть гимн красоте

небесной.

Н.В.Гоголь (письмо В.А.Жуковскому)

1.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

(постановка философской проблемы)

Сегодня у нас необычный урок: урок-праздник и одновременно урок-открытие.

Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

*Н.В. Гоголь.

(Слайд Портрет Гоголя с эпиграфом)

Исследователи творчества Гоголя неоднократно указывали на такие особенности его произведений, как простоту, народность, оригинальность, совершенную истину жизни. Причина же всех этих качеств, по мысли В.Г. Белинского, кроется в одном: «Гоголь - поэт, поэт жизни действительной».

А исследование, потому что за событийной стороной повести «Портрет» - духовным оскудением Чарткова и историей создания портрета - скрыты авторские размышления о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Современность и вечность настолько переплетены в повести «Портрет», что жизнь Петербурга 30-х годов 19 века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

И сегодня, разбирая повесть Н.В.Гоголя «Портрет», мы попытаемся выяснить не только, как и почему угасал духовный талант главного героя данной повести Чарткова, но и в чем видит Гоголь назначение искусства, что такое настоящее искусство и каким должен быть настоящий художник

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

(Слайд Книги)

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

2.

Я прошу ответить детей на следующие вопросы:

*«Интересно ли было читать повесть Гоголя?»,

*«Какие чувства вызвало у вас это произведение?»,

*«Какую иллюстрацию вы бы хотели нарисовать к одному из эпизодов повести?»

Творчество детей рисунки по повести гоголя «Портрет».

Дети рассказывают о том, что изображено на их рисунках.

Композиционно повесть распадается на 2 части. В первой части Гоголь рассказывает историю Чарткова, вторая знакомит нас с происхождением демонического портрета ростовщика, создавшего этот портрет.

Однако события 2 части в реальности предшествуют событиям 1 части: вначале портрет был создан, а уж потом волею судеб он попал в руки Чарткова.

* «Зачем же Гоголь переставляет события, меняет их последовательность?»

*«Как бы вы озаглавили 1 часть повести?»

Такое построение держит их постоянном напряжении, повышает занимательность повести: ведь 1 часть содержит загадку, ключ к которой мы получаем во 2 части.

Беседа по тексту.

*Вспомним, где мы впервые встречаем Чарткова? (Слайд Лавочка.Картины.)

В картинной лавке на Щукином мосту»

*Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют картины, выставленные там?»

Гоголь очень ироничен в описании картин, пользующихся популярностью среди простого народа.

Это религиозные подделки, заменяющие искусство обывателю

*Какого мнения Чартков о картинах?» (Слайд Лавочка.Картины.)

Герой Гоголя с осуждением думает о выставленных картинах. Для него они являются примером «унижения искусства», он не видит в них ни капли порыва, вдохновения, их кистью, как думает он, водила «какая-то приобыкшая рука, принадлежащая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку». Герой как бы предсказывает свою творческую судьбу, незаметно для себя дает меткую характеристику собственным произведениям, которые он напишет скоро, став богатым и знаменитым».

*На какие детали внешнего облика Чарткова обращает наше внимание Гоголь?»

(Слайд Бедность Чарткова).)

Старая шинель и нещегольское платье указывают на бедность Чарткова, он с «самоотвержением предан своему делу, очень способный.

*О чем предупреждает профессор своего ученика?»

(Слайд Предупреждение профессора)

«Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив.

Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец.»

«О том, что талант, данный Богом, можно погубить, завоевывая славу и богатство рисованием «модных картинок за деньги».

«Терпи», - дает совет профессор. А ведь как трудно не поддаться

искушению!»

Молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

Найдите в тексте размышления героя.

*Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры?»

«С одной стороны, можно понять по-человечески тяготы жизни молодого художника, а с другой - на нем печать, бремя, которое он должен нести с достоинством».

*Какой портрет купил он однажды?

Портрет ростовщика.

(Слайд Портрет ростовщика)

Чтение эпизода.

*«Какое чувство вызывает у Чарткова купленный портрет?»

Заметно, что он испуган.Страх, испытанный им, когда он вглядывался в портрет неизвестного мужчины, определил кошмарные события сна и ощущение ужаса, пережитое им во сне.

*Итак, какой сон снится Чарткову? (Слайд. Сон Чарткова)

Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.Три раза Чартков был убежден, что он просыпается, но это был сон во сне.

*Объясните авторский прием

Бесконечность сна, преследующего художника, носит характер наваждения.

«Пока во сне».

«В повести Гоголя сон чудесным образом сбывается: те сто золотых червонцев, которые схватил Чартков во сне, оказываются у него и после пробуждения.

*Задумаемся, что в характере героя предопределило его духовное падение, где он проявил слабость?

«Появление золотых червонцев оказывается случайным только на первый взгляд, оно закономерно, подготовлено внутренней готовностью героя принять неправедное золото.

(Слайд. Сон Чарткова)

Слово учителя

Итак, перед героем стоит выбор: по какому пути идти. Первый путь-это путь добра; второй - это Зло.

Какой путь выбрал художник?

Он выбрал зло.

Приоделся, накупил духов, помад, дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продаж.

Портрет. Понятие о портрете.

Портрет - 1. Изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.(Портретная живопись)

2. перен. Художественное изображение. Образ литературного героя

(литературный портрет)

*Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя портретики за деньги?

Чартков стал модным живописцем.

А далее будет первая заказчица - светская дама

Чтение разговора со светской дамой

*Что в ее поведении, разговоре вызывает смех, иронию Гоголя?»

Она сравнивает Тициана с неким мсье Нолем и ставит Ноля выше Тициана. Вот таким Нолем в искусстве станет скоро Чартков. Он не смог понять предупреждение: тот, кто мнит себя выше истинно великого, постепенно превращается в ноль».

*Как продвигалась работа Чарткова над портретом светской барышни?»

Работа заняла его», «он весь погрузился в кисть», он привязался совершенно к своей работе

*Почему он начинает испытывать недовольство и раздражение?

Ему не позволяют творить так, как он хочет

Но Чартков уступает требованиям дамы, смиряется с указаниями изменить портрет, отказывается ради красивостей от жизненного правдоподобия

Художнику приходится делать выбор: или он остается верным себе, своему таланту, своему видению мира, своей манере, или он может и иногда даже должен поступиться совестью и своим художественным зрением, чтобы угодить вкусам заказчиков.

Талант, расставшийся добром, становится губительным для личности».

*Что говорит нам по этому поводу Евангелие от Матфея?

«Не собирайте себе сокровищ на земле…»

Кака Гоголь говорит о том, что художник начал терять свой талант, мастерство?

«Кисть его хладела и тупела..» Чартков, ради успеха изменив чистоте и благообразию искусства, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру».

Физкультминутка. Движения имитирующие рисование портрета

Понимал ли это сам художник?

«Многие его знакомые не могли понять, как в нем мог исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованные в человеке… но этих толков не слышал упоенный художник»

Гоголю важно показать, как под влиянием богатства, свалившегося на Чарткова, оскудевает его дар художника, вырождается его талант».

Принятие неправедных денег оказалось роковым, фатальным для таланта героя. Но вспомним художника, сумевшего освободиться из-под влияния портрета и создавшего поистине великое произведение искусства.

Значит, встреча с дьявольским не всегда ведет к гибели, многое зависит от человека, и семена зла могут прорасти или не прорасти в человеческой душе.

*Какую картину увидел он в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу»

Рассказ ученицы.

*Что теперь понимает Чертков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

«Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил, она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его были обращены к золоту»

*Греховна ли такая всепоглощающая страсть? Да

*Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

«С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…»

Зависть - один из смертных грехов. О ней говорит Христос в Нагорной проповеди.

А Чартковым завладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта.

*Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

«Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждение»

*Как закончил жизнь Чартков?

У него началась жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… наконец жизнь его прервалась в последнем уже в безгласном порыве страдания…»

«Чартков, ради почестей и славы, ради безбедного существования пожертвовавший своим талантом и свободой творчества, обрек себя на духовную смерть, потерю дарования, искры Божьей. Поэтому и страшна и в тоже время жалка его смерть. Истинное, настоящее искусство служит Добру, Богу, по мнению Гоголя, художник должен быть выше прихотей и корыстных интересов толпы, им должна владеть только одна страсть - искусство».

А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика.

*Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водит дьявол?

Он ушел в монастырь каяться и молиться

*Простил ли его Бог? Да… Наверное.

*Какую картину написал он в конце жизни?

Икону «Рождество Христово»

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

«Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.

По истечению года картина была готова. Это было точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур.. Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над Младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшимся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, - все предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатление было магическое»

Прчитайте напутствие, котрое дает художник своему сыну

Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога - не погуби его…Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступит его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшливости, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды.»

Подведем итог.

В чем видит Гоголь назначение искусства?

Что такое настоящее искусство?

Какими же качествами должен обладать настоящий художник?

Художник должен быть совершенно свободен, никогда никому не подчинен, независимость его должна быть беспредельна.

Картины, созданные истинными художниками, врачуют человеческую душу, вызывают благородные чувства. Этим объясняется и та «необыкновенная тишина», которая возникает при соприкосновении с прекрасным.

Герой Гоголя, погнавшись за славой и богатством, не смог вернуться к прежней жизни. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится губителен для личности»

Из религиозной темы Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду в самом себе, в своих произведениях.

Помолись обо мне, чтобы работа моя была

истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-

нибудь был удостоен пропеть гимн красоте

небесной.

Н.В.Гоголь (письмо В.А.Жуковскому)

Тест по содержанию

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.

4. Покупателей было:

а) много; б) немного; в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:

а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский; б) пейзажный фон - пламенный полдень; в) глаза старика.

7. Чартков:

а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы;б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет; б) дама - заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию

заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из-за:

а) зависти ;б) пьянства; в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:

а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.



© 2010-2022