- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тематическое планирование курса по выбору Вокруг тебя мир, 6 класс
Тематическое планирование курса по выбору Вокруг тебя мир, 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайловых О.С. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фроловская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора директор школы по УВР__________/Лагунова А.В./ _____________/ И. Г. Старкова/
Рассмотрено
на заседании МС
протокол № 2 от 20.08.2015 г.
Руководитель МС
_______________/Старкова И. Г./
Тематическое планирование
Курс по выбору «Вокруг тебя - Мир…»
класс 6
учитель Михайловых О. С.
учебный год
2015-2016
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Вокруг тебя - Мир…», 6 класс, составлено в объеме 1 часа в неделю, 17 часа в год в соответствии с учебным планом школы.
Курс составлен на основе авторской программы В. Ю. Выборновой, Ю. Ф. Гуголева, Н. Н. Кубышиной, Т. Н. Пискуновой, под общим руководством К. Сухарева-Дериваза «Вокруг тебя - Мир…».
Курс «Вокруг тебя - Мир…» направлен на решение проблемы, которая волнует всех учителей: как добиться, чтобы ученики выросли людьми совестливыми и порядочными; уважали жизнь и мнение других людей; чтобы ценили человеческое достоинство в себе и в других.
Содержание данного курса отличается гуманистической направленностью. Занятия строятся с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учеников и дополняют основной курс литературы.
Данные учебно-методические материалы разработаны в рамках специальной образовательной программы, в которой участвуют три стороны: Министерство общего и профессионального образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.
Цель данного курса:
- дать возможность обучающимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы с позиций этических норм Международного гуманитарного права.
Задачи данного курса:
- обучать обучающихся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;
- дать возможность обучающимся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения;
- обучать обучающихся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, рисунков, комиксов и т.д.;
- развивать умения обучающихся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком;
- способствовать овладению обучающимися культурологической и языковой компетенций;
- расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
Обучающиеся должны знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;
- наизусть фрагменты прозаических текстов, подлежащих изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
- понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- владеть навыками и умениями проводить дискуссию;
- работать со словарными статьями.
Учебник:
-
Выборнова В. Ю., Гуголев Ю. Ф., Кубышина Н. Н. Книга для ученика 5 класса «Вокруг тебя - мир…», - 2-е изд., дополненное и переработанное. - М.: ООО «Гендальф», 2001.
Методическое обеспечение:
-
Выборнова В. Ю., Савова М. Р. «Вокруг тебя - Мир…». Методические рекомендации. 5 класс, - М.: МАИК «Наука», 1996.
№
п/п
Раздел / Тема
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Кол-во
часов
Раздел 1. Тогда и теперь
1.
Миф «Пять веков»
знать представления древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества;
уметь обсуждать проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?";
вести диалоговое общение; пересказывать; составлять устный рассказ
1
2.
Р. Киплинг.
«Кошка, гулявшая сама по себе»
знать о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста;
уметь вести разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям;
пересказывать текст, вести диалоговое общение, соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни
1
Раздел 2. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
3.
В. Скотт.
«Айвенго»
уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчение последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);
анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст
1
4.
А. Дюма.
«Три мушкетёра»
уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчение последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);
анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст
1
Раздел 3. Право безоружного
5.
Дж. Ф. Купер.
«Последний из могикан»
знать понятие "достоинство" применительно к положению пленного;
уметь анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод
1
6.
К. Воробьев.
«Немец в валенках»
знать роль сравнений в портретной характеристике персонажа, основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных;
уметь осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); приводить аргументацию в письменной речи, вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным
1
Раздел 4. SOS!
7.
Г. -А. Бюргер.
«Песнь о благородном человеке»
понимать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения);
уметь выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; анализировать поэтический текст
1
8.
Г. Бочаров.
«Что человек может»
понимать тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы;
знать историею создания Российского общества Красного Креста и основные направления его деятельности;
уметь сравнивать произведения разных жанров;
осваивать содержание научно-популярного текста;
вести диалоговое общение
1
9.
А. С. Новиков-Прибой.
«Цусима»
понимать тяжесть последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения;
знать основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
уметь анализировать эпизод, фрагмент произведения и озаглавливать его
1
Раздел 5. Порочный круг
10.
«Месть Ольги» (из «Повести временных лет»)
понимать феномен мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человеческого общества;
уметь сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку
1
11.
В. А. Закруткин.
«Матерь человеческая»
понимать ситуации, когда жизнь безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит от действий его противника, охваченного желанием отомстить;
знать запрет нарушать правила, зафиксированный в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить;
уметь собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию, анализировать эпизод
1
12.
В. Солоухин.
«Мститель»
уметь рассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее;
делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов;
анализировать лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие авторскую иронию
1
Раздел 6. Жестокие игры
13.
Л. Н. Толстой.
«Детство» (гл. «Ивины»)
понимать сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков;
уметь анализировать эпизод, определять роль второстепенных персонажей, вести диалоговое общение
1
14.
В. Железников.
«Чучело»
понимать проблемы ответственности за совершаемые поступки;
знать о последствиях «жестоких игр»;
уметь определять способы выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; анализировать эпизод; составлять рассказ на основе жизненного опыта
1
Раздел 7. Твой выбор
1
15.
А. Грин.
«Победитель»
знать о несиловых видах соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; некоторые модели поведения человека в ситуации выбора;
уметь предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя); выделять наиболее важные смысловые части произведения, составлять план;
понимать авторский замысел
1
16.
Е. Носов.
«Тридцать зерен»
понимать ответственность человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;
уметь работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением;
знать понятия «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический»
1
17.
М. Жюно «Воин без оружия». Тест