- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательский проект
Исследовательский проект
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Еловая О.А. |
Дата | 04.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Всероссийская конференция учащихся |
НАПРАВЛЕНИЕ: ЛИНГВИСТИКА.
ТЕМА: «ПОРТРЕТ СЛОВА «ВОЛК» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ |
Опалева Вероника и Колганова Арина |
МБОУ СОШ №6 им.А.С.Пушкина 5 класс |
Научный руководитель:
Еловая Ольга Александровна учитель русского языка и литературы
г.Калуга, 2014 год
Содержание:
1.введение…………………………………………………………………………………………………………2
2.глава I. Этнографическая страница………………………………………………………………..3
Фразеологическая страница……………………………………………………………………………..7
Литературная страница……………………………………………………………………………………..9
Страница сочетаемости……………………………………………………………………………………14
Этимологическая страница………………………………………………………………………………15
3. Выводы…………………………………………………………………………………………………………16
4.литература……………………………………………………………………………………………………17
5.Приложение…………………………………………………………………………………………………..18
Название проекта : «Проект одного слова».
Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный .
Цель проекта: используя словари, научо-популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова волк в русском языке , фольклоре и литературе.
Задачи проекта:
-
Проанализировать дефиниции слова волк в основных толковых словарях русского языка;
-
Изучить употребление слова волк в русских фразеологизмах , пословицах и поговорках;
-
Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом волк;
-
Рассмотреть особенности сочетаемости слова волк;
-
Описать некоторые особенности употребления слова волк в фольклоре и художественной литературе.
-
Аннотация проекта.
Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры в современной лингвистики такой подход связан с анализом концептов. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа , учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и др. источников. А главное - знакомятся с историей русской культуры.
-
Предполагаемый продукт проекта: мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова волк.
-
Этнографическая страница
Лексикографическая страница
Этимологическая страница
Словообразовательная страница
Фразеологическая страница
Искусствоведческая страница
-
Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка(толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная аппаратура для презентации
Этнографическая страница
Волк в народных верованиях.
В., по толкованию мифологической школы, олицетворяет собой нечистую силу ночного мрака, потемняющих небо туч и земных туманов. По Афанасьеву, это представление стоит в ближайшей связи с представлением о благодатных небесных тучах в виде стад: как земные стада имеют врага в волке, так и небесные стада должны были иметь своих мифических волков. В Кормчей книге говорится, что волкодлаки съедают солнце и луну: это как бы соответствует тому, что тучи закрывают небесные светила перед глазами людей. Зима называется волчьим временем, а у болгар время от Рождества до Крещения - "волчьими праздниками", в продолжение которых женщины не прядут, не ткут и не шьют одежд, потому что того, кто наденет на себя платье, сработанное в эти дни, разорвут волки. По русскому поверью, В. находится в распоряжении св. Георгия Храброго, который рассылает волков во все стороны света и каждого научает, чем ему пропитаться; если кого обречет св. Георгий на съедение волкам, того уже никто спасти не может; в Малороссии волка называют "Юрова собака"; у хорутан существует сходное предание, но там вместо св. Георгия является просто волчий пастух. По Афанасьеву, и здесь волк имеет мифологическое значение, а св. Георгий заступает место бога-громовника. Около дня Рождества древние латыши, при особенных языческих церемониях, жертвовали волкам козу, с целью отвращения вреда от скота; по Эйнгорну, здесь В. отождествляется с лешим.
Волк играет видную роль в народно-медицинских суевериях. Так, в Малороссии волчий зуб вешают детям на шею для облегчения зуборащения, а во Франции для этой же цели надевают еще башмаки из волчьей кожи. В Бельгии, в окрестностях Люттиха, во время желудочных болей кладут на живот кожу с груди волчонка, а экскременты В. считаются лучшим э
ВОЛК
В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ В. был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца (см. Близнечные мифы) волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранскую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало также и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок - вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей Огненный Волк), что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком (осет. Wǽrxǽg родоначальник нартов) или имеющим «голову волка» (ср. прозвище грузинского царя Вахтанга I Горгослани, от перс. gurgsâr, букв. «волкоглавый») или «тело (живот) волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Бхима; имена с тем же значением даются членам рода В. у тлинкитов-кагвантанов).
В качестве бога войны В. выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух В. (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры (древние германцы, в частности готы, во время праздника, о котором сообщают византийские источники). Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка» (хетт. uetna - родственно др.-исл. vitnir «волк», укр. вiщун, «волк-оборотень»). Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а также людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком); формула засвидетельствована по отношению к преступнику-изгою в хеттских законах, древнегерманских юридических текстах, а также у Платона (ср. др.-исл. vargr, «волк-изгой», хетт. hurkilaš, «человек тягостного преступления»).
Связь мифологического символа В. с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой В. - брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным В., сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).
У восточных палеоазиатов (камчадалов, коряков) сохранялся «волчий праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой обрядовое соответствие мифам о В. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка у многих народов Европы (в т. ч. у южных и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону (ср. чеш. vlèi mĕsíc, латыш. vilka mçnesis - названия декабря - букв. «волчий месяц», а также аналогичные названия в других европейских традициях).
Представление о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о В. и соответствующие обряды, а также т. н. комплекс «человека-волка», изученный 3. Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной форме Г. Хессе в романе «Степной волк».
Для всех мифов о В. характерно сближение его с мифологическим псом.
Фразеологическая страница
В русском языке много устойчивых выражений со словами волк. Волк - безусловный символ злобы, серости и силы в народном творчестве. Да, волк опасен, но, зачастую, народная молва его обвиняет в чужих, совсем не волчьих, грехах. «На волка слава, а овец таскает Савва» - нечистые на руку пастухи частенько приписывали волкам собственные преступления. Да и степень опасности от этих зверей сейчас во многом определяется человеком - охотники настолько повывели да постреляли всякую лесную живность, что голодным волкам приходится охотиться в более обжитых местах, где неминуем конфликт с человеком.
В представлении русского народного творчества волк обладает самыми разными качествами характера: он и злой, и жестокий, может быть и мудрым, и глупым. В русских волшебных сказках волк, как и у многих других славянских народов, наделен мудростью, говорит человеческим голосом и помогает герою преодолеть любые препятствия и расстояния, быстрее ветра перенося героя с одной на другую сторону света («Иван-царевич и серый волк»). В сказках о животных волк или глупый и жадный (его легко обманывает хитрая лиса, ловят и бьют охотники), или злой и хитрый, пытающийся обмануть и съесть маленьких козлят(«Волк и семеро козлят»). Присуща русскому фольклору и вечная библейская тема «волки и овцы», как тема борьбы добра и зла, правды и лжи.
Постоянный эпитет, который связан с волком в русском фольклоре, - серый волк. Иногда волка называют просто серым.
Слово волк в русском языке входит в устойчивые сравнения, например, злой как волк или голодный как волк.
Внешний вид волка, его взгляд, голос находят отражение в ряде фразеологизмов: волчий взгляд - говорят о человеке со злым взглядом; волчий аппетит бывает у давно не евшего человека; хоть волком вой - скажут в очень тяжелой ситуации, страдая от безвыходности положения; жизнью по волчьим законам назовут беззаконие и насилие. О лицемере, который под маской доброты скрывает злые намерения, по-русски можно сказать - «Волк в овечьей шкуре».
Постоянный поиск волком пищи дает основание для русской пословицы «Волка ноги кормят» (о человеке, который все время бегает в поисках работы). Невозможность приручить волка отражается пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» -так говорят о человеке, который обнаружил свои настоящие привязанности, несмотря на чье-то желание изменить их. Выражение «И волки сыты, и овцы целы» используется в ситуации достигнутого компромисса.
Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира, многие писатели запечатлели образ этого животного в своих произведениях: Антон Павлович Чехов «Белолобый», Джеймс Кервуд «Казан, благородный волк», Джек Лондон «Белый клык» и «Зов предков», Чингиз Айтматов «Плаха», Евгений Чарушин «Волчишко», Редьярд Киплинг «Маугли», Иван Андреевич Крылов использовал образ волка в своих баснях, Шарль Перро «Красная шапочка» и многие другие.
Про волка ходит много разных небылиц. Корни вековой неприязни к волку таятся в отношении волка к домашним животным. Сельское хозяйство веками было основой существования человека, поэтому настолько ревностно люди относились к факторам могущим поставить их на грань голода. В данный момент сельскому хозяйству волки не угрожают совершенно, но увы, старые грехи мы забыть не в силах. Сегодня на волка смотрят не только как на хищника, но и как на санитара леса, который помогает природе делать естественный отбор, уничтожая больных и слабых животных.
Литературная страница.
Волки - хищники, а это значит, что они убивают больных, слабых и не справляющихся с этой жизнью животных, за это мы их прозвали «санитарами леса». Но долгие годы волк считался вредителем, грозой сельского хозяйства. Поэтому фольклорных жанрах -сказках, былинах, загадках- серый волк был достаточно привычным героем. Волк традиционно воспринимается в фольклоре как вредитель. Всем с детства известны слова колыбельной о сером волчке:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Кроме того, волк является популярнейшим героем многих сказок, где он играет роль простофили, неудачника, попадающего впросак, но обычно зла никому не приносящего. Его дурачат и обижают все кому не лень: лиса (чаще всего), домашние животные, человек.
«Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь», - говорит Лиса.
Волк, по своей глупости, остался без хвоста и с побитыми боками. («Лиса и Волк»)
В сказке «Волк и семеро козлят», Волк изображён хитрым и злым, но мама-коза оказалась хитрее. Чтобы вызволить козлят из брюха волка, позвала его на прогулку и предложила перепрыгнуть через яму с костром.
«Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.»
В волшебных русских сказках Серый Волк часто предстает чудесным помощником. Он говорит человеческим языком и помогает герою добиться цели. В одной из сказок Серый Волк легко переносит Ивана Царевича из одной части света в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотого коня и завоевать любовь Царь-девицы.
В баснях И. А. Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия. Например в басне «Волк и ягнёнок», бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не следует, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни:
«Сказал - и в темный лес Ягненка поволок»
У С.Я. Маршака есть стихотворение «Волк и Лиса», в котором Волк опять попадает впросак.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Из рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Волки», мы узнаем волка совсем с другой стороны: Когда вечерело, путники подошли к лесной сторожке. Лесник рассказал, «что есть такой волк, совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Как - то раз видел, как молодой волк принес сусликов, сам не ест, положил возле старика добычу. Пока волк все не съел, молодой волк, отрывая куски мяса, накормил старого. Вот какими добрыми и заботливыми могут быть волки.»
А вот как описывает жизнь волков в очерке «Логово» В. М. Песков: «Волки - родители строгие, но любящие. Нарушителям правил жизни они могут устроить выволочку, но и бдительно их берегут. Знаменитый волчатник минувшего века Н. А. Зворыкин пишет: во время лесного пожара весной 1935 года лесники Ильменского заповедника видели, как волчица одного за другим выносила из пожара волчат. Но интересно при этом отметить: увидев, что малышей из логова похищают, волчица не бросится их защитить - будет со стороны наблюдать за трагедией и даже не подаст голоса - очень человека боится. Семейная жизнь волков, если кто - нибудь из супругов не угодил в капкан и не попался в мушку, длится больше десяти лет. Семейная пара, однажды созданная, сохраняется».
Как видим и убеждаемся, что волки не такие уж глупые, жадные, хищные, какими обычно описываются в народных сказках.
Далеко не полный обзор показывает, что в русской литературе волк изображен с разных сторон: это и преданный друг и помощник, это злая и жестокая сила, а также глупец и простофиля. Это и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.
Страница сочетаемости.
Слова, сочетаемые со словом волк:
1. прилагательные: серый, страшный, злой, хитрый, свирепый, бурый, быстрый, дикий и
т. д.
2. глаголы: бояться, ловить, охотиться, злиться, защищаться, разорять и т.п.
3. существительные: хищник, клык, вой, нюх, шкура, порода, хвост, рычание, стая, одиночка, группа, санитар и др.
Существует много пород волков. Приведем некоторые примеры.
Полярный волк является одним из наиболее редких животных на нашей планете. Местом обитания полярного волка является Арктика. К условиям сурового арктического климата.
Красный волк - редкий вид, включенный в Красную книгу. Внешне это животное имеет своеобразный вид - смешаны черты серого волка, лисы и шакала.
Гривистый волк или гуара, получил свое название из-за украшающей его плечи и шею длинной шерсти, напоминающей конскую гриву.
Лирый волк найден исключительно в Южной Америке.
Эфиопский Волк - волк, очень похожий на лису. Этот вид находится под угрозой исчезновения, за мех, которому нет аналогов.
Макензенский Волк - также известный как Горный Волк, аляскинский или канадский лесной.
Среднерусский лесной волк -именно этот волк достигает максимальных размеров на евразийском континенте.
Степной волк-в целом несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом.
Кавказский волк - зверь средних размеров.
Монгольский волк - монгольский волк отличается самыми мелкими размерами по сравнению со всеми волками, которые обитают в России.
Койот- обитают в Северной Америке, проживая и в пустынях, и в лесах. Они больше шакалов, в состоянии справиться с более крупной добычей, например, овцами, телятами.
Шакал - также преимущественно питается мелкими грызунами. Это очень красивый, изящный, легкий и быстрый в движении зверь.
Как видим, далеко не все проанализированные слова известны обычным носителям языка. Например породы волков используются в основном специалистами - зоологами.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности (тогда как, так называемого царя зверей - льва дрессируют в цирке).
Волк - это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат.
Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье (чего не скажешь о самцах других животных).
Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.
Этимологическая страница
Слово волк - общеславянское индоевропейского характера (болг. вълк, серб. вук, словен. vоlk, чеш. vlk, польск. wilk, белор. воўк, укр. вовк) происходит из старославянского вълкъ, восходяшего, в свою очередь к праиндоевропейскому корню (сравнимо, например лит. vilkas; нем. wolf) с первоначальным значением волочь, уволакивать, таскать (скот). В современном русском языке слова волоку, волок, волока, волокуша того же корня. Волк буквально - «таскающий» (домашний скот).
Другие исследования говорят, что волк в переводе «терзающий», «разрывающий».
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Недостоверно предположение о том, что волк - vel - "буланый, серо-желтый". Сюда же диалект поволжский - Волк - "пойманный с поличным вор, которого водят с позором по селу, надев на него шкуру украденного им животного".
Комментарии Трубачева:
Благодаря интересной этимологии Абаева можно считать вероятным сохранение исконно латинского vulcus, volcus, "волк" в Vulcѓnus "бог Вулкан"; впрочем, Карнуа сравнивает последнее с греческим ElcanТj "Зевс у критян", а также с хеттским Uёal - "бить", откуда этрусский vel, velx.
ЛИТЕРАТУРА
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - М., 1997
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. - М., 2000
ВЫВОДЫ:
-
Волк у многих народов считался олицетворением нечистой силыю общим для мифов Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени.
-
В русской фразеологии волк- безусловный символ злобы,силы,голода.
-
В русской литературе волк изображен с разных сторон- это и преданный друг и помощник, это злая и жестокая сила, а также глупец и простофиля. Это и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.
-
далеко не все проанализированные слова известны обычным носителям языка. Например породы волков используются в основном специалистами - зоологами.
-
Слово волк - общеславянское индоевропейского характера (болг. вълк, серб. вук, словен. vоlk, чеш. vlk, польск. wilk, белор. воўк, укр. вовк) происходит из старославянского вълкъ, восходяшего, в свою очередь к праиндоевропейскому корню (сравнимо, например лит. vilkas; нем. wolf) с первоначальным значением волочь, уволакивать, таскать (скот). В современном русском языке слова волоку, волок, волока, волокуша того же корня. Волк буквально - «таскающий» (домашний скот).