- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)
Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишарина М.М. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока №3
Мимика.
Цели урока:
1). Образовательная: познакомить учащихся с невербальными средствами общения, а именно с мимикой, способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у школьников;
2). Развивающая: развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью мимики;
3). Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путём коммуникации.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку по теме «Мимика».
Ход урока
-
Организация класса.
Приветствие, создание рабочей атмосферы.
-
Актуализация материала. Формулирование темы и целей урока.
Музыкальное сопровождение. Звучит сначала грустная, затем весёлая музыка.
Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»
Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуйте, ребята!»
А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?
- Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?
(выражение лица)
- А как называется одним словом, когда мы выражением лица показываем грусть, радость, злобу и т.д.? (учащиеся уже знают об этом из урока «Жесты»)
3. Изучение нового материала.
- Итак, что такое мимика? (движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)
- Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг.
- По каким признакам вы это определили? Для этого отгадаем загадки.
1. За какими воротами
Прячутся язык с зубами?(губы).
2. Два окна на мир открыты,
Друг от друга окна скрыты.
Как же каждое окно
Называется давно?(глаза).
3. Вырастают над глазами,
Называются... (бровями).
- Покажите на своих лицах то, что я скажу (радость, испуг, удивление, грусть).
- Всё это - мимика.
4. Закрепление изученного материала.
Мимические упражнения
Мимические упражнения рассчитаны на бессловесное общение между учащимися. Для школьников это великолепная эмоциональная разгрузка и возможность проявить себя молча, используя невербальные средства. Цель этих упражнений - научить учащихся изображать различные проявления эмоций, зарядить участников положительными эмоциями, развить сообразительность, актерские навыки, а также для улучшения мозгового кровообращения - связь умственной и физической активности.
1. Толстячки-худышки.
Учитель
Учащиеся
Ты будешь толстяком помидором, а ты - худышкой петрушкой, ты - толстушкой капустой, а ты - худышкой луком и т.д. Справа от меня овощи - худышки, слева овощи-толстяки и толстушки.
Встретились толстяки и худышки.
Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые!"
Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые!"
Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые!"
Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно сердитые!"
Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!"
Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо!" Худышки втягивают щеки, толстяки надувают.
Смотрят друг на друга.
Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.
Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.
Округляют губы, как при произнесении звука "о", поднимают брови.
Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.
Морщат нос и произносят шепотом "фу".
Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом "пФ".
2. Телефон
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке нового сотового телефона, удивляетесь современным моделям телефонов, восхищаетесь новым телефоном папы; печалитесь, нечаянно уронив сотовый телефон.
3. Передать гневную интонацию Деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
4. Учительница читает рассказ, а учащиеся имитируют названные в нём движения. «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова открыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх и вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и полетела спать».
Вывод: ещё один способ передачи эмоций - мимика.
Задача следующего упражнения - попытаться описать заданную эмоцию. Цель - уметь определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Удивление
1. брови приподняты; 2. глаза расширены; 3. рот приоткрыт.
Вопрос:
Какое чувство выражает это лицо? (удивление)
Страх
1. брови приподняты; 2. Глаза расширены; 3. рот приоткрыт; 4.мышцы напряжены.
Какое же чувство испытывает человек с таким выражением лица? (страх)
Печаль
1. брови немного опущены; 2.рассеянный взгляд; 3. уголки рта опущены.
Покажите такое лицо (грустное).
Злость
Учащиеся описывают: 1. брови сближены; 2. глаза сужены; 3. рот плотно сомкнут.
Попробуйте изобразить злость на своём лице.
Радость
Учащиеся описывают:
1. брови (головки бровей чуть напряжены, опущены); 2. глаза в норме; 3. уголки рта приподняты.
Какое же чувство выражает это лицо? (радость)
- А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот и что посоветовала ему мудрая мама? (Просмотр отрывка из мультфильма). Хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
5. Итог урока.
- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наш сегодняшний урок вас чему-то научил, я очень рада. А на прощание, мне хочется подарить вам стихотворение С.Я Маршака «Пожелания друзьям».
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Используемая литература
1. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970. С. 108
2. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. - 176 c.
3. Об учебнике «Методика преподавания риторики в школе» / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №6.
4. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка // Начальная школа. - 1981.- №1.