- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: Падежи имен существительных
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: Падежи имен существительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Искендирова Р.И. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка на тему : "Падежи имен существительных"
5 класс
Цели:
-
Обучающая: отработать умения и навыки в определении падежей имён существительных, отработка орфографической зоркости;
-
Развивающая: умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы, развивать умения применять знания на практике, анализировать свою работу;
-
Воспитательная: чувство взаимопомощи (работа в паре), сотрудничества, воспитание чувства ответственности за зимних птиц.
Тип урока: выработка и закрепление умений и навыков.
Оборудование: рабочие листы, лист с кроссвордом, общая таблица "Падежи имён существительных", компьютеры с тестом, презентация к уроку, карточка для ученика.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
- Сегодня на уроке мы попробуем доказать и объяснить Лежебокину "Зачем надо знать падежи?" (Проблема урока). Эпиграфом нашего урока станет пословица: "Кто грамоте горазд - тому не пропасть"
- Объясните её смысл. (Слайд 1, см. Приложение)
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
(Работа в паре.)
- Сообща с соседом по парте решите кроссворд и найдите "спрятанное слово". Проверьте себя на слайде (Слайды 2-4)
- Теперь вы можете определить тему нашего урока? Какие падежи мы изучили? Чему будем учиться?
- Запишите число в тетрадях.
3. Словарно-орфографическая работа
(Слайд 4)
- Какое слово "лишнее"? Почему?
- К какой части речи относятся все слова? (К существительным.)
- На какие две группы можно разбить слова по правилу? (Слайд 3)
- Каким правилом можно объединить слова: поползень, снежинки, снегири? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.) Объясните написание гласных в этих словах.
- А эти слова необходимо запомнить, т. к. написание безударных гласных нельзя проверить. (Слайд 4)
- Запишите слова, определите род. Поднимите руку, кто определил род у всех слов?
- Назовите слово, у которого определить род нельзя. Почему? А остальные слова, какого рода? (Мужского).
4. "Теоретическая дуэль"
- Вызываю на поединок двух теоретиков, остальные дети - секунданты. Вопросы:
-
Как определить падеж имени существительного? Примеры.
-
Как узнать имя существительное? Примеры.
-
Как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже? Примеры.
-
Назови постоянные и непостоянные признаки существительного. Примеры.
-
Изменение существительных по падежам - это словоизменение или словообразование? Почему?
- Оцените "дуэлянтов". Как отвечали ребята?
5. Задание
(Слайд 5)
- Незнайка выучил правило и даже составил схему.
- Проверьте, всё ли на ней правильно?
- Проверим каждый домик по порядку (коллективная работа). Проверим: (Слайд 6)
6. Физкультминутка
7. Практическая работа
(Слайд 7). Приложение 1
А) Класс: - помогите придумать Незнайке словосочетания по образцу.
Б) Индивидуально: - карточка ученику (слабому). Приложение 2
В) Работа за компьютерами: ученики выполняют тест. Приложение 3
- Проверка. Кто написал существительные в винительном падеже? В родительном падеже? Читайте с вопросами. Помогло ли вам знание падежей составить словосочетания?
Г) - Ребята, учителю информатики принесли заметку для газеты, но компьютер сломался и всё перепутал. Поможем восстановить текст для школьной газеты. (Слайд 8)
- Прочитайте задания на рабочих листах, есть ли вопросы.
- Проверка с комментированием.
- Помогло ли вам знание падежей, как?
- Проверьте себя. (Слайд 9)
- О ком текст? Какая основная мысль текста? Почему необходимо помогать птицам зимой? Каких зимующих птиц вы знаете? Как мы можем им помочь пережить суровую зиму?
Д) - Выберите пословицу для заметки. Объясните свой выбор.
- Что бы вы ответили Лежебокину на вопрос: "Зачем надо знать падежи?"
8. Домашнее задание
(На выбор). (Слайд 10)
-
- Предлагаю написать заметку "Как помочь птицам пережить зиму" для школьной газеты. Лучшие работы опубликуют.
-
Запиши существительные синица, дятел, снегирь в падежных формах (И. п., В. п., Р. п.)
9. Итог урока
- Чему учились?
- Когда вам пригодятся эти навыки?
10. Рефлексия
На доске таблички:
- Я понял тему
- Я понял и могу объяснить другому ученику
- У меня есть вопросы по теме
Учащиеся приклеивают полоску под табличками.