- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на педсовете Формирование УУД на уроках русского языка
Выступление на педсовете Формирование УУД на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фетисова И.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
(английский философ и социолог Герберт Спенсер)
Как мы уже не раз говорили, в современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют на школьное образование.
«Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития», - подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Как достичь эту цель? Путём формирования универсальных учебных действий:
-
1) личностных;
-
2) коммуникативных;
-
3) познавательных;
-
4) регулятивных.
Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие для успешного обучения, так как они:
-
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контроли-ровать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, что обеспечивает готовность личности к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
-
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Личностные универсальные учебные действия
- позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
- направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
участие в проектах;
-
подведение итогов урока;
-
творческие задания;
-
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-
самооценка события, происшествия;
-
дневники достижений.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
- возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли,
- взаимно контролировать действия друг друга,
- уметь договариваться,
- вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
составь задание партнеру;
-
отзыв на работу товарища;
-
групповая работа по составлению кроссворда;
-
«отгадай, о ком говорим»;
-
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-
подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т.д.
Познавательные универсальные учебные действия включают
- действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее
структурирования;
- моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции,
способы решения задач.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
«найди отличия» (можно задать их количество);
-
«на что похоже?»;
-
поиск лишнего;
-
«лабиринты»;
-
упорядочивание;
-
«цепочки»; хитроумные решения;
-
составление схем-опор;
-
работа с разного вида таблицами;
-
составление и распознавание диаграмм;
-
работа со словарями.
Регулятивные универсальные учебные действия
- обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
«преднамеренные ошибки»;
-
поиск информации в предложенных источниках;
-
взаимоконтроль;
-
«ищу ошибки»;
-
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Главные выводы:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему. 2. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться».
4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения.
5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.
6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.