- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Специфика работы с талантливыми детьми в условиях реализации ФГОС»
Статья «Специфика работы с талантливыми детьми в условиях реализации ФГОС»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грехова О.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О.А. Грехова,
БМКОУ СОШ №33,
г. Березовский, Свердловская область
Специфика работы с талантливыми детьми в условиях реализации ФГОС.
Научное общество в филологическом дискурсе как форма организации внеклассной деятельности.
Состояние общества в настоящее время связывается с феноменальным скачком в области научных и технических открытий. Следствием этих процессов становится потребность в талантливых специалистах из разных областей знаний. Поэтому одной из базовых задач, которую ставит перед собой общеобразовательное учреждение, является осуществление активной работы с талантливыми учащимися.
С внедрением новых федеральных образовательных стандартов в пространство школы, структура работы учителя с талантливыми детьми наполнилась новыми компонентами, которые позволили, за счет инновационных технологий обучения, выйти учреждениям на новый качественный уровень.
Деятельность современного педагога не ограничивается передачей собственного опыта в предметной сфере, а выходит на познание учащегося как самоценной и самодостаточной личности. И - шире - субъектно-объектные отношения между учителем и учеником трансформируются в субъектно-субъектные отношения между равнозначными индивидами.
Тем более этот тезис приобретает значимость, когда мы обращаемся к специфике работы с одаренным ребенком, которая всегда требует строго индивидуального подхода.
В настоящее время базовой задачей по осуществлению деятельности с талантливым ребенком является не столько отслеживание его положительной динамики в областях знаний, сколько выявление потенций учащихся, доли «талантливости» в каждом из них.
Прежде, чем обратиться к содержательным аспектам работы с одаренными детьми, остановим свое внимание на той терминологической базе, которая будет осваиваться в данной статье.
Согласно теоретическому компоненту Федеральной программы «Одаренные дети», разработанной Министерством образования Российской Федерации, одаренность - «это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [подпрограмма «Одаренные дети», 2007].
Одаренный ребенок же - «это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности» [там же].
Следует отметить, что свои задатки учащийся может проявлять в разных сферах. Можно выделить основные виды талантливости ребенка:
-
Практическая, ориентированная на конкретные результаты в различных областях;
-
Познавательная, нацеленная на достижение результатов в науке;
-
Художественно-эстетическая, раскрывающая творческие способности ребенка;
-
Коммуникативная, определяющая высокое развитие навыков общения, проявление лидерских задатков личности.
-
Духовно-ценностная, заключающаяся в овладении индивидом высокими нравственными ориентирами и характеризующаяся патриотической настроенностью ребенка.
Процесс работы педагогов с талантливыми учащимися многоаспектен, он имеет большое количество этапов, которые необходимо продумывать и прорабатывать учителю во взаимодействии с одаренным ребенком.
Работа педагога с талантливым учащимся в образовательном учреждении должна основываться на органичной смене четко определенных учителем этапов.
Первой ступенью в осуществлении деятельности с талантливыми детьми является диагностика возможностей и способностей каждого учащегося. Выделим основные методические конструкции, помогающие педагогу выявить талантливого ученика в образовательном учреждении:
-
Проведение диагностических контрольных мероприятий, нацеленных на определение школьников, имеющих положительные результаты в той или иной области знаний;
-
Участие детей во внутришкольных (выше - региональных, областных и федеральных) предметных олимпиадах и проведение мониторинга достижений по результатам проведенных олимпиад;
-
Творческая работа педагога на собственных уроках, которая способствует проявлению интереса ребенка к предмету;
-
Организация тесного сотрудничества с родителями учащихся, с классными руководителями, учителями-предметниками, психологами и др. специалистами;
Вторым значимым элементом в структуре деятельности педагога по одаренным детям является непосредственная работа с ними, включающая в себя урочную и внеклассную деятельность (проведение предметных конкурсов и фестивалей, создание системы научных обществ при образовательном учреждении, etc), работу тьютеров (высококвалифицированных наставников, способных выстраивать качественное взаимодействие с талантливым ребенком).
Результатом развернутой работы персонала учебного заведения становится успешный школьник, способный эффективно адаптироваться в социуме после окончания учебного заведения. Педагог, в данном случае, поможет учащемуся не только освоиться в бесконечном ресурсном потоке, но и направит его силы на достижение метапредметных и личностных результатов.
Исходя из этого, современный педагог должен непрерывно повышать свой профессиональный уровень в вопросах детской одаренности. Это возможно за счет привлечения разных средств:
За счет прохождения курсов повышения квалификации, связанных со спецификой работы с талантливыми детьми;
За счет стажировки в специальных центрах, образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность информационных площадок, участия в мастер-классах и открытых занятиях;
Повышение личной компетентности за счет самообразования в разных областях знаний;
За счет разработки собственного алгоритма индивидуальной работы с талантливыми детьми и т.д.
Следовательно, организация работы с талантливым ребенком - многоуровневый и трудоемкий процесс. Более подробно предлагаем остановиться на одном из эффективных видов деятельности, реализующимся при работе с одаренными учащимися - на организации предметного (филологического) научного общества в рамках осуществления внеклассной деятельности.
Научное общество (далее - НО) при образовательном учреждении - это особое информационное и творческое пространство, обеспечивающее тесное сотрудничество талантливых школьников разных возрастных групп.
Главная задача научного общества состоит в развитии творческого и научного потенциала учащихся. Так как НО - универсальный вид деятельности, то оно может быть применимо к разным областям знаний.
В рамках дисциплин филологического профиля, НО способствует развитию коммуникативных навыков и лингвистических компетенций учащихся, которые необходимы для успешной самореализации талантливых детей в школьной и - далее - в послешкольной деятельности.
Специфика НО состоит в тесном самостоятельном взаимодействии учащихся разных возрастных периодов, т.е. - представляет собой модель самоуправленческой организации, которая позволит приобрести навыки успешной работы в коллективе.
Возможные виды деятельности, реализующиеся в рамках НО:
-
Организация пришкольного периодического издания;
-
Написание и публикация научных и творческих работ;
-
Ориентация на завоевание грантов, предоставляемых разными учреждениями;
-
Проведение школьных и городских литературных мероприятий, научных конференций, дебатов и т.д.;
-
Создание дискуссионного клуба;
-
Выпуск литературного альманаха;
-
Организация поэтического клуба;
-
Основание кружка по вопросам помощи в домашних заданиях другим учащимся образовательного учреждения.
При функционировании НО деятельность педагога - куратора будет состоять в определении четких целеустановок для учащихся и в организации лекционных занятий для членов общества. Таким образом, педагог выполняет вторичную функцию, основную же содержательную нагрузку перенимают школьники, входящие в научное общество.
Можно выявить результаты функционирования лаборатории:
Метапредметные (формирование универсальных учебных действий, овладение навыками информационной переработки текста, осуществление правки текста, приобретение навыков анализа и структурирования информации);
Предметные (обогащение словарного запаса за счет освоения новых лексических ресурсов, расширение предметной терминологической базы, освоение (в филологическом дискурсе) знаниями повышенного уровня, овладение специальными речевыми приемами и фигурами речи и т.д.);
Личностные (социализация ребенка, приобретение навыков эффективного взаимоотношения в команде и коллективе, определение приоритетов при выборе будущей профессии, закрепление высоких нравственных и моральных ценностей за ребенком, творческая и личностная самореализация и т.д.).
Таким образом, сознание в учебном заведении научного общества (или системы научных обществ) поможет продумать и четко выстроить внеклассную деятельность всех учащихся школы и, кроме того, данный тип организации поможет осуществить всестороннюю, глубинную поддержку талантливым детям в учебном заведении.