Конспект урока по русской словесности на Тему Герой весенней сказкиСнегурочка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 35 «Снегурочка». Герои весенней сказки. «Снегурочка». Образы славянской мифологии в произведении

Цель:

- продолжить знакомство учащихся с пьесой-сказкой А.Н. Островского «Снегурочка»; отработать навыки анализа драматического произведения;

- развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;

- воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа.

  • Что мы узнали о героях пьесы-сказки «Снегурочка» на прошлом уроке?

  • Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.

  • Каким вы представляете царя Берендея?

  • Как он относится к своим подданным?

  • Почему погибает Снегурочка? О чём вас заставила задуматься пьеса Островского?

2. Рассказ об одном из героев пьесы.

Учащиеся рассказывают об одном из героев пьесы, дают ему характеристику, объясняют свое видение образа.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Беседа.

- Используя текст, расскажите, как показана в произведении Зима (назовите эпитеты, сравнения, метафоры).

- Как жил Мороз на берендеевой земле?

- Назовите причину спора Мороза и Весны.

- Как относятся к Снегурочке Весна и Мороз? Почему Весна называет дочь «дикаркой»?

- Почему Снегурочка хочет весной остаться в берендеевом царстве?

- Назовите самое страшное слово для Снегурочки и Деда Мороза.

- С какой целью Снегурочка идет к весне?

- Почему берендеи не приняли Снегурочку?

- В чем суть конфликта?

- Какой вы представляете Снегурочку в начале пьесы?

- Как меняется Снегурочка?

- Какое наказание царь Берендей назначает Мизгирю?

- Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?

- Почему гибнет Снегурочка?

- Кто виноват в её смерти? Почему?

- Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок. Что изменил драматург в сюжете народной сказки? Почему?

- Расскажите о картинах, описанных в первом действии. Почему бог Ярило гневается на берендеев?

- Могла ли Снегурочка полюбить кого-нибудь? Почему?

- Что вы можете сказать о Купаве? Сравните ее со Снегурочкой.

- Каким предстает перед вами Мизгирь?

- Кого обвиняет Купава в том, что ее любовь разбита? Почему царь Берендей принимает решение наказать Мизгиря?

- С чем сравнивается любовь невесты и ее душа?

- С чем сравнивает царь Снегурочку? (Найти в тексте.)

- Почему царь не может поверить, что Снегурочка никого не любит?

- Найти четверостишие, в котором говорится о том, что происходит, когда полюбишь.

- Чего должна остерегаться Снегурочка? Почему она, зная об опасности, идет ей навстречу?

- Почему погибают Снегурочка и Мизгирь? Чем отличаются причины их гибели?

- Чем помогла людям смерть Снегурочки?

2. Выразительное чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям диалог Снегурочки и Мизгиря на странице 178-180. Что вы можете сказать об их чувствах?

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Продолжить фразу:

«…все, что есть на свете дорогого, живет в одном лишь слове. Это слово: _____».

2. Вставить в цитаты пропущенные слова.

1. Не терпит принужденья _________________ брак.

2. Лишь _______________ к нему до гроба будет

В груди моей. Не надо мне его.

3. …пусть же ___________

Казнят его по мере преступленья.

4. Сердце ________________ с зверями тешь, Мизгирь!

5. Преклонные лета равняют старца с _____________________

«Снегурочка». Образы славянской мифологии в произведении.

II. Актуализация

1. Выберите правильный ответ.

1. К драматическим произведениям относятся. Найди лишнее.

А) комедияБ) пьесаВ) трагедияГ) повесть

2. Драматическое произведение предназначено для

А) чтения в домашнем кругуБ) постановки на сценеВ) вокального исполнения

Г) использования в традиционных обрядах

3. Особенностью драматического произведения не является

А) монологБ) ремаркиВ) описанияГ) реплики

4. Авторское отношение к происходящему в драматическом произведении передается при помощи

А) слов автораБ) репликВ) ремарокГ) описаний

2. Рассказ учащихся о мифологических персонажах пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

3. Словарная работа.

Леший - сверхъестественное существо славянской мифологии и русских сказок. Его место жительства - глухая лесная трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», - считали крестьяне, - «лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября) дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует.

Леший может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой, чем напоминает греческого Пана и сатира. Если на лешем есть одежда, то она обязательно вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, и сам он обязательно не подпоясан. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы.

Ярило - в славянской мифологии бог пробуждающейся природы и плодородия, покровитель растительного мира. Это красивый человек на белом коне и в белой мантии. Голову Ярилы покрывает венок из весенних полевых цветов. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. В его правой руке человеческий череп или отрубленная голова, в левой - ржаные колосья.

Где Ярило пройдёт - будет хороший урожай, на кого посмотрит - у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае.

Мороз (Морозко) - персонаж русских легенд, в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке.

Лель - сын богини красоты Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. О Леле - этом маленьком боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигает их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Вставьте пропущенные имена богов и людей - героев пьесы «Снегурочка».

1. Конец зиме, пропели петухи

____________________ спускается на землю.

2. …Шутить задумал

____________________ . До утра подождите,

А завтра вам растают на полях

Проталинки, на речке полыньи.

3. Спасенья нет _______________, ______________

Сожжет, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит.

4. Песни _______________

И речь его - обман, личина, правды

И чувства нет под ними…

5. Он богатый

Отецкий сын, по имени ______________

Торговый гость из царского посада.

6. Сердечный друг, свою девичью волю,

Сменяла я; не обмани ________________

Не погуби девического сердца.

7. На солнечном восходе

Мизгирь тебя супругою покажет,

И царский гнев правдивый укротится,

И, милостью богатый, _______________

Младой чете свою окажет ласку.

2. Беседа.

- Образы каких сказочных существ встречаются в мифологическом сюжете «Снегурочки»?

- Кто из них вам понравился? Почему?

- Отличается ли леший в сказке Островского от лешего славянских мифов?

Леший в мифологии на зиму отправляется в спячку, а просыпается с приходом весны, а в сказке «Снегурочка» все наоборот. Здесь леший сторожит лес зимой. В остальном они похожи.

- А чем отличается Лель в «Снегурочке» от своего мифологического прототипа? Чем он отличается от Амура и Эрота?

- Существует ли такой мифологический персонаж, как Весна в пьесе?

Нет, такого персонажа не существует, он выдуман автором, это олицетворение, одухотворение времени года, пробуждения природы, юности.

3. Работа с текстом.

- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, раскрывающие образы мифологических персонажей (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и пр.).

IV. Применение. Формирование умений и навыков.А.Н. Островский «Снегурочка». Тест.

V. Этап информации о домашнем заданииVI. Этап рефлексии

А.Н. Островский «Снегурочка». Тест.

1. События, изображенные в пьесе, происходят в

А) доисторическом времениБ) 10 векеВ) 11 векеГ) 12 векеД) 15 веке

2. Особенностью композиции пьесы является

А) наличие эпилога Б) наличие пролога В) наличие двух кульминацииГ) отсутствие завязки Д) отсутствие кульминации

3. В пьесе представителем низшей мифологии является:

А) Дед МорозБ) Весна-КраснаВ) СнегурочкаГ) лешийД) царь Берендей

4. Лель, по славянской мифологии, является сыном

А) Макошь - богини изобилия и счастливой судьбы Б) Весны-Красны В) Ярилы - бога плодородия

Г) Перуна - бога грозыД) Лады - богини любви и красоты

5. Пьеса - сказка «Снегурочка» состоит из действий

А) 2Б) 3В) 4Г) 5Д) 6

6. События пьесы происходят в местах. Найди лишнее

А) дворце Царя Берендея Б) заповедном лесу и на Красной горке

В) богатом купеческом доме Мизгиря Г) заречной слободе Берендеевке Д) Ярилиной долине

7. Весна - Красна спускается на землю на

А) облакахБ) орлахВ) своих крыльяхГ) журавлях, лебедях и гусяхД) ветрах

8. Снегурочке исполнилось лет

А) 14Б) 15В) 16Г) 17Д) 18

9. «Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то-то мне раздолье и простор» - говорит

А) царь БерендейБ) лешийВ) Дед-Мороз Г) ЛельД) Мизгирь

10. Мороз, успокаивая Весну-Красну, говорит, что Снегурочку охраняли (найди лишнее)

А) филинБ) глухарьВ) сорокиГ) волки матёрыеД) медведи-овсянники

11. Солнце сбирается сгубить Снегурку, заронив ей в сердце огонь любви, - такую речь услышал Мороз от А) лешегоБ) ЛеляВ) Весны-КрасныГ) птицы - бабыД) царя Берендея

12. Дед-Мороз, чтобы спасти Снегурочку, решает отдать её

А) в царство БерендеяБ) отцу Купавы - МурашуВ) ЛелюГ) бобылюД) Весне-Красне

13. «Страшней всего Морозу слово…» (вставьте пропущенное слово)

А) любовьБ) огоньВ) летоГ) нежностьД) таять

14. Мороз дает наказ Снегурке, чтобы она не слушала речей и песен

А) Весны-КрасныБ) девушекВ) слободских парнейГ) царя БерендеяД) Леля

15. Снегурочка говорит Морозу, что ей жизнь не в радость без…

А) Весны-КрасныБ) любвиВ) песенГ) солнцаД) подружек

16. Купава, рассказывая Снегурочке о своей любви к Мизгирю, с торжеством говорит, что она

А) выходит замуж за МизгиряБ) повеселится на Красной горке с девушками и парнями

В) в его дому богатою хозяйкой забарствуетГ) в Ярилин день обменяется венками с МизгиремД) без милого не проживешь

17. Как только Купава узнала, что Мизгирь разлюбил её, она

А) смирилась с этимБ) полюбила другого парняВ) нежно простилась с Мизгирем

Г) обратилась с жалобой к царю БерендеюД) сошла с ума

18. Купава говорит царю Берендею, что в её душе до гроба будет… к Мизгирю

А) верностьБ) нежностьВ) ревностьГ) любовьД) ненависть

19. «Вина его ужасна, берендеи, разгневанные боги вину его на нас обрушат», - говорит царь Берендей о вине Мизгиря, которая заключается в том, что

А) Мизгирь разлюбил КупавуБ) Мизгирь любил СнегуркуВ) Мизгирь - ветреный гуляка

Г) обманул надеждами КупавуД) любовь невесты поругана

20. Царь Берендей сначала осудил Мизгиря на

А) смертную казньБ) брак с КупавойВ) вечное изгнаниеГ) брак с любой вдовойД) безбрачие

21. Снегурочка говорит Весне-Красне, что она, не зная любви, узнала

А) ненавистьБ) мучительную ревностьВ) отчаяниеГ) верностьД) неверность

22. «Любви прошу, любви девичьей», - просит Снегурочка у

А) царя БерендеяБ) Ярилы-СолнцаВ) ЛеляГ) Весны-КрасныД) Мизгиря

23. Любовные силы для Снегурочки оказались в

А) песнях ЛеляБ) речах страстного МизгиряВ) сердце самой СнегурочкиГ) сердце матери Снегурочки - Весны-КрасныД) венке цветов Весны-Красны

24. После смерти Снегурочки Мизгирь

А) уходит из Берендеева царстваБ) сходит с умаВ) женится на КупавеГ) навсегда уйдет в леса

Д) бросается в озеро и гибнет

25. События в пьесе «Снегурочка» происходят во время обрядового праздника

А) рождестваБ) масленицыВ) троицыГ) Ивана КупалыД) святок


© 2010-2022