Рабочая программа факультатива Язык в речевом общении, русский язык (8 класс)

Рабочая программа факультатива по русскому языку, 8 класс нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.В основе факультативного курса «Язык в речевом общении» лежит учебно-методическое пособие, содержащее авторскую программу С.И. Львовой «Речевой этикет». – М.: Вентана-Граф, 2008. – 80 с. (Библиотека учителя).Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая учебная программа факультатива по русскому языку


«ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ»


8 класс






Составлена на основе программы

Министерства образования Российской Федерации

(автор программы С.И. Львова

Издательство М.: Мнемозина, 2008)

Рабочую программу составила:

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

Соколова Анна Геннадьевна









Пояснительная записка

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Насущной является необходимость широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет нуждается в активном изучении, описании, сохранении.

В основе факультативного курса «Язык в речевом общении» лежит учебно-методическое пособие, содержащее авторскую программу С.И. Львовой «Речевой этикет». - М.: Вентана-Граф, 2008. - 80 с. (Библиотека учителя).

Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативного совершенствова­ния речевого высказывания.

От смысла - к поискам наиболее подходящих средств его вы­ражения в устной и письменной речи - такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделя­ется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершен­ствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требу­ет от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения, поэтому программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.

Цель курса - совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

Задачи курса:

  1. развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово;

  2. развитие умения грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной форме собственные мысли, учитывая условия общения;

  3. научить элементам языкового анализа устной речи;

  4. развитие навыков использования правил русского речевого этикета.

Формы организации работы учащихся носят деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Курс 8 класса строится на знакомстве с основными правилами русского речевого этикета (35 часов).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Язык как средство общения (2ч)

Язык, его основные единицы.

Гипотезы происхождения языка. Вопрос об искусственных языках.

Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.). Способы общения животных.

Речевое общение (5 ч)

Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная).

Ситуация речевого общения и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участников общения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах речевого поведения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.

Речевой этикет (3 ч)

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул обраще­ния, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.

Жесты и мимика; использование их в общении.

Роль орфоэпии и интонации в устном общении (25 ч)

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи - типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию устного высказывания.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

Роль орфоэпии в устном общении.

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.

Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке.

Отклонения от произносительных норм и их причины. Допус­тимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения в произно­шении и ударении.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в ре­чевом общении.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование факультативных занятий в 8 классе составлено на основе следующих документов:


  1. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  3. Авторской программы С.И. Львовой. С.И. Львовой. Программа факультатива «Речевой этикет» // С.И. Львова. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. -М.: Вентана-Граф, 2008. (Библиотека учителя);

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год.

Количество часов по программе - 35

Тема

Дата по планиро-ванию

Дата факти-ческая


Язык как средство общения (2ч)

  1. Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка.

Вопрос об искусственных языках.

  1. Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.). Способы общения животных.

Речевое общение (5 ч)

  1. Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная).

  2. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

  3. Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

  4. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

  5. Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.

Речевой этикет (3 ч)

  1. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

  2. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения

  3. Жесты и мимика; использование их в общении.

Роль орфоэпии и интонации в устном общении (25 ч)

  1. Особенности устной речи: использование средств звучащей, жестов и мимики.

  2. Ориентация на собеседника, слушателя

  3. Повторы, прерывистость речи - типичные свойства устного высказывания.

  4. Диалог и монолог как разновидности устной речи.

  5. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.

  6. Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.

  7. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

  8. Роль орфоэпии в устном общении.

  9. Основные нормы современного литературного произношения

  10. Нормативное произношение безударных гласных звуков

  11. Нормативное произношение согласных звуков

  12. Нормативное произношение сочетаний согласных.

  13. Произношение некоторых грамматических форм.

  14. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.

  15. Ударение; его смыслоразличительная роль.

  16. Нормы словесного ударения в современном русском языке.

  17. Отклонения от произносительных норм и их причины.

  18. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке.

  19. Исторические изменения в произношении и ударении.

  20. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

  21. Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).

  22. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

  23. Этикетная функция интонации в речевом общении.

  24. Практикум-диспут. Чистота русской речи

  25. Практикум-диспут. Чистота русской речи


ИТОГО 35 ЧАСОВ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце изучения курса восьмиклассники должны овладеть следующими видами учебной деятельности:


  1. осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово;

  2. грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной форме собственные мысли, учитывая условия общения;

  3. анализировать и оценивать речевое поведение одноклассников в соответствии с основными правилами русского речевого этикета;

  4. овладеть способами действия для разрешения конфликтов при помощи языковых средств и речевого этикета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.

  3. Авторская программа С.И. Львовой. С.И. Львовой. Программа факультатива «Речевой этикет» // С.И. Львова. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. -М.: Вентана-Граф, 2008. (Библиотека учителя).

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.

  5. Лексикографические источники: толковые, этимологические, исторические, словари образных слов, выражений и др.

  6. Тексты для анализа.

11


© 2010-2022