Рабочая программа по русскому языку, 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ ( Москва, «Просвещение», 2006)

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану на 2015 - 2016 учебный год.

Требования к уровню подготовки за курс 9 класса.

I. Обучающиеся должны знать:

изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу IX класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  2. составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  3. определять стиль и тип текста;

  4. соблюдать все основные нормы литературного зыка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Содержание курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (8 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (4 ч + 2 ч)

Сложносочиненные предложения (2 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (25 ч + 4 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

  1. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (5 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Повторение (22 ч)

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (7 +2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.



Календарно-тематическое планирование по русскому языку

в 9 классе (3 часа в неделю, год - 102 часа)

2015-2016 учебный год

Часы

Тема.

№ урока

Дата проведения

план

факт

1

Международное значение русского языка.

1

02.09


1

Повторение изученного в 5-8 классах. (8ч. + 2ч. р/р. Фонетика. Орфоэпия.

2

02.09


1

Лексика и фразеология.

3

06.09


1

Морфемика и словообразование.

4

09.09


1

Морфология. Орфография.

5

13.09


2

Р. р. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения №1. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян» (упр. 17)

6-7

16.09,

16.09


1

Анализ сочинения. Словосочетание. Простое предложение.

8

20.09


2

Синтаксис простого предложения. Тестирование формата ОГЭ

9-10

23.09,23.09


1

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

11

27.09


2

Сложное предложение. (4ч+ 2 ч.р/р)

Анализ диктанта. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.



12-13

30.09,

30.09


1

Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

14

04.10


1

Р.р. Сжатое изложение. Способы сжатия текста изложения.

15

07.10


2

Союзные сложные предложения

Сложносочинённые предложения (2 ч. +2ч. р/р)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

16-17

07.10


2

Р.р. Аннотация. Рецензия.

18-19

11.10,14.10


1

Сложноподчинённые предложения. (25ч. +4ч. р/р)

Сложноподчиненные предложения. Строение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова.

20

14.10


1

Строение СПП и пунктуация в них. Схемы СПП.

21

18.10


1

Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.) Тестирование формата ОГЭ

22

25.10


2

Р.р. Контрольное изложение №1.

23-24

21.10,21.10


2

Анализ изложения. Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными.

25-26

28.10,28.10


2

СПП с придаточными изъяснительными.

27-28

01.11


1

СПП с придаточными обстоятельственными.

29

11.11


1

СПП с придаточными степени и образа действия.

30

11.11


1

СПП с придаточными места.

31

15.11


1

СПП с придаточными времени.

32

18.11


1

СПП с придаточными условными.

33

18.11


1

СПП с придаточными причины.

34

22.11


1

СПП с придаточными цели.

35

25.11


1

СПП с придаточными сравнительными.

36

25.11


1

СПП с придаточными уступительными.

37

29.11


2

СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными

38-39

02.12,02.12


2

Контрольная работа «Виды придаточных предложений» (Контрольное тестирование формата ОГЭ).

40-41

06.12,09.12


3

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Тестирование формата ОГЭ

42,43,44

09/13/20.12


2

Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (домашнее №1).

45-46

16.12,16.12


1

Контрольный диктант № 2 по теме «Сложное предложение»

47

23.12


1

Анализ диктанта. Р.р. Деловые бумаги.

48

23.12


1

Бессоюзные сложные предложения (8ч+2ч.р/р) Бессоюзные сложные предложения

49

27.12


2

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

50-51

30.12/30.12


2

Двоеточие в БСП.

52-53

13.01/13.01


1

Тире в БСП. Тестирование формата ОГЭ

54

17.01


1

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению на лингвистическую тему «Зачем нужно двоеточие?»

55

20.01


1

Р.р. Тезис, конспект, реферат.

56

24.01


1


Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению на лингвистическую тему (домашнее №2) «Зачем нужно тире?»

57

20.01


1

Контрольное тестирование формата ОГЭ (задания тестовой части)

58

20.01


3

Сложные предложения с разными видами связи (7ч+2ч.р/р)

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

59/60/61

27/27/31.01


2

Р.р. Контрольное сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.

62-63

03/03.02


1

Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование формата ОГЭ

64

07.02


1

Анализ сочинения. Авторские знаки препинания

65

10.02


1

Обобщение по теме «Сложное предложение».

66

10.02


1

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

67

14.02


1

Общие сведения о языке (5ч)

Анализ диктанта. Понятие о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.



68



17.02


2

Русский литературный язык и его стиль.

69-70

17.02


2

Контрольное тестирование формата ОГЭ.

71-72

21.02,24.02


2

Повторение (22ч)

Анализ работ.Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. Подготовка к ОГЭ

73-74

24.02,28.02


2

Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография.

75-76

03.03,03.03


2

Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография.

77-78

07.03,10.03


3

Подготовка к ОГЭ. Повторение. Морфология. Именные части речи.

79,80,81

14/17/17/


2

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография. Подготовка к ОГЭ

82-83

21..03/04.04


2

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

84-85

07.04/07.04


2

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния. Подготовка к ОГЭ

86-87

11/14.04


2

Повторение. Служебные части речи. Подготовка к ОГЭ

88-89-90

14/18.04


1

Р.р. Подготовка к написанию контрольного изложения №2.

91

21.04


2

Р.Р. Контрольное сжатое изложение.

92-93

25.04/28.04


1

Итоговый контрольный диктант № 4.

94

12.05


2

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. Подготовка к ОГЭ (7ч.+2ч.р/р). Повторение. Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация.

95-96

12.05/16.05


2

Употребление знаков препинания.

Р.Р.Подготовка к написанию контрольного классного сочинения№3.

97-98

19.05


2

Р.р. Написание контрольного сочинения-рассуждения.

99-100

19.05/23.05


3

Контрольное тестирование формата ОГЭ

101-102

24.05








Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Для учителя

  1. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2012.

  2. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс». /М.: Экзамен, 2013.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010

  4. Авторские презентации

  5. Материалы фестиваля «Портфолио» и «Открытый урок»

Для обучающихся

  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.: Просвещение, 2012

  2. Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Практикум по русскому языку. Сочинение на лингвистическую тему/М.: Издательство «Экзамен», 2015.

  3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

  4. ОГЭ(ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.



© 2010-2022