Исследовательская работа на тему: «Белеет парус одинокий…» Живописное наследие М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «Белеет парус одинокий…» Живописное наследие М.Ю. Лермонтова

Выполнила:

Ученица 8а класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

г. Вологды

Асташенко Анна Андревна



Учитель: Окатова Ирина Александровна





г. Вологда

2014

  1. Введение. Обоснование выбранной темы.

15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова, одного из гениев русской литературы. Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но и талантом художника. Если бы он занимался живописью и графикой более серьезно, профессионально, то я уверена, несомненно, стал бы большим мастером-живописцем.

Этим летом я побывала на Кавказе, путешествовала по лермонтовским местам и по-новому стала воспринимать стихотворения любимого поэта. Мне захотелось больше узнать о нем как о художнике, понять, что выражают картины, рисунки Лермонтова, как они отражают его жизнь и личность, его поэзию.

Я попытаюсь рассмотреть, как поэтическое наследие поэта связано с живописью.

Лермонтов-художник.

Уже в раннем возрасте будущий поэт занимался рисованием. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Интересно, что на самом раннем портрете Лермонтов изображен в возрасте 4-5 лет с мелком в правой руке. По свидетельству его троюродного брата А.П. Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Он вспоминал: « Вообще, Михаил был счастливо одарён способностями к искусствам… Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины: охоту на зайцев, сражение Александра Македонского при Арбеллах». Другой очевидец сообщал, что в Тарханах находились рисунки карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых крестьянам подарков, различные юмористические домашние сцены.

Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А.С. Соловицкий, преподаватель Московского пансиона.

В годы учебы появился у него интерес к великому голландскому художнику Рембрандту. Поэта увлекало творчество Рафаэля, Перуджино, Гвидо Рени, Мурильо. В юношеских работах Михаил Юрьевич пытался следовать системе Рембрандта, применяя разработанный им прием светотеневых контрастов. Он любил творчество и русских художников Орловского и Кипренского. Друг этих художников, сам художник, П.Е. Заболотский в 1835-1836 гг. давал Лермонтову уроки живописи и рисования. Заболотский считал Лермонтова способным учеником.

Особую грань таланта Лермонтова-художника отмечала Е.П. Растопчина: «Главная его прелесть заключалась в описании местности; он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта живописцем».

Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, - дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии.

По своей тематике и жанровым признакам работы М.Ю. Лермонтова могут быть разбиты на несколько групп. Это пейзажи (особенно кавказские, занимают значительное место в творчестве Лермонтова-художника), портреты, карикатуры (один из любимых жанров М.Ю. Лермонтова: они находятся в его альбомах и в альбомах его друзей), жанровые сценки (светские сценки, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни), иллюстрации к своим поэтическим произведениям (самая немногочисленная группа живописных работ поэта).

Почти все лучшие его произведения в области изобразительного искусства связаны с Кавказом. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи.

И его особую любовь к Кавказу можно понять: эти горы-великаны, необыкновенная природа очаровывают своим видом. В этом я убедилась сама, путешествуя там этим летом.

Кавказ в живописи М. Лермонтова.

Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве. В 1820 и 1825 годах Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, возила слабого здоровьем внука на Горячие воды, так до 1830 года назывался Пятигорск.

Свои детские впечатления от величественной природы Кавказа Лермонтов передает в детских работах. Так в пейзаже «На горячих водах» 1825 г. он акварельными красками изобразил горы, напоминающие Бештау и Машук. У их подножья огромное озеро, парусная лодка. Под рисунком подпись на французском языке : «М.Л. 1825 год. В июне. На горячих водах». Трогательный детский рисунок. Чувствуется щемящее чувство одиночества не только паруса, но и маленького одиннадцатилетнего мальчика.

Восхищенный Кавказом во время поездок в детские годы, Лермонтов надолго сохранил память о нем. Величественная природа, самобытные, гордые и независимые жители гор создали в его душе прекрасный и романтический мир. Для Миши любимой стала «игра в Кавказ», в альбоме он рисует горные пейзажи, первые литературные опыты преимущественно посвящает Кавказу:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

М.Ю. Лермонтова по праву считают одним из тех, кто первым не только в своих стихах, но и живописных произведениях стал воспевать Кавказ.

В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина, юнкер Лермонтов был выслан из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Кахетии. Зародившаяся в детстве любовь поэта к Кавказу нашла отражение в его стихах, написанных в ссылках и в более поздний период:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершины белоснежной…
…Я сердцем твой - всегда и всюду твой.

Он признавался в любви не только к «Кавказу величавому», но и к его народу:

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

После возвращения из первой ссылки Лермонтов наполнен удивительными творческими замыслами. Позднее он изображает Кавказ в таких произведениях, как «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Беглец», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Прощание», «Хаджи Абрек».

Сам он рассказывал, что привёз из первой ссылки на Кавказ также «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова - живописца раскрылся в полной мере. На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.

На большинстве грузинских картин и рисунков Лермонтова мы видим караульные башни или старинные крепости. Поэт уловил особенность пейзажа, изобразив этих свидетелей былых сражений грузинского народа. Они напоминали о тех временах, когда ночью загорался костер на сторожевой башне, предупреждая о новом вторжении. Пейзажи Лермонтова-художника оказываются близки к его поэтическим описаниям:

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы -

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны.

Наиболее интересны, на мой взгляд, его картины маслом с изображением Кавказа: «Вид Пятигорска», «Окрестности селения Карагач», «Кавказский вид с верблюдами», «Вид Тифлиса», «Крестовая гора», рисунки «Дарьяльское ущелье» (Вид с арбой), «Вид Бештау близ Железноводска», «Тамань».

Полк, в котором служил М.Ю. Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом древнем городе. Так появилась его замечательная картина «Вид Тифлиса» (1837 г). Она является образцом романтической живописи, характерной для того времени.

С большой любовью Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление. На картине поражает открывшаяся панорама Тифлиса. Справа, на отвесной золотисто-жёлтой скале, высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры - пышные сады. В центре картины - коричнево-серая остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена. И, наконец, на заднем плане - господствующая над городом гора Мтацминда.

На переднем плане по склону горы среди пирамидальных тополей и кустарников разбросаны домики; на берегу реки Куры две женские фигуры. С левой стороны, на высоком каменистом берегу реки, ряд домов с храмом; справа высокий холм с развалинами Метехского замка. Вдали горы.

Древняя столица Грузии, Мцхета, ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова.

Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…».

Эти места Лермонтов запечатлел и на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильным впечатлением от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Вот что писал М.Ю. Лермонтов в письме другу Святославу Раевскому, делясь впечатлениями от Военно-Грузинской дороги: «Сегодня лазил на Крестовую гору, на самый верх, что не совсем легко. Оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся… ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».

На картине перед нами среди суровых скал высится покрытая снегом гора, на вершине которой - каменный крест. По склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеют далекие горы, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоено все полотно.

До нашего времени дошли четыре оттиска этой картины, причём два из них раскрашены акварелью. Поэт подарил картину своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому, в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург. Потом на долгие годы следы её затерялись. В 1966 году картина была найдена в Финляндии и привезена в Советский Союз. С 1971 года она хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Заключение.

Познакомившись с живописным наследием М. Лермонтова, можно смело говорить о том, что он был не только великим поэтом, но и прекрасным художником.

Все его жанры привлекательны и интересны по-своему. Но мне больше всего нравятся его пейзажи. В них он с большой любовью описывает Кавказ карандашом, маслом, акварелью. Эти картины передают все великолепие природы этого чудесного края. Я пришла к выводу, что Кавказ сыграл большую роль в становлении Лермонтова не только как поэта, но и художника.

«Кавказ был колыбелью его (Лермонтова) поэзии», - писал В.Г. Белинский в 1840 г. Но, я думаю, Кавказ был колыбелью его живописи.

© 2010-2022