Конспект урока Лексика и фразеология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ


Тема урока:

Повторение по теме «Лексика»


Цель урока:

Обобщение и повторение раздела «Лексика», закрепление навыков правописания.

Ход урока


  1. Обобщение знаний по теме «Лексика»

- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)

- Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология.)

- Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее ткань, а различительное - шелковая или хлопчатобумажная с ворсом. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений.

- Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика, от греческого семантикос - обозначающий.)

- Какие вы знаете словари, дающие толкования слов?

Учащиеся могут называть словари:

  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. - М., 1978 - 1980;

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. 21 изд. - М., 1989;

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2002;

  • Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1981. и другие.

  1. Анализ текста (у каждого ученика - карточка с текстом)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.


Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.


Потянул ветерок, воду морщит - рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися.


Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.

А восток все горит - разгорается.

Птички солнышко ждут, птички песню поют,

И стоит себе лес улыбается.



Вот и солнце встает, из-за пашни блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.


Едет пахарь с косой, едет - песню поет.

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

(И.С. Никитин.)

- О чем рассказывает стихотворение? (Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу, приветствует его: «Здравствуй, солнце да утро веселое!»)

Поэт для выражения восхищения широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические. Мы остановимся на лексических и синтаксических особенностях стихотворения.

- Какие лексические средства вы видите в стихотворении?

Особое место в стихотворении отводится словам с переносным значением (олицетворение): «пар расстилается… по кудрям лозняка», «дремлет чуткий камыш», «свет разливается», «брызнет роса серебристая», «потянул ветерок», «воду морщит-рябит», «восток все горит-разгорается», «лес улыбается», «солнце встает…ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло», «утро веселое». За счет использование олицетворений И.С. Никитин создал яркую картину утра, природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на читателя. Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты: «по зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «роса серебристая», «золотыми потоками», «утро веселое»).

- Подберите к слову «алый» синонимы. (Багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рдяной, рубиновый, коралловый, кумачовый. Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенками: ярко-красный - алый.)

- Так почему именно «алый свет» у поэта? (Никитин описывает раннее утро, солнце еще «не проснулось», утро только зарождается, поэтому темно-красный оттенок не может быть использован. Из ярко-красных оттенков не могли быть применены другие синонимы из-за их сочетаемости: пунцовые щеки (губы), пунцовый румянец, коралловый камень (цвет холодный). А вот алый цвет - это чистый, рождающий свет. Поэтому поэт и выбрал это слово.)

Такую же работу можно провести и с другими словами синонимами: белый, брызнуть, гаснуть, чуткий.

- Какие синтаксические средства представлены в тексте?

В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными, членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно. Например: «меркнут и гаснут звезды»; «стоит, улыбается лес», «встает, блестит солнце…» Также использована инверсия (обратный порядок слов) главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало предложения: «Дремлет чуткий камыш»; «Пронеслись утки с шумом и скрылися»; «Едет пахарь с косой». Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «тропинка росистая», «роса серебристая».

- Обратите внимание на использование автором знаков препинания. Запятые означают паузу, точка в конце предложения указывает на его завершенность и более глубокую паузу, тире - результативность действия: «куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая». Многоточие указывает на незавершенность интонации. Восклицательные знаки передают (выражают) мольбу: «Не боли ты душа! Отдохни от забот!» и радость: «Здравствуй, солнце да утро веселое!». К.Г. Паустовский сказал, что для поэта «знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

- Выпишите из стихотворения слово омоним «звезды», составьте словосочетания с ним. (Небо в звездах; верить в свою звезду (переносное значение); звезда экрана (переносное значение); пятиконечная звезда (фигура); звезды на погонах (в армии); морская звезда (иглокожее животное).

III. Ответы на вопросы

- Составьте конспект по вопросам 1 - 10 раздела «Лексика». Ответы на вопросы можно найти на страницах:

  • 1-ый вопрос - с. 20;

  • 2-й, 3-й - на с. 22;

  • 4-й, 5-й - на с. 24-25;

  • 6-й, 10-й - с. 32;

  • 7-й - на с. 27;

  • 8-й - на с. 29;

  • 9-й - на с. 30.

  1. Выполнение тренировочных упражнений 29, 37, 52, 55

Ответы к упр.55

В обоих стихотворениях поэты размышляют о правде. Общий смысл стихотворений можно выразить строками из произведения В. Политорацкого «Слово о словах»:

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

К публицистическому стилю эти стихотворения отнести нельзя, так как публицистика - это литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Для этого стиля характерны логичность, оценочность, призывность. Поэтому эти стихи относятся к художественному стилю.

Языковые антонимы: добрый - злой, упоительный - безотрадный, ловкий - кривой, сложный - простой, грешный - святой, скромный - нарядный, выдающийся - заурядный, мимолетный затяжной, дикий - ручной, будничный - парадный.

Контекстуальные антонимы:

Сердобольный - беспощадный, осмотрительный - безоглядный.

Добрый человек - отзывчивый мальчик - хороший поступок.


© 2010-2022