Компетентностно-ориентированный подход в организации исследовательской деятельности учащихся

Уроки литературы - это теперь не только уроки человековедения, где цель-познание мира души человеческой как вечной тайны. Цель современного урока литературы - это формирование новой личности в условиях ее успешности, личности, способной быть благополучной и строить благополучие общества, где человек живет.   Как изменившиеся цели образования изменяют содержание образования, так и изменившиеся цели урока меняют его по содержанию и форме. Уже далеко не новый разговор о компетентностно-ориентирован...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностно-ориентированный подход в организации исследовательской деятельности учащихся

Уроки литературы - это теперь не только уроки человековедения, где цель-познание мира души человеческой как вечной тайны. Цель современного урока литературы - это формирование новой личности в условиях ее успешности, личности, способной быть благополучной и строить благополучие общества, где человек живет.

Как изменившиеся цели образования изменяют содержание образования, так и изменившиеся цели урока меняют его по содержанию и форме. Уже далеко не новый разговор о компетентностно-ориентированном подходе к образованию заставил нас, учителей, по-новому относиться и к подготовке учеников к уроку, к олимпиадам, научным конференциям, к ЕГЭ.

Теперь, когда в каждой школе важную роль играет метод проектов как база наших педагогических технологий, мы позволяем себе не только приучать детей к самостоятельности, к личностному осмыслению содержания уроков литературы (где формируются ключевые компетентности учеников), но и находить хотя бы маленькую возможность научно исследовать явления языка или литературы.

Эти открытия невозможно не делать в условиях современных программ и альтернативных учебников. Новые учебники, как по русскому языку, так и по литературе направлены на работу с текстом и умение строить свой текст. А это значит, что школьники должны уметь решать проблемы. Что же вызывает трудности: умение видеть проблему в названной теме урока, умение формулировать проблему или работать с информацией? Однозначного ответа невозможно дать, потому что каждый ученик - это особый читатель. У каждого свои трудности. Трудность в умении видеть и понимать проблему, как правило, испытывают те ученики, кто воспринимает, читая текст только фабулу, следит только за остротой сюжета. Таким трудно найти проблему даже в системе событий. Значит этих школьников надо вести по цепочке вопросов: что, кто, где, когда, как, почему- с какой целью. Тогда ребята сформулируют и тему и проблему. Школьники, которые, наблюдая сюжет, видят художественные особенности произведения, легко видят и проблему (нравственную, философскую, этическую ит.д.) и ставят ее в центре изучения какой-либо названной темы. Например, заканчивая изучение романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, учащиеся получили задание - найти и поставить одну из проблем стилистического анализа любого эпизода в тексте названного романа. Бальжитов Цыден (11 кл.) увидел проблему в частом использовании писателем многоточия и инверсии. Дабаева Юля (11 кл.) увидела в структуре художественного текста соединение нескольких стилей речи (художественного, публицистического, разговорного), что, по мнению ученицы, влияет на синтаксис и интонацию произведения. Есть ученики, кому приходится помогать в определении проблемы, направляя их на осмысление темы, идеи произведения.

На уроке литературы надо всегда стремиться к критическому чтению. Для этого даются всякие алгоритмы анализа, схемы, опоры, иногда просто проблемные вопросы. Ученица 11 класса Могордоева Настя, работая над рефератом «Поиски гармонии и счастья в романе «Алхимик» Пауло Коэльо и «Маленький принц» Антуана Сент Экзюпери», смогла сделать свои маленькие «открытия» после прочтения этих рассказов. Работа заняла 1 место на научно-практической конференции «Сибирская весна».

Уроки русского языка в 10-11 классах по программе А. Власенкова и Л. Рыбченковой позволяют хорошо подготовить учащихся именно к научному исследованию, ибо система уроков по стилистике, отработка навыков лингвистического анализа, стилистического анализа художественных текстов позволяют учащимся заниматься научно-исследовательской работой. Можно полагать, что именно учащиеся старших классов с хорошей базой теоретических знаний, навыками проектной работы могут успешно вести исследовательскую деятельность.

Мы не «изобретаем велосипед». Алгоритм исследования, предложенный для проектной деятельности, помогает реализовать исследовательские способности учащихся в работе над научным рефератом к творческим, научным конференциям. Ход исследований таков: выбор темы, планирование деятельности, определение проблемы, источника информации, объекта, предмета, постановка целей, построение гипотезы, доказательство актуальности проблемы,.

Имея порой лишь план анализа художественного текста, учащиеся могут в практической части своих исследований открыть что-то. Мы разработали программу исследовательских навыков, начиная с 8 класса. На первом этапе учащимся предлагается ряд проблемных вопросов в рамках программы. Например, «Образ метели в произведениях Пушкина», «Есть ли Хлестаковы среди нас?». В конце учебного года учащиеся подводят итоги о проделанной работе по выбранной теме. Форма сообщения (сочинение, рассказ, подбор критической литературы и т.п.) выбирается учащимися. Это позволяет подготовиться к более серьёзной работе в старших классах.

В 9 классе темы для исследования сопрягаются с программой года. В своих исследованиях дети не ограничиваются одним произведением, тема, которую они выбирают, является сквозной. Например, «Тема Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя».

С 10 класса работа по выбранной теме усложняется. Учащимся предлагается весьма широкий выбор тем. С такими рефератами, как «Творчество Довлатова в контексте традиций 19 века» и «Талисман как предметно-символическая деталь по роману «Отцы и дети»», ученицы 10 класса Прыткова Оксана и Харанутова Лидия выступали на городской конференции.

Одиннадцатиклассники начинают уже в сентябре работать над рефератом к экзамену. Самостоятельность в работе (мы лишь даём направление, консультацию, показываем некоторые образцы анализа известных литературоведов) всегда выводит учащихся на исследование через постижение информации. Иногда работа приобретает и творческий характер: ученики пишут свои стихи, рассказы, создают иллюстрации.

Направляя работу школьников со справочниками, с критической литературой, с электронными носителями информации, мы развиваем у ребят информационную компетентность.

Обучая письменной и устной речи, умению представить свою работу, мы направляем коммуникативную компетентность.

В процессе работы над проблемой своего исследования наши школьники обучаются с работниками библиотек, с учителями, товарищами. Это все создает условия для социальной адаптации, для развития социальной компетентности ребят.

Что же можно посоветовать для того, чтобы вызвать интерес у учащихся к исследовательской деятельности?

Прежде всего, надо развивать креативное мышление у школьников. Надо учить ребят быть самостоятельными во всем, не повторять чужие мысли, не присваивать чужие находки и открытия. Для этого нужно учить детей видеть то, чего не видно в словах и строчках произведения. Учить строить ассоциации и интерпретировать прочитанное с позиции своего времени и опыта, вызывать желание творить свое: стихи, рисунки, музыку, рассказы....


© 2010-2022