У войны не детское лицо

Открытый урок по русской литературе Класс: 5 Б Дата проведения: 18.05.13. Тема: «У войны не детское лицо» Тип урока: Комбинированный Вид урока: Урок-анализ с элементами беседы Цели урока: 1.     Обучающие: -познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев) -познакомить с жизнью и творчеством А.Т. Твардовским 2.      Развивающие: -развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения 3.     Воспитывающие: - воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения. Оборудование: раздаточный материал (текст произведения), проектор, доска, учебник Ход урока: Эпиграф: Разве для смерти рождаются дети, Родина!        Разве хотела ты нашей смерти,  Родина!   Организационный момент. - Добрый день, дорогие ребята. Давайте, начнем наш урок.  У нас, как вы видите, необычный урок. Сегодня у нас много гостей. И давайте, порадуем, их нашими знаниями. Какой знаменательный день,  мы недавно отмечали? ( День Победы) Да, мы отмечали этот великий праздник - «День Победы». С какого  времени мы отмечаем этот праздник? (1945) С 1945 года прошло много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нам прекрасное, мирное будущее. Мы всегда будем им благодарны. Вступительное слово учителя: (Лекция с элементами беседы)       И  сегодняшний урок будет посвящен  ВОВ. Я хочу, ребята, чтобы вы всей своей душой прониклись к уроку. Потому что на этом уроке мы с вами будем говорить о детях, которые участвовали на войне. Очень трудно и неправильно сочетать эти два слова - дети и война.  Но,  к сожалению, было то время, где эти слова легко сочетались. И мы с вами перенесемся в это время. Давайте посмотрим на эпиграф нашего урока: «Разве для смерти рождаются дети, Родина! Разве хотела ты нашей смерти, Родина!».  Давайте... Война многое забрала у детей. Она забрала родителей, мамы и папы умирали на глазах. Они выполняли совсем не детские работы. Испытывали постоянный голод. Война отняла самое главное - детство. Война никого не жалеет, враг не разбирает своих жертв. Убивали всех без разбору: стариков, женщин и даже детей… Всего в ВОВ погибло 13 миллионов детей…  Многие дети(это и мальчики и девочки) взяв в руки ружье по собственной воле участвовали на военных действиях.  Они совершали великие подвиги, отдавая свою ж... Словарно-фразеологическая работа: Патриот - человек, который преданно любит свою родину. А сейчас давайте  послушаем ваших одноклассников, которые подготовили нам сообщения про детей-героев. Работа учеников. Презентация.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русской литературе

Класс: 5 Б

Дата проведения: 18.05.13.

Тема: «У войны не детское лицо»

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-анализ с элементами беседы

Цели урока:

  1. Обучающие:

-познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей - героев)

-познакомить с жизнью и творчеством А.Т. Твардовским

  1. Развивающие:

-развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения

  1. Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.

Оборудование: раздаточный материал (текст произведения), проектор, доска, учебник

Ход урока:

Эпиграф: Разве для смерти рождаются дети, Родина!

Разве хотела ты нашей смерти, Родина!

Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята. Давайте, начнем наш урок. У нас, как вы видите, необычный урок. Сегодня у нас много гостей. И давайте, порадуем, их нашими знаниями.

Какой знаменательный день, мы недавно отмечали? ( День Победы) Да, мы отмечали этот великий праздник - «День Победы». С какого времени мы отмечаем этот праздник? (1945) С 1945 года прошло много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нам прекрасное, мирное будущее. Мы всегда будем им благодарны.

Вступительное слово учителя: (Лекция с элементами беседы)

И сегодняшний урок будет посвящен ВОВ. Я хочу, ребята, чтобы вы всей своей душой прониклись к уроку. Потому что на этом уроке мы с вами будем говорить о детях, которые участвовали на войне. Очень трудно и неправильно сочетать эти два слова - дети и война. Но, к сожалению, было то время, где эти слова легко сочетались. И мы с вами перенесемся в это время. Давайте посмотрим на эпиграф нашего урока: «Разве для смерти рождаются дети, Родина! Разве хотела ты нашей смерти, Родина!». Давайте запишем тему: « У войны не детское лицо».

Война многое забрала у детей. Она забрала родителей, мамы и папы умирали на глазах. Они выполняли совсем не детские работы. Испытывали постоянный голод. Война отняла самое главное - детство. Война никого не жалеет, враг не разбирает своих жертв. Убивали всех без разбору: стариков, женщин и даже детей… Всего в ВОВ погибло 13 миллионов детей… Многие дети(это и мальчики и девочки) взяв в руки ружье по собственной воле участвовали на военных действиях. Они совершали великие подвиги, отдавая свою жизнь, ради светлого будущего своей родины, страны. Как вы думаете, что побуждает этих детей идти на смерть? Какое чувство? (любовь к родине, стране. Иначе говоря - патриотизм).

Словарно-фразеологическая работа:

Патриот - человек, который преданно любит свою родину.

А сейчас давайте послушаем ваших одноклассников, которые подготовили нам сообщения про детей-героев.

Работа учеников. Презентация.

Сообщение учеников.

Матвеева Маша

Зина Портнова: Родилась 20 февраля 1926 года. По национальности белоруска. Окончила 7 классов. Член общества «Юные мстители». Работая в столовой немецких офицеров по указанию, отравила пищу. Чтобы доказать, что она не виновата, сама попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. Была разведчиком партизанского отряда. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была арестована. Ее много пытали и допрашивали. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух немцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна.

Ховров Айсен

Леня Голиков: Родился 17 июня 1926 года. Добровольно стал партизаном. Часто ходил в разведку и приносил важные сведения в партизанский отряд. Участвовал в 27 боевых операциях, уничтожил 78 немцев, 2 железнодорожных 12 шоссейных мостов, два склада, 10 машин с боеприпасами. Он погиб 24 января 1943 года, защищая родину. Награжден- званием Героя Советского Союза.

Иванов Рома

Марат Казей: Родился 29 октября 1929 года. В начале войны он окончил лишь пятый класс. После смерти родителей добровольно стал партизаном. Был разведчиком. Тайно проникал во вражескую территорию и находил нужные сведения. Участвовал в боях, отличался смелостью, храбростью. Марат погиб в бою 11 мая 1944 года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя. Получил звание Героя Советского Союза. В честь него в городе Минске был поставлен памятник.

Павлов Дима

Валя Котик: Родился 11 февраля 1930 года. К началу войны он только перешёл в шестой класс. Осенью 1941 года вместе с друзьями убил большого человека, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года был партизаном и участвовал в боях. Был два раза ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась.16 февраля 1944 года в бою был смертельно ранен и на следующий день скончался. Награжден званием Героя Советского Союза.

Слепцов Коля

Володя Казначеев: Родился 26 июля 1928. В 1941 году окончил пятый класс. Родителей убили. И взяв с собой сестру, пошел к партизанам. Показал себя как хороший разведчик, приносил очень ценные сведения. Фашисты за его голову назначили награду, даже не зная, что он совсем маленький. Вместе с взрослыми, он сражался в боях до победы. Остался в живых. Был награжден орденом Ленина, медалью «Отечественной войны» 1 степени.

Мы познакомились с судьбами известных героев войны. Что вы испытали? Какие чувства у вас возникли? Ребята, вы раньше знали об этих героях? Чье имя вам было знакомо? На свете много смелых сильных людей. Не только нами перечисленные, но и многие другие, о которых мы даже не знаем.

Изучение нового материала:

Русские писатели создавали произведения о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. А какие произведения вам известны? Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным писателем Александром Твардовским и его произведением.

Краткая биография А.Твардовского. Слайд.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. И поэтому его произведения особенно реально представляют картины боев, подвиги людей.

А сегодня мы в этом убедимся, прочитав его произведение.

Чтение учителя.

Теперь, ребята, у меня возникает такой вопрос: «Как вы думаете, к какому литературному роду относится это произведение?» (Сколько литературных родов в русском языке?)

Чем отличаются друг от друга эпос и лирика?

-Форма написания,

-Эпос имеет сюжет (Что такое сюжет?), развитие событий, лирика являет собой эпизод душевного состояния лирического героя.

А вы заметили, что произведение написано в стихотворной форме и в то же время имеет сюжет? Вот, ребята, оказывается, есть произведения, которые не могут конкретно относиться к одному роду. Это для нас новое. Так, давайте запишем новый жанр - Баллада.

Словарно-фразеологическая работа:

Баллада - лироэпический жанр, написан в стихотворной форме и в то же время имеет сюжет. Несет в себе поучительный смысл.

Наверняка, вам встретились совсем незнакомые слова.

Работа с лексикой произведения:

-Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём

( танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)

Анализ произведения « Рассказ танкиста».

Далее мы с вами проанализируем эту балладу. Работать будем по группам.

Что мы с вами вначале должны делать?

  1. Определить тему. (Что такое тема?)

  2. Определить идею. (Что такое идея?)

  3. Указать героев произведения.(присутствие героя-рассказчика)

  4. Сюжет

  5. Изобразительно-выразительные средства языка

  6. Поучительный смысл произведения.



Вывод. Примерный анализ стихотворения:

  1. Тема - геройский подвиг неизвестного ребенка

  2. Идея - автор выражает восхищение поступком незнакомого мальчика. Рассказчик сильно сожалеет, что не узнал имя мальчика.

  3. Герой - рассказчик и мальчик-герой.

  4. Завязка-

Кульминация- смелый поступок неизвестного мальчика

Развязка-

  1. ИВС- эпитеты- дорогой гость,

Сравнение-все нынче, как спросонку, а он гвоздит- не выглянуть из башен, и руку, как товарищу пожал

Олицетворение - бой не ждет, мины, пули свищут, шел большой пожар

Гипербола- из тысяч лиц узнал бы я мальчонку

  1. Поучительный смысл- важно знать своего добродетеля

Итог урока:

Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту) И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам. Для чего?

Для того, чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны. И нам всем очень жаль, что война, эта жестокая война отняла у этих детей детство. Самое счастливое время нашей жизни. И пусть в нашей жизни никогда не будет войны. Пусть жизнь будет украшена улыбками детей, то есть, ребята, вашими улыбками…

И хочется завершить урок стихотворением поэта Роберта Рождественского. И закончить урок нам поможет …

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

Убейте войну.

Прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите

Через года

И жизнью наполните…

Но о тех,

Кто уже не придет

Никогда,-

Заклинаю

Помните!

Домашнее задание: Написать письмо: « Спасибо вам, дети-герои!»

Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что больше всего запомнилось?

Что нового узнали на уроке?

Какой жизненный урок извлекли для себя?





© 2010-2022