Конспект урока по теме «Причастие»

Предлагаемый урок был проведён в 7 классе для обобщения и систематизации знаний после изучения темы «Причастие». Использован личностно ориентированный подход. Учащиеся данного класса ещё недостаточно овладели способами само- и взаимооценивания, поэтому на уроке не были использованы личные оценочные листы. Преобладание индивидуальных форм работы связано с тем, что дети в данном классе обучаются совместно первый год и ещё плохо владеют способами взаимодействия. Самостоятельный тематический анализ ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие"


Конспект урока составлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «Пригородная СОШ» г. Славгорода Алтайского края

Краевой Еленой Юрьевной


Пояснительная записка. Данный урок был проведён в 7 классе после изучения темы "Причастие". Учащиеся данного класса ещё недостаточно владели способами само- и взаимооценивания. Поэтому на уроке не были использованы личные оценочные листы. Преобладание индивидуальных форм работы связано с тем, что дети в данном классе обучаются совместно первый год и ещё плохо владеют способами взаимодействия. Самостоятельный тематический анализ учебников - один из этапов обучения исследовательской деятельности. Проведённая в конце занятия итоговая рефлексия помогла некоторым учащимся более верно организовать свою домашнюю работу по теме, что положительно сказалось на результатах контрольной работы, проведённой на следующем уроке.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Цели урока:

дидактическая - обеспечить в ходе урока повторение грамматических признаков причастия, их правописания; закрепить навыки выделения причастных оборотов при письме;

образовательная - способствовать обобщению и систематизации материала по теме; создать условия для совершенствования пунктуационных навыков;

развивающая - содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент), стимулировать учащихся к самостоятельности мышления, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, развивать память, речь;

воспитательная - содействовать развитию у детей умения общаться при работе в группах, выступать перед классом, владея интонацией, жестами, мимикой; создавать условия для воспитания интереса к языку.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, работа в группах сменного состава.

Методы: словесный, частично-поисковый, эксперимент.

Средства: раздаточный дидактический материал, кроссворд.

Ход урока:


№ п/п

Этапы

урока

Деятельность учителя

Обоснование

Деятельность учащихся

Примечание

I

Организационный момент.

Приветствую учащихся, проверяю готовность рабочего места школьников к учебному занятию.

Внимание учащихся активизируется, они настраиваются на учебное занятие.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют наличие дидактического материала для работы на занятии.

II

Мотивация и целеполагание.

1. Предлагаю записать число и выяснить тему для повторения по кроссворду, дать определение найденному слову.

2. Даю слово для сообщения о результатах проведённого им исследования ученику.

3. Читаю слова Ломоносова, прошу вспомнить глагольные и именные признаки причастия и определить проблемы, связанные с использованием этой части речи, определить каждому свои учебные задачи на данном уроке.

Обеспечивается установка на предстоящую деятельность; в содержание изучаемого материала включается субъектный опыт учащихся, их активность повышается, развивается умение определять цели учебной деятельности.

1. Записывают число, слово "Повторение", решая кроссворд (и выделяя суффиксы), выясняют тему, дают определение причастия.

2. Один ученик выразительно читает эпиграф предстоящего сообщения. Другой выступает с сообщением о результатах исследования "Частотность причастий в книжной речи на основе анализа учебников 7 класса".

Остальные слушают, затем рецензируют выступления.

3. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цели урока.

1. См. приложение № 1.


2. См. приложение № 2.

III

Проверка понимания изученного.

1. Формирую группы учащихся.

2. Оказываю поддержку группам в случае затруднений.

3. Предлагаю членам группы выступить, проверяю знания, задаю дополнительные вопросы.

4. Предлагаю оценить уровень вклада каждого учащегося в результаты работы группы, оценки вношу в карту урока.

Помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействует развитию у детей умения общаться, выступать перед классом.

Воспитывает ответственность; развивает умение делать оценку учебной деятельности.

1. В процессе обсуждения в группах повторяют виды причастий и их грамматические признаки; выполняют предложенные задания; готовятся к ответу группы, распределяя обязанности.

2. Выступают, отвечают на вопросы.

См. приложение № 3.



См. приложение № 5.

IV

Применение орфографических знаний и способов действий.

Предлагаю выполнение системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности и самостоятельности.

Проверяю уровень орфографической грамотности, оценки заношу в карту урока.

Организует деятельность учащихся по применению орфографических навыков в изменённых и новых ситуациях.

Выполняют задания из раздаточного материала:

1) комментированное письмо по цепочке (объясняют правописание гласных в суффиксах причастий);

2) один ученик рассказывает о правописании "не" с причастиями;

3) работа с сигнальными карточками "н/нн" в причастиях;

4) трансформация отглагольных прилагательных в причастия.

V

Применение пунктуационных знаний и способов действий.

1. Прошу дать определение причастному обороту, найти его в тексте.

2. Организую самостоятельную работу по трансформации текста, влияющей на его пунктуацию.

3. Предлагаю исправить ошибки в предложениях из раздаточного материала (работа в парах).

4. Оцениваю уровень речевой и пунктуационной грамотности учащихся в карте урока.

Организует деятельность учащихся по применению пунктуационных навыков в изменённых и новых ситуациях.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

См. приложение № 4.

VI

Рефлексия

Предлагаю каждому оценить работу на уроке и ответить на вопросы:

С каким настроением вы пришли на урок?

С каким уходите?

Достигли ли вы цели, поставленной перед собой в начале урока (если да, то кто или что вам в этом помогло; если нет, то почему; что нужно сделать для того, чтобы их достичь)?

Что бы вы пожелали друг другу?

Резюмирую результаты опроса.

Содействует развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы.

VII

Домашнее задание

Объявляю оценки за работу на уроке с учётом отметок в карте урока и результатов рефлексии учащихся.

Формулирую домашнее задание с учётом результатов рефлексии учащихся по выбору.

Даёт право выбора деятельности, индивидуализирует процесс обучения, развивает сознательное отношение к учебной деятельности, её направлению и результатам.

Выставляют оценки в дневники, выбирают индивидуальный вариант домашнего задания, записывают его.


Приложения


1. Кроссворд "Спрятанное слово"


1











2









3










4











5









6










7










8










9









По горизонтали нужно вписать слова, которые соответствуют определениям, обозначая их суффиксы:

1. Который закипает (закипающий), 2. Которых избрали (избранные), 3. Который можно различить (различимый), 4. Которую заметили (замеченная), 5. Который отдал (отдавший), 6. Которая запаслась (запасшаяся), 7. Которых испытывают (испытуемые), 8. Которую разлили (разлитая), 9. Которые зацвели (зацветшие).


2. Высказывание о причастиях

1) …Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искус­ного писателя. Письменный язык оживляется поминут­но выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение ве­ков. Писать единственно языком разговорным - значит, не знать языка. (А.С. Пушкин.)

2) Ломоносов говорил о причастиях: "Они служат сокращениям человеческого слова, заключая имени и глагола силу".


3. Групповая работа


Алгоритм

  1. Прочесть задания и текст;

  2. Обсудить прочитанное, ответить на вопросы;

  3. Распределить обязанности каждого для защиты ответа группы;

  4. Не забыть поблагодарить друг друга и слушателей в конце выступления.


Задания для групп

  1. Прочтите выразительно отрывок.

  2. Найдите в тексте причастия. Докажите, что это причастия.

  3. Какие причастия преобладают, действительные или страдательные? Докажите.

  4. Какие суффиксы используются для образования этих причастий? (В случае затруднения, обратитесь к таблице.)


Текст для первой группы

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

(Д.Кедрин.)


Текст для второй группы

… Взять и вспомнить наугад

Старый лес, куда в орехи

Я ходил с толпой ребят.

Лес - ни пулей, ни осколком

Не пораненный ничуть,

Не порубленный без толку,

Без порядку как-нибудь;

Не корчёванный фугасом,

Не поваленный огнём,

Хламом гильз, жестянок, касок

Не заваленный кругом;

Блиндажами не изрытый,

Не окуренный зимой,

Ни своими не обжитый,

Ни чужими под землёй.

(А.Твардовский.)





4. Пунктуация в связи с причастным оборотом

1. Трансформировать предложения так, чтобы "исчезли" запятые.

Город, растрёпанный бурей, выглядел косматым и тёмным. Снасти, порванные бурей, хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещённом лампой с зелёным абажуром, были видны следы недавней бури. Водосточная труба, сорванная ветром, с тяжёлым грохотом обрушилась на мостовую.

2. Исправьте ошибку. Ответ обоснуйте.

а) Вылетевший самолёт из Минска приземлился на аэродроме.

б) Издали были видны плывущие брёвна по воде.


5. Рабочая карта урока


№ п/п.

Фамилия, имя

Групповая работа (в/о.)

Индивидуальная работа

Адекватность рефлексии

Итоговая отметка

Орфография

Пунктуация



































© 2010-2022