Урок по русскому языку Местоимение как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиУрок по русскому языку Местоимение как часть речиМетодическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи»



Тема урока: «Вместо имени» *********

Цель урока:

Знать: основные признаки местоимения как части.

Уметь: различать морфологические признаки местоимений.

Воспитывать: интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Технология: критическое мышление.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

ХОД УРОКА



  1. Стадия «Вызов» .

«Мозговая атака»

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем изучать раздел «Морфология». Откройте тетради и запишите число и тему.

-Что необычного в теме? (Звездочки).

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Так давайте в скобках вместо звездочек пропишем, как по-другому может звучать наша тема:

Вместо имени. (Местоимение как часть речи).

Для того чтобы хорошо усвоить тему, нам с вами нужно отправиться в путешествие.

Целеполагание.

-А какова будет цель нашего путешествия? (Учащиеся ставят цели урока)

Чтобы путешествие было более эффективным, мы с вами сначала заведем «Бортовой журнал». Запишите в тетради «Бортовой журнал» и постройте таблицу на половину страницы. Впишите в левую часть журнала все, что вам известно по нашей теме.

«Бортовой журнал»



Что мне известно по данной теме

Что узнал (а)

Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.

Местоимения изменяются по падежам, родам и числам.

В предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

2.Стадия «Осмысление».

Учитель: теперь давайте проанализируем выполненную вами работу.

-Каких записей получилось больше? А теперь их сравним с правилом: откройте учебники на странице 164, прочитайте текст параграфа. Впишите недостающий материал.

3. Практикум

3.1.Мы продолжаем путешествие и переносимся вместе с Алисой в страну чудес. Я сейчас буду читать вам фрагмент из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». В этом стихотворении много местоимений, а ваша задача выписать их в столбик и затем определить род, число и падеж. (1 ученик работает у доски).

Я знаю, с ней ты говорил

И с ним, конечно, тоже.

Она сказала: «Очень мил,

Но плавать он не может».

Здесь побывали та и тот

(Что знают все на свете).

Но, если б делу дали ход,

Вы были бы в ответе.

Образец: Я - ед.ч., им.п.; с ней - ж.р. ,ед.ч., т.п ; ты - ед.ч., им.п.;

с ним - м.р., ед.ч., т.п.; она - ж.р., ед.ч., им.п.; он - м.р., ед.ч., им.п;.

та - ж.р., ед.ч., им.п.; тот - м.р., ед.ч., им.п.;

все - мн.ч. им.п.; вы - мн.ч., им.п.

-Наше путешествие продолжается, и мы с вами переносимся в лабиринты русского языкознания.

3.2.Задание на определение формы местоимения (на интерактивной доске):

Поставьте данные местоимения в нужную форму. Можно использовать предлоги. (1-у доски).

Нет (она, в р.п.) - получил (она, в р.п.)

Дал (он, в д.п.) - пошел (он, в д.п.)

Доволен (они, в тв.п.) - встретился (они, в тв.п.)

Образец: Нет ее (Р.п.) - получил от нее (Р.п.)

Дал ему (Д.п.) - пошел к нему (Д.п.)

Доволен ими (Т.п.) - встретился с ними (Т.п.)

-Какую особенность вы заметили? (Звук Н появляется, если перед местоимением есть предлог).

Разминка (прием «Мысли по кругу»).

Сегодня я могу назвать местоимение …

3.3.А сейчас возьмите лежащие на столе путевые листы и впишите в них необходимую информацию, чтобы мы могли двигаться дальше. А эта информация - местоимения. (Самостоятельная работа - 3 минуты). Подпишите путевой лист и положите на край стола. А разведчик в лице дежурного пройдет и незаметно соберет работы.

Путевой лист №1

Вставьте вместо пропусков местоимения.

1.Когда в товарищах согласья нет,

На лад .... дело не пойдет, И выйдет из .... не дело, только мука. (то, него)

2. Жил-был старик, и было у ….. три сына. Младшего …. Иванушкой-дурачком звали. ( него, все)

3. Пустил стрелу старший брат. Упала …… на боярский двор, и подняла ….. боярская дочь. Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ….. купеческая дочь. (она, ее, ее)

4. В давние времена жил в одном городе портной. Придёт к ….. заказчик, принесёт два аршина сукна и скажет: - Эй, портной! Сшей-ка ….. хороший бешмет. Посмотрит портной: мало сукна на бешмет. А всё-таки не откажется. А заказчик и не поблагодарит …… . (нему, мне, его)

Путевой лист №2

Вставьте вместо пропусков местоимения.

1. Жил в одной деревне старик с двумя сыновьями. Пришла …. пора помирать. Позвал …… сыновей и говорит: - Мои дорогие дети, я оставляю ….. наследство. Но не наследством ….. будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете …. помнить - проживёте в достатке всю жизнь. ( ему, он, вам, вы, их)

2. Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал …. однажды в лес. Рубит дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к …. навстречу леший. ( он, нему)

3. Тяжело …. было растить и кормить детей, но …. всех …. и вырастил, и выкормил, и обучил. Все …. стали искусными, умелыми и ловкими. (ему, он, их, они)

4. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как не полезна вещь, цены не зная .... ,

Невежда про .... свой толк все к худу клонит. (ей, нее)

-Продолжаем путешествие по лабиринтам русского языкознания.

3.4. Задание: Запишите предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения, назовите их морфологические признаки (у доски и в тетради).

1) Что ты ржешь, мой конь ретивый?

2) Ласточка с весною в сени к нам летит.

3) Какие у нее ужимки и прыжки!

4) Тебя, мой куманек, век слушать я готова.

3.5.Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях (на интерактивной доске). Запишите предложения в исправленном виде. Можно работать в парах.

1.Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.

2.Гусь среди их был самый старый и степенный.

3.Мы ходили на пруд, где росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

4.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

-И в конце нашего путешествия я хочу обратить ваше внимание на неограниченные возможности местоимений при составлении различных головоломок.

3.6.Устное упражнение. Кроссворд - шарада (на плакате). В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

6 Ответы:

1 1. Ямы

2 2. Семь.

3 3. Тыква.

4 4. Ящик.

5. Ябеда.

5 6. Местоимение.

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах?

  2. Сколько личных местоимений в слове семья?

  3. Первый слог - личное местоимение. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - овощ.

  4. Первый слог - личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

  5. Первый слог - личное местоимение, второй и третий - то же, что несчастье. Вместе - мелкая клевета или клеветник.

3.Стадия «Рефлексия»

- Итак, какие знания вы уносите с урока?

- Остались ли у вас вопросы по данной теме?

- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?

- Что было трудным? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Если остается время, то можно написать синквейн по теме.

Домашнее задание: 1.Параграф 68, записать 3 загадки, в которых есть местоимения, определить их род, число, падеж.











© 2010-2022