- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку по теме
Урок по русскому языку по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сёмочкина А.П. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме «Имя существительное» 5 класс
Цели:
- Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
- Обучающая: повторение и углубление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), полученных в начальной школе, приобретение нового знания о значениях имени существительного, его постоянные признаки.
- Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.
Ход урока:
1.Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои рабочие места.
2. Психологическая зарядка: Я очень рада вас всех видеть. И для начала мы с вами дадим себе установку «На уроке я буду активным, сообразительным, прилежным». Слайд №1 Повторяем.
3. Введение в проблему:
- Ребята, мне хочется, чтобы вы сами вышли к тому, о чём мы сегодня будем говорить. И поможет мне сказка. Любите сказки? Я тоже. Хочу рассказать вам эпизод из лингвистической сказки, которую написала и нарисовала для вас пятиклассница. Слушайте и смотрите.
Слайд № 2
Дело было в стране Морфологии, по ней путешествовал Любознайка. Однажды забрёл он в деревню Толковый Словарь. Деревня не простая, на каждом домике своя буква. Видит, на дороге что-то сидит и плачет. Любознайка подошёл и спросил:
- Ты кто?
- Я слово снегирь.
- Почему ты плачешь?
- Я из словаря выпало и почти всё о себе забыло. Помню то, что обозначаю птичку… Меня без грамматических признаков ни в одно предложение не примут. Помогите мне.
-Ребята, поможем снегирю? Какие грамматические признаки помогут снегирю попасть в предложение? Род, число, падеж, склонение.
- К какой части речи относятся эти признаки? К имени существительному.
- О чём мы будем говорить на уроке? Об имени существительном.
Запишите в тетрадь тему урока « Имя существительное как часть речи»
Слайд № 3 «Имя сущ. как часть речи»
4 Объяснение новой темы:
На уроке мы будем повторять знания об имени существительном, полученные ранее, углублять их, рассмотрим морфологические и синтаксические признаки имени существительного.
-Но для начала докажите, что имя существительное - это часть речи. Кто ответит? Варианты ответов.
(Слова имена сущ. окружают нас повсюду - назовите: стол, стул, значит это группа слов, чем связаны эти слова? - значением, что же они обозначают - предмет, а есть у них общие грамматич. признаки?- род, число, падеж, склонение.)
Теперь послушайте определение.
Слайд №4
Часть речи - это большая группа слов, обладающая единством общего значения, морфологических и синтаксических признаков.
Доказали? Да. Что не рассмотрели? Синтаксические признаки. В этом попробуйте разобраться сами.
Внимание на листочки на ваших партах.
Слайд № 4
Февраль последний месяц зимы. Ночи сейчас ещё м..розные но утреннее со(?)нце начинает пригревать. Птич(?)ки щ..бечут веселее. Провожая зиму, сосульки плачут прозрачными сл..зами. В лесах, в полях уже чу(?)ствуется прибл(?)жение весны.
Задание в парах:
1 Вставьте пропущенные орфограммы, объясните графически.
2 Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните графически.
3 Какими членами в предложении являются существительные? Подчеркните.
Ответы с мест, при ошибке - хлопок.
Слайд №5
Февраль - последний месяц зимы. Ночи сейчас ещё морозные, но утреннее солнце начинает пригревать. Птички щебечут веселее. Провожая зиму, сосульки плачут прозрачными слезами. В лесах, в полях уже чувствуется приближение весны.
Сделайте вывод о синтаксической роли сущ.
Все сущ. обозначают предмет, отв. на вопрос «кто, что», являются подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.
Запишите в тетрадь постоянные и непостоянные признаки сущ. «солнце». Как разобраться? (П: ср.род, 2 скл., Н: и.п., ед.ч.)
Проверим себя, прочитаем правило на стр.182
5 Физминутка:
Я читаю четверостишие, вы изображаете вслед за мной.
Весна шагает в гости к нам,
И пробуждается природа.
Она тепло несёт в руках,
И греет вас лучами солнца.
Все существительные, которые встретились нам в тексте, обозначают предмет. А что вы скажете о таких словах?
Слайд №6
Синева весеннего неба ослепляет.
- Найдите существительное, которое имеет значение признака.
(Синева - слово имеет значения признака (от прилагательного синий), но обозначают его как предмет).
Подберите свой пример, запишите (красота, тишина)
Весенние ручейки начинают свой бег.
- Найдите существительное, которое имеет значение действия.
(Бег - слово имеет значение действия, но обозначают это действие как предмет).
Подберите свой пример, запишите (работа, ходьба)
Вывод: Существительное может иметь значение предмета, признака и действия, которые обозначаются как предмет.
Посмотрите на Слайд № 7
Рассмотрите картину Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень» Назовите существительные, которые потребовались бы вам для её описания. Подумайте, запишите их в тетрадь. Какие из них обозначают признак и действие как предмет? Составьте 4 распространённых предложений по этой картине. Постарайтесь составить текст так, чтобы одно предложение содержало в себе правило «Тире между подлежащим и сказуемым»
6 Закрепление:
Что обозначает имя существительное?
Что вы узнали о значении имени существительного?
Какие признаки имени существительного мы вспомнили?
Какова его синтаксическая роль?
Кроме имени существительного, какую ещё тему мы затронули? (Конец зимы, ожидание весны)
7 Домашнее задание:
8 Рефлексия: У каждого на столе «Лист успеха» + -
1.На уроке я работал активно
2.Своей работой на уроке я доволен
3.За урок я не устал
4.Мое настроение хорошее
5.Материал урока мне был понятен
6.Домашнее задание мне кажется интересным
Понравился вам урок?
9 Выставление оценок.