Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока №3
Мимика.

Цели урока:

1). Образовательная: познакомить учащихся с невербальными средствами общения, а именно с мимикой, способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у школьников;

2). Развивающая: развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью мимики;

3). Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путём коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку по теме «Мимика».

Ход урока

  1. Организация класса.

Приветствие, создание рабочей атмосферы.

  1. Актуализация материала. Формулирование темы и целей урока.

Музыкальное сопровождение. Звучит сначала грустная, затем весёлая музыка.

Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»

Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуйте, ребята!»

А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)


- Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?

(выражение лица)

- А как называется одним словом, когда мы выражением лица показываем грусть, радость, злобу и т.д.? (учащиеся уже знают об этом из урока «Жесты»)

3. Изучение нового материала.

- Итак, что такое мимика? (движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)

- Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг.

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)


Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)


- По каким признакам вы это определили? Для этого отгадаем загадки.


1. За какими воротами

Прячутся язык с зубами?(губы).


2. Два окна на мир открыты,
Друг от друга окна скрыты.

Как же каждое окно

Называется давно?(глаза).


3. Вырастают над глазами,

Называются... (бровями).

- Покажите на своих лицах то, что я скажу (радость, испуг, удивление, грусть).

- Всё это - мимика.

4. Закрепление изученного материала.

Мимические упражнения

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Мимические упражнения рассчитаны на бессловесное общение между учащимися. Для школьников это великолепная эмоциональная разгрузка и возможность проявить себя молча, используя невербальные средства. Цель этих упражнений - научить учащихся изображать различные проявления эмоций, зарядить участников положительными эмоциями, развить сообразительность, актерские навыки, а также для улучшения мозгового кровообращения - связь умственной и физической активности.

1. Толстячки-худышки.

Учитель

Учащиеся

Ты будешь толстяком помидором, а ты - худышкой петрушкой, ты - толстушкой капустой, а ты - худышкой луком и т.д. Справа от меня овощи - худышки, слева овощи-толстяки и толстушки.
Встретились толстяки и худышки.
Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые!"
Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые!"
Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые!"
Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно сердитые!"
Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!"
Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо!" Худышки втягивают щеки, толстяки надувают.

Смотрят друг на друга.
Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.
Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.
Округляют губы, как при произнесении звука "о", поднимают брови.
Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.

Морщат нос и произносят шепотом "фу".

Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом "пФ".

2. Телефон

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке нового сотового телефона, удивляетесь современным моделям телефонов, восхищаетесь новым телефоном папы; печалитесь, нечаянно уронив сотовый телефон.

3. Передать гневную интонацию Деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

- Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

4. Учительница читает рассказ, а учащиеся имитируют названные в нём движения. «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова открыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх и вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и полетела спать».

Вывод: ещё один способ передачи эмоций - мимика.

Задача следующего упражнения - попытаться описать заданную эмоцию. Цель - уметь определять и различать человеческие эмоции и чувства.

УКонспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)дивление

1. брови приподняты; 2. глаза расширены; 3. рот приоткрыт.

Вопрос:

Какое чувство выражает это лицо? (удивление)





Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Страх

1. брови приподняты; 2. Глаза расширены; 3. рот приоткрыт; 4.мышцы напряжены.

Какое же чувство испытывает человек с таким выражением лица? (страх)


Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)

Печаль

1. брови немного опущены; 2.рассеянный взгляд; 3. уголки рта опущены.

Покажите такое лицо (грустное).

ЗКонспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)лость

Учащиеся описывают: 1. брови сближены; 2. глаза сужены; 3. рот плотно сомкнут.

Попробуйте изобразить злость на своём лице.


Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи) Радость

Учащиеся описывают:

1. брови (головки бровей чуть напряжены, опущены); 2. глаза в норме; 3. уголки рта приподняты.

Какое же чувство выражает это лицо? (радость)

- А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот и что посоветовала ему мудрая мама? (Просмотр отрывка из мультфильма). Хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Конспект урока на тему Мимика (обучение выразительным средствам устной речи)



5. Итог урока.

- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наш сегодняшний урок вас чему-то научил, я очень рада. А на прощание, мне хочется подарить вам стихотворение С.Я Маршака «Пожелания друзьям».

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Используемая литература

1. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970. С. 108

2. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. - 176 c.

3. Об учебнике «Методика преподавания риторики в школе» / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №6.

4. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка // Начальная школа. - 1981.- №1.


© 2010-2022