- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по литературе в 10 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по литературе в 10 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якимова А.И. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№1
г.Семикаракорска»
Приказ от 01.09.2014 года № 287
Подпись руководителя_______________
Ф.И.О. Ганеев И.И.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по литературе
Уровень общего образования (класс) - 10, 11
Количество часов - 35 часов
Учитель (Ф.И.О.) - Якимова Алевтина Ивановна
г.Семикаракорск
2014 - 2015 учебный год
1. Раздел «Пояснительная записка»
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых
разработана рабочая программа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
-
Закон РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
-
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
Программа по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев - 5-е изд., испр.. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слов - РС», 2009,
-
Примерные программы основного общего образования по литературе
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
-
Учебный план МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» на 2014 - 2015 учебный год.
-
Положение о разработке рабочих программ МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»
Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2014-2015 учебный год
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
2. Раздел «Место учебного курса в учебном плане»
Количество часов - 35, в неделю - 1 час
Обоснованность отклонения рабочей программы
Отклонений нет
3. Раздел «Общая характеристика учебного курса, предмета»
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов;
Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.
Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста - с другой. Программа курса составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература». Программа составлена на основе авторской программы Акопова Н.А., Иванова Е.А.
Задачи:
-
Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;
-
Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
-
Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;
-
Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
-
Содействие в области профессионального самоопределения;
Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося
4. Раздел «Содержание учебного курса» (35 часов)
Тема1. Древнерусская литература. 1 час
Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. 1 час
Тема 3. Литература первой половины 19 века. 8 часов
Тема 4. Литература второй половины 19 века. 10 часов
Тема 5. Литература 20 века. 11 часов
Тема 7. Литература о Великой Отечественной войне. 4 часа
.
Тема1. Древнерусская литература.
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины 19 века.
Элегия и баллада как жанры поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина - интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н.В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема 4. Литература второй половины 19 века.
И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский - создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. салтыков- Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 - начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
Тема 5. Литература 20 века.
Русская реалистическая проза начала 20 века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия 20 века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в её творчестве. «реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский - поэт - бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии С. А. Есенина лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.
Тема 6.А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале 20 века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращённая литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А, Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 7Литература о Великой Отечественной войне.
А.Т. Твардовский. М.А. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, Б. Васильева.
Тема 8. Поэзия и проза 70-90-х годов 20 века.
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В, Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова., Б. Окуджавы.
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формирование универсальных учебных действий
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую выполняет литература в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
5. «Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки»
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ожидаемые результаты
Результатом изучения курса «Русская литература: классика и современность» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.
Система оценки планируемых результатов
Контроль уровня осуществляется на следующих уровнях: промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт»
Формы и средства контроля
Преобладающие виды контроля:
Промежуточный:
-
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
-
- выразительное чтение текста художественного произведения;
-
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
-
- устный или письменный ответ на вопрос;
-
- устное словесное рисование;
-
- комментированное чтение;
-
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
-
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
-
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
-
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
-
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
-
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
-
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
-
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
-
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
-
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
-
- творческий зачёт;
-
- защита проектов.
6. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса»
-
Литература. 10 класс: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Методические пособия для учителя
-
Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5 - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.В. Беляева. - М.: Просвещение, 2010.
-
Крупина С.В. Нестандартные уроки по русской литературе. 5 - 11 классы: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / С.В. Крупина, И.В. Кучинская. - Мозырь: Белый Ветер, 2011.
Пособия для учащихся
-
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / Марина Мещерякова. - М.:Айрис-пресс, 2008.
Перечень ресурсов Интернет
-
lit.1september.ru˗Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
-
litera.edu.ru˗Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
-
metlit.nm.ru˗Методика преподавания литературы
-
pisatel.org/old/˗Древнерусская литература
-
rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
-
feb-web.ru˗Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
-
foxdesign.ru/legend/˗Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
-
likt590.ru/project/museum/˗Виртуальный музей литературных героев
-
likhachev.lfond.spb.ru˗Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
-
aleksandrpushkin.net.ru˗Пушкин Александр Сергеевич
-
antonchehov.org.ru˗Чехов Антон Павлович
-
belinskiy.net.ru˗Белинский Виссарион Григорьевич
-
dobrolyubov.net.ru˗Добролюбов Николай Александрович
-
griboedow.net.ru˗Грибоедов Александр Сергеевич
-
karamzin.net.ru˗Карамзин Николай Михайлович
-
kuprin.org.ru˗Куприн Александр Иванович
-
lermontow.org.ru˗Лермонтов Михаил Юрьевич
-
levtolstoy.org.ru˗Толстой Лев Николаевич
-
nekrasow.org.ru˗Некрасов Николай Алексеевич
-
nikolaygogol.org.ru˗Гоголь Николай Васильевич
tolstoy.ru˗Лев Толстой и «Ясная Поляна
Раздел 7. Календарно-тематическое планирование
-
№ занятия
Дата
Тема занятия
Виды учебной деятельности учащихся
1.
4.09
Раздел. Древнерусская литература. 1 час
Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы
Работа с текстами, словарями, статьями Д.С. Лихачёва. Составление тезисного плана.
2.
11.09
Раздел 2 . Литература русского Просвещения 18 века. 1 час
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)
Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе
3.
18.09
Раздел. Литература первой половины 19 века. 8 часов
Творчество В.А. Жуковского - начало романтизма. Жанры элегии и баллады.
Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий. Сочинение С1.
4.
25.09
«Горе от ума» А.С. Грибоедова - социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.
Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.
Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии.
5.
2.10
Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии
Работа с текстами и словарём литературоведческих терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка
6.
9.10
А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа
Работа с текстом, литературно -критическими статьями и «Словарём языка А.С. Пушкина»
7.
16.10
Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.
Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении
8.
23.10
Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века
Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями
9.
30.10
Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта
Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам
10.
13.11
«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе
Работа с текстом \, словарём литературоведческих терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя
11.
20.11
Раздел. Литература второй половины 19 века. 10 часов
Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова
Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами
12.
27.11
Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе
Работа с текстом, анализ драматических произведений
13.
4.12
«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»
Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях
14.
11.12
Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.
Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями
15.
18.12
Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова
Сопоставительный анализ стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности
16.
25.12
М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе
Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И. Фонвизина и М.Е. Салтыкова - Щедрина
17.
15.01
Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.
Анализ прозаической формы. Составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме
18.
22.01
Л.Н. Толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа
Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий
19.
29.01
А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр
Работа с текстом, наблюдение за языком писателя
20.
5.02
А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности
Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов
21.
12.02
Раздел. Литература 20 века. 11 часов
Русская реалистическая проза начала 20 века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы 20 века: И.А. Бунин, А.И. Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)
Аналитическая беседа по содержанию, анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам
22.
19.02
Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького
Работа с литературно-критическим материалами
23.
26.02
Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М. горького
Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности
24.
5.03
Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие
Анализ поэтических форм, работа с литературно-критическими статьями
25.
12.03
А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса
Анализ лирических произведений. Работа с мемуарной литературой
26.
19.03
А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием». Традиции в русской поэзии
Анализ лирических произведений, работа с литературоведческим словарём
27.
2.04
В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии
Анализ лирических произведений, наблюдение над языком поэта
28.
9.04
С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии
Анализ лирических произведений, выполнение тестовых заданий.
29.
16.04
Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева
Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции
30.
23.04
Возвращённая литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова,
А. Солженицына
Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья
31.
30.04
Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии
А. Платонова, Е. Замятина
Сопоставительный анализ произведений
32.
33
7.05
14.05
Раздел. Литература о Великой Отечественной войне. 4 часа
Произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьёва
Аналитическая беседа. Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории
34.
21.05
Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина.
Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений.
35.
28.05
Итоговое занятие
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ «СОШ№1 г.Семикаракорска»
От 29.08.2014 года № 1
_____________ Г.П.Ефремова
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Ефремова Г.П.
_______________ подпись
«____»_______20___год
19