Урок по русскому языку по теме

 Урок по теме "Имя существительное" даётся в 5 классе. Целями этого урока является повторение и углубление знаний об имени существительном ( морфологических признаков и синтаксической роли), полученных в начальной школе, приобретение нового знания о значениях имени существительного, его постоянные признаки. Урок воспитывает в учащихся интерес к русскому языку, художествееному искусству,эстетический вкус. Также целями урока являются создание мотивации, вовлечение в активный процесс познания, обес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Имя существительное» 5 класс

Цели:

- Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.

- Обучающая: повторение и углубление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), полученных в начальной школе, приобретение нового знания о значениях имени существительного, его постоянные признаки.

- Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Ход урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои рабочие места.

2. Психологическая зарядка: Я очень рада вас всех видеть. И для начала мы с вами дадим себе установку «На уроке я буду активным, сообразительным, прилежным». Слайд №1 Повторяем.

3. Введение в проблему:

- Ребята, мне хочется, чтобы вы сами вышли к тому, о чём мы сегодня будем говорить. И поможет мне сказка. Любите сказки? Я тоже. Хочу рассказать вам эпизод из лингвистической сказки, которую написала и нарисовала для вас пятиклассница. Слушайте и смотрите.

Слайд № 2

Дело было в стране Морфологии, по ней путешествовал Любознайка. Однажды забрёл он в деревню Толковый Словарь. Деревня не простая, на каждом домике своя буква. Видит, на дороге что-то сидит и плачет. Любознайка подошёл и спросил:

- Ты кто?

- Я слово снегирь.

- Почему ты плачешь?

- Я из словаря выпало и почти всё о себе забыло. Помню то, что обозначаю птичку… Меня без грамматических признаков ни в одно предложение не примут. Помогите мне.

-Ребята, поможем снегирю? Какие грамматические признаки помогут снегирю попасть в предложение? Род, число, падеж, склонение.

- К какой части речи относятся эти признаки? К имени существительному.

- О чём мы будем говорить на уроке? Об имени существительном.

Запишите в тетрадь тему урока « Имя существительное как часть речи»

Слайд № 3 «Имя сущ. как часть речи»

4 Объяснение новой темы:

На уроке мы будем повторять знания об имени существительном, полученные ранее, углублять их, рассмотрим морфологические и синтаксические признаки имени существительного.

-Но для начала докажите, что имя существительное - это часть речи. Кто ответит? Варианты ответов.

(Слова имена сущ. окружают нас повсюду - назовите: стол, стул, значит это группа слов, чем связаны эти слова? - значением, что же они обозначают - предмет, а есть у них общие грамматич. признаки?- род, число, падеж, склонение.)

Теперь послушайте определение.

Слайд №4

Часть речи - это большая группа слов, обладающая единством общего значения, морфологических и синтаксических признаков.

Доказали? Да. Что не рассмотрели? Синтаксические признаки. В этом попробуйте разобраться сами.

Внимание на листочки на ваших партах.

Слайд № 4

Февраль последний месяц зимы. Ночи сейчас ещё м..розные но утреннее со(?)нце начинает пригревать. Птич(?)ки щ..бечут веселее. Провожая зиму, сосульки плачут прозрачными сл..зами. В лесах, в полях уже чу(?)ствуется прибл(?)жение весны.

Задание в парах:

1 Вставьте пропущенные орфограммы, объясните графически.

2 Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните графически.

3 Какими членами в предложении являются существительные? Подчеркните.

Ответы с мест, при ошибке - хлопок.

Слайд №5

Февраль - последний месяц зимы. Ночи сейчас ещё морозные, но утреннее солнце начинает пригревать. Птички щебечут веселее. Провожая зиму, сосульки плачут прозрачными слезами. В лесах, в полях уже чувствуется приближение весны.

Сделайте вывод о синтаксической роли сущ.

Все сущ. обозначают предмет, отв. на вопрос «кто, что», являются подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.

Запишите в тетрадь постоянные и непостоянные признаки сущ. «солнце». Как разобраться? (П: ср.род, 2 скл., Н: и.п., ед.ч.)

Проверим себя, прочитаем правило на стр.182

5 Физминутка:

Я читаю четверостишие, вы изображаете вслед за мной.

Весна шагает в гости к нам,

И пробуждается природа.

Она тепло несёт в руках,

И греет вас лучами солнца.

Все существительные, которые встретились нам в тексте, обозначают предмет. А что вы скажете о таких словах?

Слайд №6

Синева весеннего неба ослепляет.

- Найдите существительное, которое имеет значение признака.

(Синева - слово имеет значения признака (от прилагательного синий), но обозначают его как предмет).

Подберите свой пример, запишите (красота, тишина)

Весенние ручейки начинают свой бег.

- Найдите существительное, которое имеет значение действия.

(Бег - слово имеет значение действия, но обозначают это действие как предмет).

Подберите свой пример, запишите (работа, ходьба)

Вывод: Существительное может иметь значение предмета, признака и действия, которые обозначаются как предмет.

Посмотрите на Слайд № 7

Рассмотрите картину Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень» Назовите существительные, которые потребовались бы вам для её описания. Подумайте, запишите их в тетрадь. Какие из них обозначают признак и действие как предмет? Составьте 4 распространённых предложений по этой картине. Постарайтесь составить текст так, чтобы одно предложение содержало в себе правило «Тире между подлежащим и сказуемым»

6 Закрепление:

Что обозначает имя существительное?

Что вы узнали о значении имени существительного?

Какие признаки имени существительного мы вспомнили?

Какова его синтаксическая роль?

Кроме имени существительного, какую ещё тему мы затронули? (Конец зимы, ожидание весны)

7 Домашнее задание:

8 Рефлексия: У каждого на столе «Лист успеха» + -

1.На уроке я работал активно

2.Своей работой на уроке я доволен

3.За урок я не устал

4.Мое настроение хорошее

5.Материал урока мне был понятен

6.Домашнее задание мне кажется интересным

Понравился вам урок?

9 Выставление оценок.


© 2010-2022