- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Господи! Да разве мы не люди!» Из опыта работы над «пасхальными рассказами» Л. Андреева
Статья «Господи! Да разве мы не люди!» Из опыта работы над «пасхальными рассказами» Л. Андреева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларикова О.С. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Господи! Да разве мы не люди!»
( Из опыта работы над «пасхальными рассказами» Л.Андреева
«Баргамот и Гараська», «Весенние обещания, «Гостинец»)
Е.С.Аверичева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ - средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
Опыт работы с текстами андреевских рассказов, входящих в программу регионального факультативного курса «Литература родного края», показывает, что творчество этого орловского писателя занимает достойное место рядом с художественными текстами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Творчество Леонида Николаевича Андреева - неотъемлемая часть русской литературы начала 20 века. Талант Л.Андреева, несомненно, вырос из русской классики, целью которой было научить видеть человека и его душу.
Большой пласт ранних произведений Л.Андреева относится к особому жанру календарных текстов («святочных» и «пасхальных» рассказов), которые создавались на материале жизни родного города автора - провинциального Орла. Сам город, его окрестности, быт и нравы их обитателей нашли воплощение в художественной прозе Л.Андреева, послужив основой особой картины мира.
Детство и отрочество Л.Андреева прошли на 2-й Пушкарной улице, а жизнь Пушкарной слободы была связана с храмом Михаила Архангела: в нем было сосредоточение центральных событий жизни людей. Особый колокольный звон сопровождал людей с рождения до смерти, Пушкарную «украшали» два кабака, а сами «пушкари» славились пьяной удалью.
Что обозначает праздник Пасхи для русского человека? Пасха - день воскрешения Христа, который пожертвовал собой ради миллионов грешников. Каждый ждет на пасху чуда. Пасха для героев Л.Андреева - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможности соединения земного и небесного, очищения человека от всего низменного, темного, это момент просветления, его освобождения от своей слабости, своих пороков. Именно поэтому пробуждение героев - и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю.
Потребность любить, сострадать, жалеть; неистребимая тяга к светлому, чистому, к жажде сопереживания, ответной любви - это основные свойства андреевских героев.
В «пасхальном рассказе» «Баргамот и Гараська» именно в день Святой пасхи Баргамот впервые увидел человека в «пьянчужке» и почувствовал, «что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный». Под влиянием чувства сострадания человек духовно перерождается. И Гараське становится «совестно» своих отрепий, «самого себя, оборванного, грязного, скверного». Его угощают за столом, обращаются по имени - отчеству.
Рассказ «Весенние обещания» воссоздает образ жизни Стрелецкой слободы провинциального Орла. В центре внимания Л.Андреева - кузнец Василий Меркулов. Жизнь героя, да и всех обитателей слободы, трудна и мучительна. Такую жизнь автор сравнивает с тисками, от которых больно всем. Изменения в жизни кузнеца начинаются на третьей неделе великого поста. Попыткой вырваться из тьмы жизни становятся для героя ежедневные посещения «белой колокольни Михаила - архангела»: « на Пасху в течение всей недели двери стояли открытыми, и каждый может войти и звонить сколько хочет - от обедни до самых вечерен». Звон колоколов - «это крик души страдающего и задыхающегося во тьме жизни». Возможность звонить отвлекала Меркулова от невзгод жизни, дарило смутную надежду быть услышанным, рождало ощущение праздника, некое просветление души. Кузнец Меркулов, поднимаясь на колокольню, в физическом плане и в символическом значении, приближается к небу, свету, Богу, которому и адресованы стоны большого колокола. Просветление души произошло, и опять кузнец возвращается к тяжелой повседневной жизни - безжалостно разрушается то ощущение гармонии, которое родилось в душе героя на страстной неделе.
«Гудят пасхальные колокола» и в рассказе Л.Андреева « Гостинец», будят в душах людей чувства человеческие: раскаянье, совесть, жалость. Портной Сазонка - это человек, в котором борются светлые и темные силы. Не смог он донести маленькому подмастерье Сенисте свой подарок на пасху. Не справился Сазонка с соблазном, поманили его «распахнутые двери красного кабачка». Наконец, « провонявшийся, паскудный, воняющий перегоревшей водкой», приходит он в больницу к мальчику, неся заветный узелок. Но не дождался мальчик гостинца, умер с тоской одиночества в сердце «как щенок»,выброшенный на помойку».
Гостинец в этом рассказе - это символ измерения человечности героя, его не угасшей совести. И в рыданиях падает Сазонка на весеннюю землю, в отчаянном крике его слышны раскаянье, мука и горе: « Господи! Да разве мы не люди!»
Эти слова можно назвать лейтмотивом рассказов Л.Андреева. Убожество бытия, опустившиеся люди. За грязью жизни писатель видит глубоко спрятанную душу, таящую в себе способность любить, сопереживать, быть милосердным.
Уроки, связанные с изучение рассказов Л.Андреева,- это не только уроки знакомства с мастерством писателя, это основа для формирования нравственных критериев учащихся, это основа для расширения духовного опыта подростков. Сердце человека должно уметь не только радоваться, но и скорбеть, переживать, сочувствовать.
Задача писателя Л.Андреева и учителя, помогающего разобраться в его творчестве, одна - вырастить думающего читателя и человека.
Список литературы.
-
Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. М.,1990.Т.1.
-
Михееичева Е.А. Творчество Леонида Андреева в контексте русской литературы начала 20 века. Орел,1993
-
Михееичева Е.А. изучение творчества Леонида Андреева в школе. Орел,1997
-
Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. Материалы международной научной конференции, посвященной135-летию со дня рождения писателя. Орел,2006