Урок развития речи «Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»»

"Описание материала: "Развитие письменной и устной речи учащихся - одна из главных задач учителя русского языка и литературы. Задача эта непростая, но решить её можно, если сделать уроки увлекательными, познавательными, эмоциональными для школьников, когда учащиеся на уроках делают для себя открытия. Считаю необходимым использовать на уроках подготовки к написанию творческой работы поэтические, прозаические тексты художественной литературы как образец точной и в то же время образной передачи св...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 5 классе

Тема урока: Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».

Цели урока:

Обучающие:

- подготовка к написанию творческой работы;

- обучение работе в парах и группе.

Развивающие:

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие образного мышления и воображения учащихся.


Воспитывающие:

- Воспитание чуткости к красоте жизни;

- пробуждение желания творить.

Тип урока: интегрированный урок

Оборудование: карточки, принадлежности для рисования (краски, кисти, бумага), аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», мультимедийная презентация.

Лексико-орфографическая работа.

-Какое время года вам нравится больше всего? Любите ли вы зиму? Давайте произнесем про себя слово зима. Что слышится вам в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь все укрыто белым снежным покрывалом.)

- Подберите однокоренные слова к слову зима и запишем их в тетради. (Работа со словообразовательным словарем)

Запись в тетрадях: зима, зимушка, зимний, зимовать, по- зимнему.
-А.С. Пушкин, замечательный русский поэт, по- разному описывал зиму. Помните?

Под голубыми небесами Мчатся тучи, вьются тучи;

Великолепными коврами, Невидимкою луна

Блестя на солнце, снег лежит; Освещает снег летучий;

Прозрачный лес один чернеет, Мутно небо, ночь мутна.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А что представляете вы, когда произносите слово зима? (Зима-это первый снег, белый, пушистый, легкий; зима-это большие снежные сугробы; это радостное настроение ; зима-это холод, мороз; зима-это катание на санках и лыжах.)

-О зиме сложено много пословиц, поговорок, загадок, ведь зима у нас такая долгая.

Вспомним их.

1) Много снега - много хлеба. 2) Сугроб да вьюга- два друга. 3) Зимой морозы, а летом грозы. 4) После большого урожая строгая зима. 5) В зимний холод всякий молод. 6) Не пугай зима, придет весна. 7) Декабрь - шапка зимы. 8) Месяц январь- зимы государь.

9) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед.)

10) Бел, а не сахар. Ног нет, а идет. (Снег.)

11) И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)

12) С неба звездой, на ладони водой. (Снежинка.)

-Какие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово зима? Запишите их. ( Cнег, мороз, ветер, поземка, метель, сугробы, шубы и шапки, санки, лыжи, весело, забавы, настроение, воробьи)

-Распространите эти слова определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания и запишите их в тетради. (Первый снег, сильный мороз, резкий ветер, гонит поземку, большие сугробы, теплые шубы и шапки, лететь на санках, кататься на лыжах, чириканье воробьев, веселые забавы, прекрасное настроение.)

(Работа в парах, затем обмен мнениями, в результате чего записи дополняются. Чтение вслух.)

-Составьте небольшой текст. Выразите свое мнение о зиме.

«Я всегда радуюсь приходу зимы. Это мое любимое время года. Все вокруг становится ослепительно белым, чистый воздух хочется вздохнуть глубже. Морозец бодрит, а снег сверкает на солнце всеми цветами радуги. Весело кататься на санках с горки или ходить на лыжах в лес, слушать чириканье воробьев. (Таня С.)

«Люблю смотреть, как падает первый снег за окном. Снежинки такие огромные, мохнатые, легкие. Кажется, что стоит только чуть дунуть, и они улетят. Снег быстро укутывает землю пушистым одеялом. Как вдруг все изменилось вокруг! Уже ничего не видно: ни тропинок, ни дорог. Другие дома, другие деревья. Люди в теплых шубах и шапках выходят на улицу, чтобы полюбоваться первым снегом. А он все падает, падает…(Катя С.)

«Иногда зимой вдруг разыграется метель и становится немного не по себе, особенно по вечерам. Ветер воет и швыряет снег прямо в лицо. Темные тучи низко-низко низко опускаются над землей. Не хочется выходить на улицу. В такое время особенно жаль птичек. Так и хочется принести их домой». (Андрей Т.)

-У вас на столах текст И. Никитина о зиме.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит.

(Чтение про себя, затем выразительное чтение вслух.)

-Что представляет собой первая строчка стихотворения? Есть ли здесь еще обращения? Какое это предложение по интонации?

- Почему нет запятой перед союзом и?

- Как вы объясните правописание слова расстилай?

А сейчас послушаем стихотворение Анненского «Первый снег».

-Какова интонация стихотворения?

-Какой рисует поэт Аннинский зиму?

-Назовите незнакомые слова? Попробуем объяснить значение этих слов.

-Какое слово повторяется в этом стихотворении? Почему?

-Назовите эпитеты. Для чего автор употребил их?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Найдите слова, на которые падают логические ударения?

- Обозначьте длинные и короткие паузы.

-Какие знаки препинания помогут нам найти правильную интонацию?

Затем два-три ученика выразительно читают стихотворение.

А теперь предлагаю вспомнить уже известные вам стихотворения о зиме и прочитать их выразительно. (Учащиеся читают стихотворения о зиме русских поэтов)

-Зима привлекала своей неповторимой красотой, своими крепкими морозами, вьюгами, метелями не только поэтов, но и композиторов. Сейчас мы с вами услышим музыку зимы. Послушайте внимательно и скажите, какие образы возникают у вас при этом?

(Звучит музыка. П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев».)

-Обратимся к лирической миниатюре

В. Бианки «Первый снег».

Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.

(На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)

Учащиеся сначала читают про себя, потом - один ученик - вслух.

-Какое время зимы описывает здесь В. Бианки? Что показалось интересным в этой лирической зарисовке? Каким видит автор окружающий мир?

-Какие краски преобладают? Какое сравнение использовал автор, чтобы подчеркнуть эти краски зимы?

-Какие эпитеты использует автор для описания снега?

-Да, зима у В. Бианки робкая, тихая, чистая.

А теперь рассмотрим картину А. А. Пластова «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов - выдающийся русский живописец. Всю свю жизнь он прожил в родном поволжском селе Прислонихе Ульяновской области Наиболее известные его картины: «Витя - подпасок», «Весна», «Летом». Многие его картины посвящены изображению русской деревни, ее природы и жителей. Люди и природа - эта тема объединяет все, написанное художником. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно, утверждал А.А. Пластов. - И когда поймет он эту удивительность…- на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись». Пробудить понимание красоты окружающего мира помогают картины А. А. Пластова. «Первый снег» - одно из таких произведений.

-Рассмотрите репродукцию: как вы думаете, какой смысл вкладывает художник в название картины? Как соотносится миниатюра В. Бианки и картина А. А. Пластова? Найдите в ней приметы первого снега.

-Как по - вашему, почему автор на этой картине изобразил детей?

-Наверное, это брат и сестра. Как вы считаете, кто из них выбежал раньше, кто позже? Чем вы можете подтвердить свою догадку?

- Какое чувство детей передал автор картины? Рады ли дети наступившей зиме? Интересно ли им видеть, как падает снег? А как передать это настроение и свои впечатления словами? Ведь и у детей вполне могло возникнуть такое желание: они наверняка захотели бы рассказать об увиденном и пережитом, особенно тем, кому не доводилось наблюдать, как падает первый снег.

Первый снег белый, пушистый… Продолжите этот ряд.

Снежинки падают. А может быть, кружатся, опускаются? Используйте и другие глаголы.

Ветки березы, припорошенные снегом и сохранившие еще зеленые листочки. Дополните это описание.

- А как бы вы описали то, что открылось взору ребят?

-Для того, чтобы избежать лишних повторов подберите синонимы, а также близкие по значению слова: например, к слову художник…(автор картины, живописец, мастер живописи); изобразил…(показал, передал, запечатлел); картина…(репродукция, произведение живописи).

Составьте сначала рабочие материалы. Они помогут вам последовательно описать все, что вы видите, не пропустив ни одной интересной выразительной детали, использованной художником для воплощения своего замысла.

III. Рефлексивно-оценочная часть.

- Итак, вам предстоит написать сочинение по картине. Возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку картины природы).

- Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске. Вспомним, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении. Используйте его в своем сочинении. Может быть, вы сами подберете эпиграф для своей работы.

- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану.

- Прочитайте "Памятку" для работы над сочинением.

Как работать над сочинением.

  • Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

  • Подумайте: кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением?

  • Соберите или отберите необходимый материал.

  • Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

  • Подумайте об особенностях стиля сочинения.

  • Составьте план.

  • И последнее напутствие. Чтобы вам интереснее было писать, изберите для себя адресата, то есть того, кому бы вы хотели написать. Найдите этого человека для себя- папу, маму, старшего брата, друга-кого хотите-и представьте, что именно ему вы это рассказываете. Никому об этом не говорите, и в сочинении об этом не пишите, это ваш секрет, только вы будете знать о нем. Ваш адресат будет вам помогать- вы с ним будете советоваться, для него стараться, ему рассказывать…

Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

-Итак, я надеюсь, что вы с удовольствием продолжите работу, и я верю, что у вас всё получится!










© 2010-2022