Технологическая карта урока по теме Обстоятельство как второстепенный член предложения (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока №4

Ф.И.О. учителя: Головина Екатерина Евгеньевна

Класс: 5

Дата: 19.10.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Обстоятельство как второстепенный член предложения.

Место и роль урока в изучаемой теме: в теме «Синтаксис. Пунктуация» - 34-й урок; на тему «Обстоятельство» отводится 1 час.

Цель урока: создать условия для освоения обучающимися способа действия при поиске обстоятельства в предложении.

Задачи урока:

образовательные:

Находить в предложении обстоятельства;

уметь создавать алгоритм;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

развивающие:

развивать познавательную активность;

развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

применять новые знания на практике.

воспитательные:

вызвать желание изучать русский язык;

воспитывать культуру общения, сотрудничества;

ответственность за результаты коллективного труда.

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Слайд 1.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

Л.Н. Толстой.

Стадия «ВЫЗОВА»

Коллективная

- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

Л.Н. Толстой.

Настраиваются на предстоящую работу.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Организация фиксирования каждым учеником индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 2:

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

Слайд 3: Подлежащее, определение, сказуемое, дополнение, обстоятельство.

Прилагательное, глагол, существительное, наречие, местоимение.

Проблемный

Индивидуальная

1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее - это второстепенный член пр-я.

- Сказуемое - это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

- Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я.

- Распространенные предложения состоят только из главных членов.

- Дополнение обозначает признак предмета.

- Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

2. слайд 2

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр - части речи, 2 гр - члены предл)

На какие группы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр - склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр - главные и второстепенные чл пр)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Выявление места и причины затруднения

Анализ учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения.

Слайд №3

Проблемный метод

Коллективная

Ставит учебную задачу.

Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

Формулируют и озвучивают свои затруднения.

Формулирую тему урока.

Записывают тему урока (Обстоятельство как второстепенный член предложения)

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Слайд №4

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Какими частями речи выражается?

Проблемный метод

«Корзина идей»

Коллективная

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

- Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству.

- Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается?

Планируют свою деятельность (формулируют цель, задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат коллективной работы.

Реализация построения проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Слайд № 5

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

Слайд 6:

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Проблемный метод

Групповая

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Делают вывод, обсуждают в группах.

Записывают «открытие» в тетрадь.

Составляют алгоритм.

Заполняют маршрутный лист реализации проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия.

Слайд 7: «Корзина идей»

Приём развивающего обучения

Групповая

Организует ситуацию отработки построенного алгоритма.

-Откроем учебник на странице … , орфографамма № и проверим, правильный ли мы сделали вывод.

- Проговорим ещё раз алгоритм рассуждения.

Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место

- Что обозначают обстоятельства?

- На какие вопросы они отвечают?

- Чем выражаются обстоятельства?

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Применение нового знание в типовых заданиях.

Слайд 8-11:

А.А.Фет

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

И.З. Суриков

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.


Коллективная,

индивидуальная

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Найдите в поэтичеких текстах обстоятельства, пользуясь алгоритмом

- А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в пр-ии? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)

- А теперь на закрепление выполним упражнение

Находят в поэтических текстах обстоятельства, делают вывод.

Самостоятельно выполняют упражнение №… из учебника.

Выполняют самопроверку.

Заполняют маршрутный лист реализации проекта

Физкультминутка

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение -сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

3. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Для глаз:

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.



Проводит физминутку.

Участвуют в физминутке.

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний.

Слайд 12:

«Корзина идей»

Слайд 13:

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.


Коллективная

Организует самостоятельную работу детей.

-Давайте посмотрим, достигли ли мы всех целей и задач, которые поместили в корзину идей?

А я напоследок предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

- Итак, обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает ………….. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

Формулируют правило, вывод.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Слайд №14

Продолжите предложения:

На уроке я понял (а)...

Мы научились...

Наибольший мой успех...

Я испытал (а)следующие трудности...

Приём «Незаконченные предложения».

индивидуальная

Организует работу по рефлексии учебной деятельности.

-С какой орфограммой познакомились?

- В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось?

- Какие задания были для вас трудными?

Оценивает работу обучающихся на уроке.

Даёт домашнее задание (упр.№ …), проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Заполняют маршрутный лист реализации проекта.

Записывают в дневник домашнее задание.Обучающиеся, не справившиеся с тестом, получают дополнительное задание на карточке.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

В ходе урока будут развиваться УУД:

Личностные:

понимать необходимость изучения данной темы и её практическое применение;

критически оценивать свои результаты;

Регулятивные:

контролировать и корректировать свою деятельность;

формировать вопросы по учебному материалу;

давать самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, слайдовая презентация, учебник, раздаточный материал, маршрутные листы реализации проекта, рабочие тетради.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник в 2-х частях Быстровой.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология деятельностного метода обучения, технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ-технологии.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

Характеристика этапов урока


© 2010-2022