Статья о воспитательном потенциале уроков русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла

Каляева О.Н., преподаватель русского языка и литературы

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис , который был обусловлен отрывом от национальных основ. В период смены ценностных ориентиров в 90-е годы нарушилось духовное единство общества, произошло разрушение ценностей старшего поколения и искажение традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, поспешное механическое неадаптированное копирование западных форм жизни.

Мы привыкли идеализировать советский строй и советскую школу. 29 октября Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Как отмечается в указе, целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Согласно уставу учреждаемого движения его высшим органом управления является съезд, который созывается по решению координационного совета. Руководство координационным советом осуществляет ее председатель и два сопредседателя, избираемые съездом сроком на три года.

Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей. Источник изменений - в противоречиях между:

· общественной потребностью в социально-активной, целостной личности, в полной мере осуществляющей самореализацию, и неумением человека в реальности актуализировать свое личностное начало;

· признанием педагогической теорией приоритета субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью содержания и методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;

· пониманием важности формирования у детей высокой нравственной культуры, патриотизма и падением нравственности населения, растерянностью в условиях расслоения современного общества.

Главными ценностями для многих в обществе стали прагматизм, умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.

Русский язык и литература - предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Главным средством воспитания на уроке является художественный текст.

Тематический подбор текстов к урокам русского языка - процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные группы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное - вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.

Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее…

Ни для кого не секрет, что за последние годы интерес к литературе в обществе и интерес к литературе как школьному предмету катастрофически снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. К величайшему сожалению, как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.

Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Такое представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия, продолжает господствовать и доныне. Очевидно, это оказывает негативное влияние на многих россиян. Люди утрачивают смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.

Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:

1. Инсерт

2. Кластер

3. Синквейн

4. Ключевые слова

5. Ассоциативные ряды

6. Перекрестная дискуссия

7. Письменная рефлексия

8.Пятиминутка пролог - работа над эпиграфом- афоризмом

9.Проецирование моральных идей на собственную жизнь

10.Прием свежей струи.

11. Сочинения-миниатюры

Воспитательный потенциал урока реализуется в диалоге. Урок литературы - урок диалога.

Наиболее удачно это проявляется в форме дискуссии, проблемных диалогов. Остановлюсь на этих приемах на примерах.Мы рассуждаем со студентами о нравственных категориях «грех» и «возмездие» при изучении книги новелл «Царь-рыба» В.Ф.Астафьева, романа «Преступление и наказание» Ф.М,Достоевского, пьесы А.Н.Островского «Гроза». Беседа о проблемах современного общества, о возрастающем равнодушии, о разрыве между душевными потребностями человека и «футлярами» современного общества при изучении «маленькой трилогии» А.П.Чехова. Очень активны студенты в диалоге по проблеме пьесы М.Горького «На дне» «Что лучше: истина или сострадание ?». Большой воспитательный потенциал имеют уроки по творчеству В.Кондратьева «Сашка»: будущие защитники государства дискутируют , анализируя мотивы поступков и поведения главного героя, которого автор ставит в ситуацию выбора между долгом советского солдата и человеческим состраданием. Воспитание патриотизма, гражданственности происходит при изучении литературы периода Великой Отечественной войны, творчества Н.А. Некрасова, А.С .Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции . Преподавателю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин. Лакмусовой бумагой нравственности на уроке для меня являются эпизоды из фильмов-экранизаций : эпизод из к/ф «Они сражались за Родину» (когда танк фашиста переезжает окопы с советскими солдатами), эпизод из к/ф «Преступление и наказание» («Сон Раскольникова перед убийством»). Чувство жалости, боли, сострадания в глазах студентов - то, ради чего мы ведем работу со студентами, то, чем можно измерить результат воспитательной работы.

Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.

Уважаемые коллеги ! Вести воспитательную работу все сложнее с каждым годом. На мой взгляд, причина кроется в изменении нормы, нормы, которая закладывается в семье. Все сложнее объяснить элементарные понятия «хорошо» и «плохо».

Не забывайте, коллеги, о том, что мы воспитываем студентом примером своей личности, примером наших взаимоотношений в коллективе, подростки считывают наш уровень нравственности. Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он. Главное назначение учителя - быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Перед нами стоит очень важная и сложная задача - воспитать подростка, у которого будет на протяжении всей жизни стремление работать над собой.



© 2010-2022