Статья «Господи! Да разве мы не люди!» Из опыта работы над «пасхальными рассказами» Л. Андреева

Опыт работы с текстами андреевских рассказов, входящих в программу регионального факультативного курса «Литература родного края», показывает, что творчество этого орловского писателя занимает достойное место рядом с художественными текстами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Творчество Леонида Николаевича Андреева – неотъемлемая часть русской литературы начала 20 века. Талант Л.Андреева, несомненно, вырос из русской классики, целью которой было научить видеть человека и его д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Господи! Да разве мы не люди!»

( Из опыта работы над «пасхальными рассказами» Л.Андреева

«Баргамот и Гараська», «Весенние обещания, «Гостинец»)























Е.С.Аверичева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ - средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла



Опыт работы с текстами андреевских рассказов, входящих в программу регионального факультативного курса «Литература родного края», показывает, что творчество этого орловского писателя занимает достойное место рядом с художественными текстами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Творчество Леонида Николаевича Андреева - неотъемлемая часть русской литературы начала 20 века. Талант Л.Андреева, несомненно, вырос из русской классики, целью которой было научить видеть человека и его душу.









Большой пласт ранних произведений Л.Андреева относится к особому жанру календарных текстов («святочных» и «пасхальных» рассказов), которые создавались на материале жизни родного города автора - провинциального Орла. Сам город, его окрестности, быт и нравы их обитателей нашли воплощение в художественной прозе Л.Андреева, послужив основой особой картины мира.

Детство и отрочество Л.Андреева прошли на 2-й Пушкарной улице, а жизнь Пушкарной слободы была связана с храмом Михаила Архангела: в нем было сосредоточение центральных событий жизни людей. Особый колокольный звон сопровождал людей с рождения до смерти, Пушкарную «украшали» два кабака, а сами «пушкари» славились пьяной удалью.

Что обозначает праздник Пасхи для русского человека? Пасха - день воскрешения Христа, который пожертвовал собой ради миллионов грешников. Каждый ждет на пасху чуда. Пасха для героев Л.Андреева - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможности соединения земного и небесного, очищения человека от всего низменного, темного, это момент просветления, его освобождения от своей слабости, своих пороков. Именно поэтому пробуждение героев - и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю.

Потребность любить, сострадать, жалеть; неистребимая тяга к светлому, чистому, к жажде сопереживания, ответной любви - это основные свойства андреевских героев.

В «пасхальном рассказе» «Баргамот и Гараська» именно в день Святой пасхи Баргамот впервые увидел человека в «пьянчужке» и почувствовал, «что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный». Под влиянием чувства сострадания человек духовно перерождается. И Гараське становится «совестно» своих отрепий, «самого себя, оборванного, грязного, скверного». Его угощают за столом, обращаются по имени - отчеству.

Рассказ «Весенние обещания» воссоздает образ жизни Стрелецкой слободы провинциального Орла. В центре внимания Л.Андреева - кузнец Василий Меркулов. Жизнь героя, да и всех обитателей слободы, трудна и мучительна. Такую жизнь автор сравнивает с тисками, от которых больно всем. Изменения в жизни кузнеца начинаются на третьей неделе великого поста. Попыткой вырваться из тьмы жизни становятся для героя ежедневные посещения «белой колокольни Михаила - архангела»: « на Пасху в течение всей недели двери стояли открытыми, и каждый может войти и звонить сколько хочет - от обедни до самых вечерен». Звон колоколов - «это крик души страдающего и задыхающегося во тьме жизни». Возможность звонить отвлекала Меркулова от невзгод жизни, дарило смутную надежду быть услышанным, рождало ощущение праздника, некое просветление души. Кузнец Меркулов, поднимаясь на колокольню, в физическом плане и в символическом значении, приближается к небу, свету, Богу, которому и адресованы стоны большого колокола. Просветление души произошло, и опять кузнец возвращается к тяжелой повседневной жизни - безжалостно разрушается то ощущение гармонии, которое родилось в душе героя на страстной неделе.

«Гудят пасхальные колокола» и в рассказе Л.Андреева « Гостинец», будят в душах людей чувства человеческие: раскаянье, совесть, жалость. Портной Сазонка - это человек, в котором борются светлые и темные силы. Не смог он донести маленькому подмастерье Сенисте свой подарок на пасху. Не справился Сазонка с соблазном, поманили его «распахнутые двери красного кабачка». Наконец, « провонявшийся, паскудный, воняющий перегоревшей водкой», приходит он в больницу к мальчику, неся заветный узелок. Но не дождался мальчик гостинца, умер с тоской одиночества в сердце «как щенок»,выброшенный на помойку».

Гостинец в этом рассказе - это символ измерения человечности героя, его не угасшей совести. И в рыданиях падает Сазонка на весеннюю землю, в отчаянном крике его слышны раскаянье, мука и горе: « Господи! Да разве мы не люди!»

Эти слова можно назвать лейтмотивом рассказов Л.Андреева. Убожество бытия, опустившиеся люди. За грязью жизни писатель видит глубоко спрятанную душу, таящую в себе способность любить, сопереживать, быть милосердным.

Уроки, связанные с изучение рассказов Л.Андреева,- это не только уроки знакомства с мастерством писателя, это основа для формирования нравственных критериев учащихся, это основа для расширения духовного опыта подростков. Сердце человека должно уметь не только радоваться, но и скорбеть, переживать, сочувствовать.

Задача писателя Л.Андреева и учителя, помогающего разобраться в его творчестве, одна - вырастить думающего читателя и человека.







Список литературы.

  1. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. М.,1990.Т.1.

  2. Михееичева Е.А. Творчество Леонида Андреева в контексте русской литературы начала 20 века. Орел,1993

  3. Михееичева Е.А. изучение творчества Леонида Андреева в школе. Орел,1997

  4. Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. Материалы международной научной конференции, посвященной135-летию со дня рождения писателя. Орел,2006


© 2010-2022