Тематическое планирование курса по выбору Вокруг тебя мир, 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фроловская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»

зам. директора директор школы по УВР__________/Лагунова А.В./ _____________/ И. Г. Старкова/

Рассмотрено

на заседании МС

протокол № 2 от 20.08.2015 г.

Руководитель МС

_______________/Старкова И. Г./

Тематическое планирование



Курс по выбору «Вокруг тебя - Мир…»

класс 6

учитель Михайловых О. С.



учебный год

2015-2016

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Вокруг тебя - Мир…», 6 класс, составлено в объеме 1 часа в неделю, 17 часа в год в соответствии с учебным планом школы.

Курс составлен на основе авторской программы В. Ю. Выборновой, Ю. Ф. Гуголева, Н. Н. Кубышиной, Т. Н. Пискуновой, под общим руководством К. Сухарева-Дериваза «Вокруг тебя - Мир…».

Курс «Вокруг тебя - Мир…» направлен на решение проблемы, которая волнует всех учителей: как добиться, чтобы ученики выросли людьми совестливыми и порядочными; уважали жизнь и мнение других людей; чтобы ценили человеческое достоинство в себе и в других.

Содержание данного курса отличается гуманистической направленностью. Занятия строятся с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учеников и дополняют основной курс литературы.

Данные учебно-методические материалы разработаны в рамках специальной образовательной программы, в которой участвуют три стороны: Министерство общего и профессионального образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

Цель данного курса:

- дать возможность обучающимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы с позиций этических норм Международного гуманитарного права.

Задачи данного курса:

- обучать обучающихся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;

- дать возможность обучающимся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения;

- обучать обучающихся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, рисунков, комиксов и т.д.;

- развивать умения обучающихся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком;

- способствовать овладению обучающимися культурологической и языковой компетенций;

- расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

Обучающиеся должны знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;

- наизусть фрагменты прозаических текстов, подлежащих изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

- понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- владеть навыками и умениями проводить дискуссию;

- работать со словарными статьями.

Учебник:

  1. Выборнова В. Ю., Гуголев Ю. Ф., Кубышина Н. Н. Книга для ученика 5 класса «Вокруг тебя - мир…», - 2-е изд., дополненное и переработанное. - М.: ООО «Гендальф», 2001.

Методическое обеспечение:

  1. Выборнова В. Ю., Савова М. Р. «Вокруг тебя - Мир…». Методические рекомендации. 5 класс, - М.: МАИК «Наука», 1996.

п/п

Раздел / Тема

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Кол-во

часов


Раздел 1. Тогда и теперь


1.

Миф «Пять веков»

знать представления древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества;

уметь обсуждать проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?";

вести диалоговое общение; пересказывать; составлять устный рассказ

1

2.

Р. Киплинг.

«Кошка, гулявшая сама по себе»

знать о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста;

уметь вести разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям;

пересказывать текст, вести диалоговое общение, соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни

1


Раздел 2. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?


3.

В. Скотт.

«Айвенго»

уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчение последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

1

4.

А. Дюма.

«Три мушкетёра»

уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчение последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

1


Раздел 3. Право безоружного


5.

Дж. Ф. Купер.

«Последний из могикан»

знать понятие "достоинство" применительно к положению пленного;

уметь анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод

1

6.

К. Воробьев.

«Немец в валенках»

знать роль сравнений в портретной характеристике персонажа, основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных;

уметь осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); приводить аргументацию в письменной речи, вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным

1


Раздел 4. SOS!


7.

Г. -А. Бюргер.

«Песнь о благородном человеке»

понимать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения);

уметь выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; анализировать поэтический текст

1

8.

Г. Бочаров.

«Что человек может»

понимать тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы;

знать историею создания Российского общества Красного Креста и основные направления его деятельности;

уметь сравнивать произведения разных жанров;

осваивать содержание научно-популярного текста;

вести диалоговое общение

1

9.

А. С. Новиков-Прибой.

«Цусима»

понимать тяжесть последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения;

знать основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

уметь анализировать эпизод, фрагмент произведения и озаглавливать его

1


Раздел 5. Порочный круг


10.

«Месть Ольги» (из «Повести временных лет»)

понимать феномен мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человеческого общества;

уметь сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку

1

11.

В. А. Закруткин.

«Матерь человеческая»

понимать ситуации, когда жизнь безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит от действий его противника, охваченного желанием отомстить;

знать запрет нарушать правила, зафиксированный в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить;

уметь собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию, анализировать эпизод

1

12.

В. Солоухин.

«Мститель»

уметь рассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее;

делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов;

анализировать лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие авторскую иронию

1


Раздел 6. Жестокие игры


13.

Л. Н. Толстой.

«Детство» (гл. «Ивины»)

понимать сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков;

уметь анализировать эпизод, определять роль второстепенных персонажей, вести диалоговое общение

1

14.

В. Железников.

«Чучело»

понимать проблемы ответственности за совершаемые поступки;

знать о последствиях «жестоких игр»;

уметь определять способы выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; анализировать эпизод; составлять рассказ на основе жизненного опыта

1


Раздел 7. Твой выбор

1

15.

А. Грин.

«Победитель»

знать о несиловых видах соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; некоторые модели поведения человека в ситуации выбора;

уметь предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя); выделять наиболее важные смысловые части произведения, составлять план;

понимать авторский замысел

1

16.

Е. Носов.

«Тридцать зерен»

понимать ответственность человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

уметь работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением;

знать понятия «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический»

1

17.

М. Жюно «Воин без оружия». Тест






© 2010-2022