Статья Как рождается гостиная

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как рождается гостиная…

Литературная гостиная. Что это? Урок? Внеклассное мероприятие? Наверное, и не то и не другое. Это и естественное продолжение урока, и общение разных поколений, и синтез поэзии, музыки, танца, и многое другое, что можно, пожалуй, более точно назвать состоянием души, нравственным очищением. Это как раз есть то самое, ради чего и проводятся наши гостиные. Технология проведения гостиных такова: сначала рождается идея, не совсем четкая, потом постепенно конкретизируется, и тогда формулируется тема гостиной; т. е. то, о чем пойдет разговор. От замысла до реализации проходит довольно длительный период. Будущий ведущий, он же режиссер-постановщик, вдохновляет, «заряжает» своей идеей учащихся и учителей, сценарий «рождается» в результате совместной деятельности; каждый подбирает себе стихотворение или песню, советуются с ведущим о соответствии данного произведения теме. Особенностью гостиной являются и танцевальные номера, которые не украшение композиции, а ее составная, неотъемлемая часть. Традиционно гостиная открывается классической «живой» музыкой в исполнении учащихся или учителей. Стихи, слова ведущих звучат на фоне различных музыкальных произведений.

Гостиная может быть тогда, когда есть гости. А гости в наших гостиных бывают всегда: это могут быть известные всей республики люди, а могут быть интересные, духовно богатые люди, которые живут рядом. Гости тоже становятся участниками. И порой мы даже не знаем, что ими будет исполнено, прочитано, рассказано. Вообще, хотя времени на подготовку гостиных уходит много, репетиций проводится мало. Каждый репетирует «внутри себя», но, тем не менее, гостиная получится лишь тогда, когда она продумана буквально до мелочей: кто читает сидя, кто стоя, как передается микрофон, сколько вообще нужно микрофонов, как удобнее сесть. Оформление гостиной скромное, неброское, лишь подчеркивающее, как бы оттеняющее общее содержание. В последнее время мы сопровождаем гостиные презентацией. Вот несколько названий проведенных ранее гостиных: «Юности моей стихи»(гостями были учителя, приехавшие на республиканские авторские курсы в гимназию); «Уголок России - отчий дом»( эта гостиная была приурочена к десятилетию АПГ, гостями стали выпускники разных лет); «Мой город на белом снегу» (о г.Якутске, звучало много стихов А.Михайлова, гостями были его вдова М.Г.Михайлова, профессор кафедры русской литературы ЯГУ; друзья поэта. Творчеству А.Михайлова была посвящена и специальная гостиная. Надо сказать, что строчки стихов этого поэта звучат практически в каждой гостиной, настолько уникальна философия его творчества). В гостиной «Язык цветов понятен сердцу каждого» принимали участие преподаватели из университета. Эта гостиная дорога тем, что стихи о цветах на войне читали современные мальчишки, отнюдь не гуманитарии и не лирики. Но как читали. Они были прекрасны. Отношение к ним со стороны учителей стало совершенно иным. Гостиные тем и хороши, что люди начинают по-другому смотреть друг на друга, открывать в себе и других что-то чистое, светлое.

Конечно, незабываемой стала гостиная «Бельканто в якутских снегах». Она была посвящена творчеству нашего земляка певца Матвея Лобанова. Под сводами актового зала гимназии звучали чудные голоса Анегины Ильиной, Нины Чигиревой, Марии Николаевой, Семена Оконешникова. Это коллеги М.Лобанова, которые в память о нем, «одаривали» амгинцев, участников этой гостиной, своим талантом. Гостиная «Свой след оставить на земле» посвящена первому академику Якутии, уроженцу Амги-Слободы Л.В.Киренскому. Удивительно разносторонне талантливый человек, физик, ядерщик и поэт, влюбленный в жизнь, в свою малую родину-Амгу, в г. Красноярск, ставший его второй родиной. Для ученых из Красноярска, присутствовавших на этой встрече, Л.В.Киренский и дорог так же, как и для сегодняшних амгинцев.

Ознакомившись с названиями гостиных, мы ясно видим, какова цель этих гостиных и в чем их актуальность. Думается, что образно это можно назвать «Духовное созидание человека». Потому что это и патриотическое, и нравственное, и эстетическое, и гражданское воспитание. Дети, которые хоть один раз, участвовали в гостиной, иначе относятся и к урокам литературы. Литература, действительно, превращается в учебник жизни. Гостиных ждут, ждут с нетерпением. Повторить гостиную нельзя. Можно провести по этому сценарию, но это будет уже другая гостиная, потому что, повторюсь, гостиная - это состояние души, это порыв. Как дважды нельзя войти в одну и ту же реку, так нельзя повторить и гостиную. По окончании гостиной чувствуешь необыкновенный подъём и какое-то единение всех присутствующих. Вот как об этом говорят дети и учителя, гости и зрители.

  • Я с удовольствием участвую в гостиных. Я люблю художественное слово, люблю читать стихи со сцены. Участие в гостиных дополняет мои занятия в драмстудии.

Света А., 10 «а»

  • Мне по душе сама атмосфера, которая царит в зале. Исполняя музыкальные фортепианные произведения, я словно переношусь в другой мир, в другую эпоху.

Женя Д., выпуск 2006г.

  • Участвовал в проекте дважды, в десятом классе за компанию с друзьями, а в одиннадцатом уже более сознательно подошел к этому. Тем более, что я танцевал вальс, а ведь это была музыка моего деда А. Черемных, знаменитый «Амгинский вальс». Чувствовал связь поколений нашей семьи.

Сергей Ч., выпуск2006г

  • Литературная гостиная-это общение в кругу людей, где можно послушать отличные стихи, музыку. Гостиная очень успокаивает душу человека. После литературной гостиной выходишь, обогатившись литературным мировоззрением и полностью отдохнувшим от повседневной суеты.

Алеша А., выпуск.2007г.

  • На литературной гостиной мне нравилось слушать, как рассказывают; нравятся стихи и поэзия. Литературная гостиная, «обогащает дух творчества человека и придает ему большое значение в жизни».

Вова Б., выпуск.2007г.

  • Всегда с радостью принимаю участие в гостиных. Я человек творческий, и все происходящее мне по душе! В нашем зале звучали голоса А. Ильиной, Н. Чигиревой, М. Николаевой и других звезд якутской оперной сцены, коллег и друзей Матвея Лобанова. Это очень многое значит для наших детей. Для меня это минуты счастья и вдохновения; все, и учителя и ученики, становятся добрее, испытывают положительные эмоции.

Л.Р. Оконешникова, уч. английского языка

  • В «гостиных» создается прекрасная атмосфера содружества между учащимися и учителями. Создается определенная положительная мотивация к совместной деятельности; создается совершенно ненавязчиво образовательное пространство, где каждый может проявить себя как личность; развиваются коммуникативные способности и взрослых и детей.

А.И. Борисова, замдиректора по НМР


  • Участвуя в гостиной впервые, испытывая некоторое стеснение, что буду читать стихи рядом с учениками, потом это чувство прошло; оказывается, это здорово, когда рядом взрослый и ребенок, это очень положительный воспитательный момент. Очень много нового узнал об А. Михайловне; Л. В. Киренском.

Ю.Е. Шишигин, замдиректора по учебной части.


  • Прекрасно! Великолепно! Замечательно выстроенный сценарий. Мы тоже проводили вечер о м. Лобанове, но у нас он прошел совсем не на той высоте и том творческом подъеме, который мы ощутили здесь, в гимназии.

Заслуженный деятель искусств Л.Л. Габышева

  • Мне очень понравилось. Так здорово все организовали. Хотелось бы, чтобы за презентацию моей книги тоже взялась Амгинская педгимназия.

Д.Ф. Наумов, писатель, бывший глава Амгинского улуса

  • Масса положительных моментов. Мальчишки, читающие стихи о цветах на войне, тронули меня буквально до слез. Все было так лирично и проникновенно.

С.М. Петрова, д п н, профессор кафедры русской зарубежной литературы ФФ ЯГУ.

Мы делимся своим наработанным материалом о творчестве Л.В.Киренского, он просто ценен сам по себе и может стать необходимым учителю любого предмета во внеклассной деятельности. Если подходить к литературным гостиным с точки зрения современных педагогических технологий, то гостиную можно отнести к разряду одной из форм личностно-ориентированной технологии.

Автор проекта и постоянный ведущий Шилова Л.А.

© 2010-2022