Исследовательский проект Такие все разные имена

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Исследовательский проект

« Такие все разные имена »















Подготовили учащиеся 5 б класса

МКОУ «Парфеньевская СОШ»



Руководитель Малинкина Е.А.

















2016 год


I. Введение

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает. Гомер

(файл 2) Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но какое бы ни было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.

В классе, в котором учусь, очень интересные имена. А как обстоят дела в других классах?

Мы решили провести анализ имен всех ребят параллели 5-х и 6-х классов и выяснить, какие имена среди ребят являются популярными, редко встречающие, знают ли ребята значения своих имен, чем руководствовались родители, когда выбирали имя для своего новорожденного чада.

Гипотеза.

  • Имена обучающихся в 5 и 6 классах в большинстве своем исконно русские. Ситуация именования в классе не отличается от общей ситуации по России.
    Свобода выбора имени в нашей стране ничем не ограничена. Большинство родителей дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.

Проблема.

  • Существует тысячи имён: старых и новых, живых и мёртвых, популярных и редких. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Анкетирование показало, что обучающиеся не знают значения своих имен. Надо ликвидировать этот пробел и еще узнать, что они означают?

(файл3) ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • выяснить значение, происхождение и частотность употребления имен собственных учащихся параллели 5-х и 6-х классов.

( файл4) ЗАДАЧИ:

1. Узнать:

  • какая наука занимается изучением имен собственных,

  • историю происхождения русских имен,

  • что означают эти имена.

2. Исследовать имена учащихся пятых и шестых классов нашей школы и выяснить:

  • какие имена чаще всего встречаются среди мальчиков и девочек,

  • чем руководствовались родители, когда выбирали имя для своих детей .

3. Создать справочник имен учащихся 5-х,6-х классов.

План действий (5 слайд)

1. Изучить научную литературу и интернет-ресурсы о происхождении и значении имен

2. Собрать и проанализировать данные об именах учащихся 5А, 5Б, 6А, 6 Б классов.

3. Провести анкетирование среди учащихся 5 - 6 классов нашей школы «Почему вас назвали таким именем?»,

4. Обработать полученные данные и создать справочник «Такие разные имена»


II. Основная часть.


1. Выбор имени на Руси


(слайд 6) В древней Руси до принятия православия в 988 году выбор имён было необычным. Часто у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

  1. Имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш, Заяц, Орел, Орех, Трава);

  2. Имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);

  3. Имена, которые давались по внешнему виду (Черныш, Чернавка, Мал);

  4. Имена богов и богинь (Лада, Ярило);

  5. Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян, Добр, Смеяна, Умник);

  6. Имена по времени рождения (Зим, Вешняк);

  7. Имена, отражающие профессию (Шуба, Ложка, Пушка);

  8. Большая группа имен - имена, состоящие их двух корней (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

(слайд 7) Именами, состоящими из двух корней, называли своих детей люди знатные, богатые. Более простые имена имели бедные слои общества: холопы, смерды, крестьяне. Их имена в наше время и именами то не считают. Для нас они звучат как прозвища. Помимо исконно славянских, родители давали своим детям и скандинавские имена, которые «принесли» викинги: Олег, Игорь, Глеб и т.п. Именно этими именами называли князей.

После принятия христианства на Руси в 988 году детей стали всё чаще называть не исконно славянскими именами. Имена выбирали по церковным календарям, в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю. При крещении чаще всего давали имена греческого происхождения.

2. Аналитическая справка

(8 файл)

В параллели 5-х и 6-х классов обучается 44 человека, из них 21 мальчика и 23 девочки.

(файл 9) Чтобы узнать почему так зовут ребят пятых и шестых классов, мы провели опрос . Опрошено 44 человека, оказалось, что в честь кого-то названы 13 человек, а у 21 ученика был случайный выбор имени.

(слайд 10)Нами установлено, что из 44 имен по одному представлены 32 имени. ( Слайд11)

Татьяна

Арсений

Валерия

Варвара

Сергей

Андрей

Юлия

Кристина

Дарина

Сабрина

Матвей

Евгений

Тимофей

Марат

Кирилл

Владислава

Валентина

Диана

Надежда

Антон

Максим

Александр

Виталий

Екатерина

Юра

Елена

Вероника

Дмитрий

Полина

Ксения

Ирина

Яна

(Слайд 12) Из 44 имен по два представлены 8 имен: (слайд 13) Анастасия, Анна, Карина, Олег, Павел, Артем, Егор, Вячеслав.

(Слайд 14) по три представлены имена Даниил, Никита.

(Слайд 15) Четыре девочки носят имена - Мария и Арина.

(Слайд 16) Самыми популярными именами в 5-х и 6-х классах оказались: среди девочек Мария, Арина, Анастасия, Карина. ( слайд17)А вот среди мужских имен - Даниил, Никита, Артем, Слава, Олег, Павел.

3. Значения и происхождение имён пятиклассников и шестиклассников.

Ребята, в основном, не знают «тайну» своего имени. Хотелось бы узнать о его значении.

Об именах написано много самостоятельных работ и статей в различных периодических изданиях. Особенно много внимания уделяется этимологии русских имен славянского происхождения и собственно русских имен.

(Слайд 18) Наука, которая изучает историю возникновения имен собственных, их типы, преобразование в результате их длительного использования называется ономастика .Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях. В 1966 г. вышел «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского, содержащий около 2600 имен. Дается указание на происхождение имени, приводятся формы отчества, производные уменьшительные и ласкательные формы. Книга «"Собственные имена в русском языке". Словарь ударений» содержит около 35 000 собственных имен, из которых 2000 новые. Из словаря исключено около 1000 слов, потерявших актуальность и вышедших из употребления. В них мы искали значения имен пятиклассников и шестиклассников.

(Слайд 19) Вот это наш словарь!

III. Заключение.

Имена, имена... Уже в детстве мы понимаем, что у каждого человека есть свое имя, которое выбрали для него родители. Мы выяснили, почему у нас разные имена, что они обозначают, их происхождение. Проведя исследование, мы определили самые популярные в начале двух тысячных годах имена, а также те, которые не пользовались интересом у родителей; имена редкие в то время и наиболее употребительные.

Мы живем и иногда сравниваем свою жизнь с жизнью владельцев таких же имен. Мы замечаем, что у нас есть много общего, как положительного, так и отрицательного. И мы начинаем верить, что правы были наши предки, когда говорили, что в именах заключается личность и душа человека, а знание тайны имени позволяет влиять на судьбу. Ведь имя - это код, формула счастья и здоровья.

В данной работе не рассматривался вопрос о влиянии имени на судьбу его владельца. Это, возможно, будет темой нашей следующей работы.

© 2010-2022