- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа курса для 10 класса «Ступени к ЕГЭ – 2017. Русский язык»
Рабочая программа курса для 10 класса «Ступени к ЕГЭ – 2017. Русский язык»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семенова Т.А. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена на заседании предметной кафедры протокол № 1 от 29.08.2015 ______________________ (подпись) О.Н. Позмогова /расшифровка подписи/ | Согласована Зам. директора 29.08.2015 ______________________ (подпись) Т.Е. Сахарова /расшифровка подписи/ | Утверждена и введена в действие Приказ № 90 От 29.08.2015 ______________________ (подпись) Г.С. Габитова /расшифровка подписи/ |
Рабочая программа курса для 10 класса
«Ступени к ЕГЭ - 2017. Русский язык»
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Семенова Татьяна Анатольевна
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 28.08.2015
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
В основу программы курса русского языка «Ступени к ЕГЭ - 2017» в 10 классе положен документ «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года», который был составлен разработчиками экзаменационных тестов: И.П. Цыбулько, Е.В. Бузиной, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостевой, С.Л. Ивановым . fipi.ru/sites/default/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_yazyk_2016.pdf .
При реализации программы курса учителем используется блочный принцип повторения материала, изученного десятиклассниками в 5 - 9 классах, предполагающего как обращение к углублённому изучению теории по сложным вопросам русского языка, так и тренинг с последующей подробной работой над ошибками.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, они призваны предупредить ошибки, которые могут допустить будущие выпускники при выполнении сложных заданий ЕГЭ.
Проверочные работы предусмотрены в конце каждой учебной четверти с выставлением в работах учащихся оценки «зачёт-незачёт». По итогам выполнения работ учителем составляется аналитический отчёт с определением оставшихся пробелов в знаниях учащихся, по которым в новой учебной четверти планируется дополнительная работа.
Задачи курса:
- познакомить десятиклассников со структурой КИМа ЕГЭ, развивать технику работы с экзаменационными бланками;
- углублённо изучить проблемные темы, с целью предупреждения ошибок в работах учащихся при выполнении заданий, представленных в КИМах ЕГЭ.
Контингент 10 б класса (социально-экономический профиль обучения) - ученики из трёх разных классов, в которых преподавали разные учителя. Отношение учащихся к учебе в целом положительное. Уровень работоспособности на уроке средний.
Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса «Ступени к ЕГЭ - 2017» ученики должны:
знать/понимать:
-
требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ЕГЭ по русскому языку;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
требования к написанию комментария и аргументации при создании текста сочинения на ЕГЭ;
-
правила работы с экзаменационными бланками ЕГЭ.
уметь:
-
следовать при выполнении всех этапов работ ЕГЭ критериям, представленным в КИМах;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
правильно заполнять экзаменационные бланки.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Раздел 3. Учебно-тематический план.
Содержание
Количество
часов
1. Знакомство с демоверсией ЕГЭ по русскому языку 2016 года и методическими материалами ФИПИ, подготовленными на основе анализа типичных ошибок, допущенными выпускниками на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году.
1
2. Работа с учащимися по разделам, представленным в «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года».
30
3. Зачётные работы по курсу.
4
ИТОГО
35
Календарно-тематическое планирование занятий по курсу.
35 часов (1 час в неделю)
№
Тема
Планируемые результаты
Дата проведения
План
Факт
1.
Знакомство со структурой КИМов по русскому языку, с демоверсией ЕГЭ - 2016 года и экзаменационными бланками.
Знать особенности проведения ЕГЭ по русскому языку; понимать структуру экзаменационного КИМа; рассмотреть круг основных вопросов, представленных в демоверсии ЕГЭ-2016; познакомиться с бланками, на которых выполняется экзаменационная работа.
04.09
2 - 3.
Изобразительно-выразительные средства языка. Теория, тренинг.
Знать изобразительно-выразительные средства языка и уметь находить их в предложенном для анализа тексте. Обратить особое внимание на определение синтаксического параллелизма, иронии, метафоры, цитирования, диалога, олицетворения.
11.09
18.09
4 - 5.
Соблюдение лексических норм. Лексическое значение слова. Фразеологические сочетания. Паронимы. Словарик паронимов.
Знать лексические нормы русского языка. Уметь определять лексическое значение слова. Расширять словарный запас учащихся за счёт введения в него слов-паронимов и фразеологических сочетаний.
25.09
02.10
6.
Орфоэпические нормы. Написание твёрдых и мягких согласных. Теория «Словника».
Знать орфоэпические нормы русского языка, познакомиться с материалами «Словника» для последующего его изучения. Закрепить правила, связанные с нормами написания твёрдых и мягких согласных.
09.10
7.
Соблюдение орфографических норм. Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корнях слов.
Нормы формообразования существительных. Родительный падеж множественного числа имён существительных.
Знать орфографические правила, объясняющие нормы правописания безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь отличать чередующиеся гласные от гласных проверяемых/непроверяемых ударением в корнях слов. Обратить внимание на слова с чередованием корней - гор-/-гар-.
16.10
8.
Соблюдение орфографических норм. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах действительных и страдательных причастий. Нормы формообразования глаголов, деепричастий. Образование форм повелительного наклонения глаголов.
Знать орфографические правила по написанию гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах действительных и страдательных причастий. Уметь осознанно подходить к выбору буквы-орфограммы при выполнении тестовых заданий ЕГЭ на данные темы. Знать нормы формообразования глаголов и деепричастий, образования форм повелительного наклонения глаголов.
23.10
9.
Зачётная работа по темам, изученным в 1 четверти.
Проверка ЗУН по темам, изученным в 1 четверти.
30.10
10 - 12.
Соблюдение орфографических норм. Н и НН в разных частях речи. Определение части речи, морфемного состава слова при выборе написания в тестах -Н- и -НН-. Нормы формообразования имён
прилагательных. Формы сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.
Знать орфографические нормы русского языка, связанные с написанием Н и НН в разных частях речи. Уметь определять части речи, морфемный состав слова при выборе написания в тестах -Н- и -НН-.
Знать нормы формообразования имён прилагательных и нормы образования форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.
13.11
20.11
27.11
13-15.
Соблюдение грамматических норм. Виды грамматических ошибок. Грамматические нормы.
Знать виды грамматических ошибок и грамматические нормы русского языка. Учиться соотносить вид грамматической ошибки с предложенными для анализа примерами во время работы с экзаменационными тестами.
04.12
11.12
18.12
16.
Зачётное тестирование по темам, изученным во 2 четверти.
Проверка ЗУН по темам, изученным во 2 четверти.
25.12
17 - 18.
Слитное и раздельное написание служебных слов - омофонов: тоже/то же, потому/по тому, чтобы/что бы и т.п.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Сказуемое. Виды сказуемых.
«Слитное и раздельное написание служебных слов - омофонов: тоже/то же, потому/по тому, чтобы/что бы и т.п». Уметь применять полученные знания при выполнении тестов ЕГЭ. Знать материал тем «Грамматическая основа предложения», «Подлежащее», «Сказуемое. Виды сказуемых». Уметь верно выделять грамматические основы в предложениях. Особое внимание обратить на точность выделения составного глагольного и составного именного сказуемого в предложениях.
15.01
22.01
19 - 22.
Нормы формообразования числительных и местоимений.
Комментарий к проблеме. Два примера по комментарию к проблеме. Требования к комментарию на ЕГЭ.
Знать нормы формообразования числительных и местоимений.
Понимать критерии оценивания комментария при написании сочинения в форме ЕГЭ (задание 25). Знать, что такое текстуальный и концептуальный комментарий. Уметь подбирать два примера для комментария по проблеме, поднятой в тексте. Рассмотреть типичные ошибки, допущенные выпускниками прошлых лет на ЕГЭ в комментариях.
29.01
05.02
12.02
19.02
23 - 25.
Аргументация.
Знать, что такое аргументация по указанной проблеме. Знать структурную схему аргументации. Понимать критерии оценивания аргументации при написании сочинения в форме ЕГЭ (задание 25). Рассмотреть типичные ошибки при написании выпускниками прошлых лет аргументации в сочинениях.
26.02
04.03
11.03
26.
Зачётная работа по темам, изученным в 3 четверти.
Проверка ЗУН по темам, изученным в 3 четверти.
18.03
27.
Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.
Знаки при однородных членах предложения. Отсутствие запятой при двойном союзе И, соединяющем разные группы однородных членов.
Знать и понимать орфографические нормы русского языка, связанные с написанием НЕ и НИ в разных частях речи; материал темы «Знаки при однородных членах предложения». Особое внимание обратить на отсутствие запятой при двойном союзе И, соединяющем разные группы однородных членов.
01.04
28 - 29.
Союзы и союзные слова. Подлежащее, функции которого в придаточной части СПП выполняют союзные слова (что, который и др.).
Знать разряды союзов и союзных слов их по значению. Уметь различать союзы и союзные слова. Уметь определять в предложениях подлежащее, функции которого в придаточной части СПП выполняют союзные слова (что, который и др.).
08.04
22.04
30 - 31.
Вводные слова и слова, не являющиеся вводными (словно, как бы, именно и др.). Вводные слова, обозначающие порядок мыслей и их связь.
Знать группы вводных слов и вводные слова, входящие в эти группы. Уметь различать вводные слова и слова, не являющиеся вводными (словно, как бы, именно и др.). Знать вводные слова, обозначающие порядок мыслей и их связь, и уметь их использовать при написании текста сочинения.
29.04
06.05
32-33.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Синтаксический анализ предложения. Разнообразие синтаксических конструкций. Анализ сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной.
Знать и понимать орфографические нормы русского языка, связанные со слитным, раздельным и дефисным написанием слов. Уметь выполнять синтаксический анализ предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. Учиться использовать в своих работах предложения с разнообразными синтаксическими конструкциями.
13.05
20.05
34.
Зачётная работа по темам, изученным в 4 четверти.
Проверка ЗУН по темам, изученным в 4 четверти.
27.05
35.
Анализ ошибок, допущенных по изучению курса
Уметь анализировать свои ошибки.
29.05
Список литературы:
1. «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года». Авторы-составители: И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов.
2. Демоверсия ЕГЭ - 2016 по русскому языку.
3. И.П. Цыбулько. Типовые экзаменационные варианты «ЕГЭ - 2016. Русский язык» - М.: ФИПИ, 2016.
4. Русский язык. Справочник и тренинг для подготовки к ЕГЭ/Ред.-сост. А.Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. Максимович Т.И., Межина Т.В., Кузнецов А.Ю., Пугачёв И.А. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сочинение: Теория и практика. - М.: МЦНМО, 2015.
6.Материалы сайта ФИПИ fipi.ru/ege-i-gve-11
7.КИМы 2015 и 2016 года по русскому языку (авторы И.П., Егораева Т.Г., Сенина Н.А.)
8.Русский язык, 10-11 класс, Учебник, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2011.
9.Русский язык, 10-11 класс, Розенталь Д.Э., 2011.