ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Предметная неделя по русскому языку - традиционное мероприятие в школе. Стремительные изменения в современной педагогике заставляют учителя использовать новые подходы к решению задач современного образования. Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Отказавшись от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, стандарт определяет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Таким образом, требования к результатам обучения в новых стандартах сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Именно эти положения стали ключевыми ориентирами для подготовки и проведения в школе предметной недели по русскому языку.

Задачи предметной недели:

  • Провести мероприятия, содействующие формированию и развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций, а также компетенции личного самосовершенствования.

  • Создать условия для творческой самореализации учащихся в рамках предмета.

  • Через дистанционные формы обучения создать условия для овладения новыми видами учебной деятельности.

  • Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка.

При планировании предметной недели в школе были продуманы такие формы мероприятий, в которых могли бы быть использованы разнообразные виды учебной деятельности. Школьникам были предложены следующие мероприятия:

создание газет на лингвистические темы, подготовка и проведение «уроков сотрудничества» по русскому языку, участие во всероссийской дистанционной предметной неделе по русскому языку ЦДО «Эйдос».

Планируя неделю, организаторы руководствовались следующими принципами: каждый ребенок является активным участником событий предметной недели, он может попробовать себя в разных ролях, применить свои способности в различных видах деятельности: выполнить эвристические задания по русскому языку в рамках учебного форума, создать газету на лингвистическую тему, принять участие в разработке и проведении «урока сотрудничества» по русскому языку.

Детский выбор стал достаточно широким: кто-то выбрал одно мероприятие, кто-то два, были и такие, кто принял участие во всех мероприятиях недели.

Остановимся на наиболее значительных, на наш взгляд, событиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Идея провести так называемые «уроки сотрудничества» появилась в обсуждении со старшеклассниками содержания предстоящей предметной недели по русскому языку. Школьники предложили самые разные формы для проведения уроков в младших классах. Нельзя не отметить, что это были в основном уроки креативного типа: урок-путешествие, урок-игра, урок - соревнование. Одна группа учащихся предложила провести оргдеятельностный урок: урок-рефлексию.

Технология проведения таких уроков включала следующие этапы:

1 этап - подготовка урока


  1. Между учителями начальной школы (в нашем случае 4 кл.) и учителями русского языка происходит согласование учебных программ, корректируется календарно-тематическое планирование.

  2. Педагоги беседуют со школьниками старшей школы о задачах урока: «учителя» должны знать, чему и как они будут учить доверенных им детей, уметь «подвести» младшего школьника к предполагаемому результату урока, научиться и научить пользоваться средствами и способами достижения результата.

  3. Старшие школьники с помощью учителя создают сценарий урока

2 этап - проведение самого урока


  1. Взрослый учитель организует целеполагание старших и младших школьников

  2. Проведение урока старшими школьниками.

  3. Итоговая рефлексия по уроку для старших и младших школьников

Остановимся подробнее на одном из таких уроков, чтобы показать один из возможных вариантов его подготовки и проведения.

Тип урока: оргдеятельностный, урок- рефлексия

Тема: «Орфография и грамматика. Коррекция ошибок, допущенных в контрольной работе».

1-й этап. Подготовка урока с учащимися 10 класса

Цель учителя: создать условия для развития учебно-познавательной (планирование, анализ, понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала) и коммуникативной (владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми) компетенций учащихся.

Цель ученика: развить учебно-познавательные (планирование, анализ, понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала) и коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми) компетенции через подготовку и проведение урока в 4 классе.

Ход занятия


  1. Организационный момент

Учитель. Ученики четвёртого класса и учитель попросили провести для них урок. А чтобы провести его успешно, надо тщательно подготовиться. Вы должны почувствовать себя учителем, ведь у каждого из вас будет ученик 4 класса.


  1. Постановка задачи.

- На прошедшей неделе четвероклассники неважно написали контрольную работу: много ошибок сделали в правописании проверяемой безударной гласной в корне слова, не сумели правильно определить части речи: предмет, признак предмета, действие. Учитель обратилась к нам с просьбой помочь малышам справиться с трудностями. Как вы видите решение этой проблемы через урок рефлексии и коррекции знаний? (Отвечаем на вопросы, выслушиваем предложения, идеи, фиксируем задачи).

Итак, нам нужно выстроить логику урока, продумать систему заданий для отработки материала; создать образцы карточек - материал для проведения урока


  1. Повторение теоретических вопросов, продумывание системы заданий.

- Для начала давайте сами вспомним способы действия для проверки гласной в слабой позиции, подумаем, как можно маленьким детям объяснить, что такое «грамматическое значение слова» и как различать грамматические значения предмета, признака предмета и действия предмета

Старшеклассникам предлагается в группах разработать такие задания, которые можно было бы предложить младшим школьникам, чтобы они смогли научиться правильно писать слова и различать части речи.


  1. Обсуждение результатов групповой работы.

Школьники представляют разработанные задания, в ходе обсуждения выбираем лучшие. Думаем, какое из заданий можно предложить детям сначала, придерживаясь принципа «от простого к сложному», почему?

В результате работы старшеклассники создали карточки с заданиями для работы на уроке:

________________________________________________________________________________

Тема: «Орфография и грамматика. Коррекция ошибок, допущенных в контрольной работе».

Упражнение 1.

Вставь пропущенные буквы (8 баллов).

Объясни способ действия, которым ты пользовался (4 балла)

Сл_варь, зв_риный, п_лезный, гл_дит, в_ршина, в_черний, в_здушный, к_рмила.

Подбери 8 слов с безударной гласной в корне слова, которыми можно описать твой характер (8 баллов).

Упражнение 2.

Выдели окончания в словах (6 баллов).

По окончанию определи грамматическое значение слова. (12 баллов)

Используя грамматическое значение слова, найди предмет, признак предмета, действие предмета (12 баллов)

Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Попробуй придумать свою фразу для этого упражнения.

__________________________________________________________________________________


  1. Разработка критериев для оценивания работы.

- Как будем оценивать работу? По каким критериям?

Старшеклассники предлагают следующие критерии оценивания: умение применять способ действия, грамотность, знание правила, оригинальность, нестандартность (для последних заданий 1 и 2 упражнения).

В ходе обсуждения составляется оценочный лист


  1. Составление карты урока

Школьникам предлагается обсудить вопросы:

- С какой целью вы будете проводить этот урок?

- Как вы его начнёте?

- В какой форме лучше поздороваться?

- Каким тоном разговаривать?

- Как не показать, что волнуешься?

- По каким признакам можно заметить волнение ученика? Как его поддержать?

- Как лучше сообщить тему урока?

- Какие материалы понадобятся для урока?

- Как вы предлагаете его построить?

В итоге появляется примерно такая запись структуры урока:


  1. Приветствие

  2. Сообщение темы, постановка целей, задач.

  3. Работа в паре по разработанным заданиям.

  4. Заполнение оценочного листа, анализ результатов.

7. Подведение итогов.

2 этап - проведение старшеклассниками урока в 4 классе

Ход занятия:


  1. Взрослый учитель даёт старшим и младшим школьникам целевые установки урока и сообщает регламент для каждого вида работ.

  2. Старшие подростки приступают к выполнению своих обязанностей: за каждой партой развёртывается микроурок. Работа проводится парами.

  3. Итоговая рефлексия.

НОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯа нашем уроке ученики 10 класса выступали в роли учителей для учащихся 4 классов.

Что дают такие уроки старшим и младшим ученикам? При подготовке к такому уроку ученики 10-х классов оказались в условиях, когда им приходилось восстанавливать те трудности, с которыми столкнулись четвероклассники при выполнении контрольной работы. Попытка попробовать себя в другой роли, встать на позицию другого ученика, поиск путей преодоления ошибок - все эти действия помогают обеспечить и личностный, и метапредметный, и предметный результаты.

Ещё одним значительным событием предметной недели стало участие в проекте ЦДО «Эйдос» - эвристической дистанционной предметной неделе по русскому языку. Эвристический подход к обучению существенно отличается от традиционного. Обмен и пересылка информации играют в этом случае второстепенную роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. На первый же план выступает личная продуктивная деятельность школьников, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Результат открытых заданий, которые выполняет ученик, может не совпадать с тем, который известен педагогу, но он будет отражать специфику личности и деятельности ребёнка. Дистанционное обучение такого типа приобретает личностный, креативный, телекоммуникационный характер, а цель такого образования - творческое самовыражение удалённого ученика.

Итак, после регистрации в проекте школьники ознакомились с формой проведения мероприятия.

Работа проходила на форуме проекта, нужно было выполнить несколько заданий, для каждого из которых была предложена отдельная «ветка» форума.

Остановимся подробнее на характеристике предложенных для выполнения заданий, приведём примеры их выполнения учащимися.


  1. Задание оргдеятельностного типа «Визитная карточка». Каждому участнику проекта было предложено выставить свою визитную карточку, дать максимально полное представление самого себя по отношению к теме предметной недели по русскому языку.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

  • ФИО, класс, школа, город

  • Почему я (мы) решил(и) принять участие в данном проекте.

  • Какой личный результат меня обрадует? Что я хочу… (получить, сделать, создать, спросить, узнать, вообразить, сочинить, нарисовать и т.д.)

  • Мои вопросы другим участникам конкурса.

Пример выполнения задания

Сбоева Татьяна, 11 В класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор


  • Открывая одну из новых дверей в пространство твоей жизни, ты чувствуешь себя гостем от незнания этой обстановки. НО прожив там , обнаружив и поняв детали- ты Уже Хозяин.. А если ты можешь быть хозяином новой обстановки (опираясь на свои знания и умения, полученные в процессе практической и теоретической деятельности,)то ты сможешь быть хозяином своей жизни, а это немаловажно! Именно поэтому я тянусь к новому, т.к. в жизни любые знания тебе пригодятся. Чем больше познаешь и открываешь, тем твоя жизнь становиться более "Хозяйнее"!!!

  • Хочу всё: получить, сделать, создать, спросить, узнать, вообразить, сочинить, нарисовать! Жду прихода вдохновения с помощью вашего проекта и создания мною новых миров!

  • Вопросов нет. Ни пуха ни пера!!!


  1. Задание смешанного (креативного, когнитивного) типа

« ДИАЛОГ В ПИСЬМАХ «ЧЕГО Я ЖДУ ОТ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Объявляется конкурс писем учеников к учителям и учителей к ученикам на тему «Чего я жду от урока русского языка». Напишите о самом лучшем уроке русского языка: каким вы его представляете? Возможно, такой урок уже был? Тогда расскажите о нем в форме письма!

Пример выполнения задания

Северина Лидия, 10 Б класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Добрый вечер, уважаемый Учитель!
Русский язык--это прежде всего наш родной язык! Я считаю, что он один из самых богатых и распространенных в мире. Изучение его только на уроках, как мне кажется, недостаточно. Но в 21 веке у учеников другие интересы, и мало кто может выделить время на дополнительное его обучение. По моему мнению, в школах должны быть дополнительные занятия, которые преподавались бы, как уроки, но были в игровой форме, так как это ученикам интереснее, и они будут более заинтересованы. Тогда многие смогут таким образом и узнать получше все о родном языке, и, также улучшить успеваемость на уроках.


  1. Задание смешанного (креативного, когнитивного) типа

«СУПЕРУПРАЖНЕНИЕ».

Объявляется конкурс на лучшее упражнение по русскому языку. Придумайте самое оригинальное, интересное, эффективное, современное упражнение для урока русского языка по любой теме вашего учебника. Продумайте содержание, оформление, как нужно выполнять ваше упражнение и т.д. Материал может быть представлен в виде текста, рисунка или фотографии.

Пример выполнения задания

Шенгоф Я., 11 А класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Почему бы нам не превратить язык в музыку, я сейчас не имею в виду накладывать слова на музыку и сочинять песенки...хотя, если очень хочется, то пожалуйста
То, что я хочу предложить, скорее всего будет интересно тем кто посещал или продолжает посещать музыкальную школу, ну и всем тем, кто худо-бедно владеет нотной грамотой.
Предлагаю!
А давайте переведём буквы на язык звуков! Вы конечно можете возразить:"Как же так?! Ведь нот гораздо меньше, чем букв!" На, что я вам отвечу:"Без паники! У нас есть 12 ноток(считая по полутонам) плюс у нас есть 23 интервала, которые мы также можем использовать. В итоге получаем: что у нас не хватает букв, а ещё если учесть "Ъ" и"Ь", у которых нет звуковой функции, то вообще всё замечательно!"
Теперь по поводу перевода, сложность и в то же время интересность этого задания, заключается вот в чём - требуется проделать некое исследование: нужно выявить какой звук с какой буквой наиболее сочетаем.
Ну, а в итоге мы из этих букв собираем слова, из звуков - аккорды. И можем с улыбкой на лице наслаждаться результатом, уже не читая произведение, а слушая его. (Может, даже кода-нибудь кто-то ооочень неленивый запишит нам "Войну и мир", а мы послушаем).
Ах да, забыла сказать про знаки препинания: тут гуру музыки начинают вспоминать паузы, репризы, размеры тактов и т.д.
Дерзайте!


  1. Задание смешанного (креативного, когнитивного) типа

«ПРО ГОРЮЧИЕ СЛЁЗЫ РОСТИСЛАВА ЗАРЯНСКОГО».

Избавиться от орфографических ошибок не так-то просто. Тем более, что диктанты писать - занятие не очень весёлое. Участникам предметной недели предоставляется возможность устранить свои ошибки и придумать диктант из слов на одно какое-либо правило (орфографическое или пунктуационное) в любом жанре (сказка, считалка. детектив и т.д.)
Давайте избавляться от ошибок вместе!

Пример выполнения задания

Кусачёв А., 10В класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Диктант на правило н и нн в словах разных частей речи.


Любовь - это страх потерять человека раз и навсегда, но и умение отпустить его. Всегда любовь скована с человеком, ведь почти не бывает людей, которые никогда бы не испытывали это прекрасное чувство в своей жизни.
Любовь бывает разной: юной, отчаянной, желанной, ветреной, временной или на всю жизнь. Несмотря на все эти различные виды, любовь всегда приносит нам радость и мучения, независимо от того, какой она была долгой или кратковременной. Самые искренние чувства мы испытываем к родным нам людям, которые растили, учили нас, любя всем сердцем и желая нам только самого лучшего! Такая любовь никогда не умрет и будет вечной. Особенно надо отметить любовь к детям, которая всегда бескорыстна и радует наши сердца. Раненные в самое сердце стрелой Купидона, мы неожиданно понимаем, что нет нечего прекраснее новой любви, которая словно дает нам крылья.
Будьте открыты для любви и никогда не забывайте, что чтобы быть любимым, нужно искренне любить, и тогда вы откроете много нового в своей жизни и наполните ее смыслом

Шенгоф Я., 11 А класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Диктант на правописание имён числительных.

В две тысячи тридцатом году пятитысячный президент одной из миллиарда планет, одной из пяти тысяч планетарных систем издал миллион четвёртый указ об отмене цифр, мешающих жить трём миллиардам людей. Но пятьсот пятьдесят одна тысяча была против, среди них были: тридцать две тысячи математиков, тринадцать тысяч физиков и пять тысяч очень жадных, богатых людей. Как ни странно, среди пятисот пятидесяти одной тысячи совсем не было детей. А ведь их более двухсот пятидесяти тысяч! Но, поскольку пятитысячное правительство придерживалось демократии, миллион четвёртый указ был отвергнут в шеститысячный раз. Именно так пятьсот пятьдесят одна тысяча людей две тысячи тридцать лет подряд ломает жизнь двум миллиардам девятистам девяноста девяти миллионам четырёмстам четыреста сорока девяти тысячам.


  1. Задание оргдеятельностного типа

«ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ»

Выберите один из предложенных вариантов и выполните рефлексию деятельности по итогам предметной недели.
Рефлексию вы можете написать не только в виде ответов на вопросы, но и в свободной форме (можно даже выбрать какой-нибудь литературный жанр: эссе, притчу, детектив, сказку и т.п.)
Главное, чтобы в работе было осознание Вами того, что Вы делали во время предметной недели, что и как с Вами происходило.

Пример выполнения задания

Фейсканов Равиль, 10 В класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Предметная неделя по русскому языку для меня была очень увлекательной и занятной. От участия в таком виде рода занятий я получил массу новых впечатлений и всяких мыслей и способов высказываний их. Много людей очень усердно здесь занимались и добились больших результатов, и их можно за это похвалить. Хорошую штуку (предметная неделя по русскому языку) придумали учителя и организаторы, она дает тем или иным людям раскрыться так, как им не удается в повседневной жизни. Рад за всех кто здесь поучаствовал. Молодцы!

Начало формы

Конец формы

Шевченко Анна, 10 В класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Предметная неделя по русскому языку для была для меня очень интересной, познавательной.
Я считаю, что мне удались все задания)
От участия в предметной недели я прежде всего получила неописуемый опыт, как в работе на форуме, так и в общении с людьми) Мне очень понравилось читать работы всех участников, каждый был по своему индивидуален) Еще предметная неделя мне до конца помогла определиться с выбором профессии) Я поняла, что действительно хочу быть учителем, хоть и не русского языка, но все же)
Мы все можем себя похвалить за упорный труд и за замечательные ответы на задания)
Учителей, организаторов я могу похвалить в общем за то, что они организовали такой проект, дали нам возможность пообщаться не только как учителю и ученику, но и как обычным людям) Выговориться и поделиться эмоциями) В общем, мне все понравилось) Побольше бы таких проектов!) Я очень рада, что не упустила такую возможность поучаствовать ).

ВСЕМ СПАСИБО

Шенгоф Яна, 11 А класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Я считаю, что подобного рода мероприятия держатся на 3х китах: организация, участник с самоотдачей и интересное общение. Первый кит вообще замечателен! Задания были составлены от души, было над чем подумать... Второй кит, на мой взгляд, тоже был довольно-таки неплох("Мания величия - это просто ерунда. Спроси: "Себя ты любишь?", отвечу: "Ну,да!"" (С))... Во всяком случае, Кит остался доволен проделанной работой. Надеюсь, что кого-нибудь, кроме меня, моя работа так же порадовала. А вот третий Кит был вял и грустен: дискуссии, если и были, то заканчивались они четвёртым постом (длиннее я не видела), да общение, на мой взгляд, было не совсем по теме (тут я ожидала большего )
Ну, а в целом, я осталась довольна, т.к., повторяю, пачкать бумагу я люблю... СПАСИБО ЗА ВСЁ!

Силис Екатерина, 10 В класс, МБОУ СОШ №1 у углублённым изучением английского языка, г.Ковдор

Предметная неделя была для меня открытием. Особенно удалось написать сочинение-упражнение, смогла улучшить писательский навык (за это и могу себя похвалить). Мне очень понравились сочинения одноклассников - у них очень оригинальные и яркие работы. Задания были очень интересные и достаточно сложные, было над чем подумать. К сожалению, мне не удалось регулярно и активно участвовать в проекте (буду исправляться).

Начало формы

Конец формы

Стоит отметить, что в структурно-организационная основа мероприятия была ориентрована на ведущие принципы дидактической эвристики, а именно:

1. Принцип личностного целеполагания учащегося: образование каждого ученика происходит на основе и с учётом его личных целей в каждой образовательной области.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

3. Принцип метапредметных основ содержания образования: основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.

4. Принцип образовательного приращения ученика или принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

6. Принцип ситуативности и сопровождающего обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение и эвристический поиск их решения учениками; учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

7. Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. 1

Какой же личностный результат получили участники мероприятия? Выполняя задание, ученик сумел сконструировать новое знание, а не взять его из готового источника. Школьник основывался на своем жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны; он высказал своё мнение, продемонстрировал свою креативность и неповторимость, реально ощутил, что знания, которые даёт школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение. Главный же результат, который мы получили - развитие личностных качеств ученика: когнитивных (любознательность, пытливость, увлечённость, сообразительность, аналитичность), креативных ( вдохновлённость, воображение, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость и др.) ; оргдеятельностных (целеполагание, коммуникативность, смысловое видение, рефлексивность, самоанализ). Произошло личное приращение ребёнка: его знаний, чувств, способностей, опыта.

Литература

  1. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7. - С.15-22.

  2. Скрипкина Ю.В. Эвристистические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.

  3. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. - С. 65

  4. Аверьянов, Л.Я. Почему люди задают вопросы? / Л.Я. Аверьянов. - М. : Социолог, 1993. - 152 с.

8


© 2010-2022