Открытый урок образ Амет-Хан Султана в литературных произведениях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

День памяти, посвященный 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Амет-Хана Султана.

Тема: Образ Амет - Хан Султана в литературных произведениях

Цели:


  • способствовать развитию творческих способностей учащихся; совершенствовать технику выразительного чтения;

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

Оборудование: учебники, иллюстрации книг, портрет Амет- хан Султана

Методические приемы:

- инсценировка;

- индивидуальная работа и групповая;

Форма урока: открытый урок

ХОД УРОКА


  1. Орг. момент.

Приветствие;

Опрос отсутствующих учащихся;

Готовность учащихся к уроку;

Объявление темы и цели урока;

(Все приложения вывешены на доске)

1ученик

Город, о, как ты мне дорог,
По тебе скучаю я, Алупка моя!
Горы твои, сады-дороги
Красивее всех садов и дорог.
Подобной красоты я
Нигде найти не мог.
Город, в котором родился я,
Красивая Алупка моя!
Люблю твои скалы,

2 ученик
О, Черное море мое.
Песню свою я, друзья,
Пою для вас.
В красивом парке Алупки
Место найдется и для вас.
О, Алупка моя любимая!
Я горжусь всегда тобою
И хочу, чтобы ты, Алупка,
Вечно гордилась мною!

Учитель Дважды герой Советского Союза, летчик-испытатель, человек-легенда Аметхан Султан очень любил свою Родину - Крым, свою прекрасную Алупку и посвящал ей свои стихи.

В редакцию QHA обратилась жительница с.Булганак (Кольчугино) Симферопольского района, учительница крымскотатарского языка Алиме Умерова, которая сохранила стихи и эксклюзивные фото А.Султана.
По ее словам, стихи и фото, которые публикуются ниже, легендарный летчик в 1969 году передал своему другу, Эскендеру Сулейманову, который был близким другом крымскотатарского летчика-аса. Стихи записаны Амет ханом Султаном в 1969 году.



3 ученик. Справка. Эскендер Сулейманов родился в 1920 году в Алупке. Аметхан Султан и Эскендер Сулейманов дружили с детства, не раз встречались после депортации крымскотатарского народа. Легендарный летчик приезжал из Москвы в Самарканд, где проживали его родственники и друзья, останавливался у Эскендера Сулейманова. Друзья детства переписывались, и в одном письме А.Султан прислал свои стихи об Алупке.

4 ученик. Говоря о литературолизации образа Амет -хан Султана, стоит иметь ввиду что литературным произведениям можно соотнести и документальную повесть, письма (эпистолярный жанр), воспоминания соратником, и прочие официальные документальные сведения.

1 ученик. Легенда советской авиации - Амет- хан Султан отмечен в военных хрониках ВВС как, - «Король тарана», «Летчик ас». Его отвага и бесстрашие перед лицом врага и смерти подробно описаны в различных источниках информации. В данный момент материалы о военном периоде и жизни в целом легендарного авиатора беспрепятственно опубликованы в социальных сетях, на все различных сайтах и форумах.

Учитель. Цель нашего урока состоит в том, чтобы проследить неизвестные широкому кругу читателей моменты из жизни Амет-хан Султана. На сегодняшний день в достаточно широком диапазоне сведений мы имеем документальные и архивные материалы о военной и послевоенной службе А. Султана. Скудны сведения о его детском периоде, юношестве и годы предвоенного периода. Над вышеуказанном периоде его жизни следует провести научные исследования, оперируясь все различными источниками информации. Проникнуть во внутренний мир Амет-хана, понять его мировоззрение не каждому удастся и тем более в точности описать его характер и образ. Человек, покоривший неисчисляемые просторы неба, окунувшийся в красоту земли с высоты птичьего полета, имеет другие эстетические взгляды на мир и своеобразное понятия на бытие в целом. Возможно, эти контексты повлияли на его «неописуемые» бесстрашие и смелость во время боевых вылетов. О таких моментах в его характере только стоит догадываться.

1 ученик. Поэтизацию личности Амет-хана Султана с момента рождения и до самой смерти мастерски описаны в стихотворении Бэллы Гусаевой «Аметхан Султан». Незадачливые строки поэтессы откровенно описывают о месте рождения А. Султана:

5 ученик.

Об одном, вот таком отважном
Расскажу об орле-герое,
Землю Родины не однажды,
В небесах заслонял собою.

Без таких вот орлов прекрасных,
Мы б не жили сейчас в России.
А пожар той войны ужасной,
Вот такие орлы гасили!

В год двадцатый, в двадцатый век
Родился Аметхан в Алупке.
Там, в Крыму родился человек,
Что способным стал на поступки.

Учитель. Действительно, Амет-хан родился в 1920 году в Алупке. Фактически, малоизвестные сведения о детском периоде жизни будущего авиатора смело, отражены в дальнейших строках стихотворения. Трагическая судьба настигла его младшей сестры Фатимы, скоропостижная смерть младшей сестры омрачают продолжение стихотворного произведения посвященные А. Султану:

6 ученик

Вот на фото с сестричкой рядом,
Темноглазый стоит мальчишка,
Видно здесь, как сестричке рад он,
Как поддерживает малышку.

Но недолгим то было счастье -
Заболела сестра Фатима,
Фитильком сгорев в одночасье.
В доме стало невыносимо.

Учитель. Далее описываемые строки из жизни Амет-хана раскрывают суть цели нашего урока, а именно прилагаются малоизвестные факты из детства А. Султана. Дело в том, что автор строк описывает момент детства Амета, когда он выигрывает в борьбе «куреш», на празднике «Хыдырлез» путевку в «Артек». И именно в «Артеке» загорается неугасимая искринка будущего героя пилота:

3 ученик

Он другим поражён был в "Артеке",
Когда в жизни увидел впервые,
Как летит самолёт в синем небе,
Его чувства волною накрыли.

Так, в пятнадцать лет, в небо влюбился,
Осознал, что быть лётчиком хочет.
Продолжая в Алупке учиться,
Он о небе мечтал днём и ночью.


Учитель. Далее банальные жизненные факты продолжают стихотворения: обучение в Симферопольском училище и аэроклуб, Качинскую летную школу и участие во второй отечественной войне. Элемент из предмета «Языкознание» приведенные автором не оставит равнодушным литературоведа и читателя, так как раздел профессионализмы, описывают название предмета присуще лишь только летчикам. Доказательной базой тезиса послужит следующее четверостишие:

2 ученик

Самолёт "И-16" звали
Очень ласково "ишачком",
Тихий ход, из фанеры детали,
Аметхан летал на таком.

Учитель. Следует отметить, что авторский замысел по содержанию и композиции относится к вольной тематике. Данное стихотворение не осложнено ни какими строгими правилами стихосложение и доступность стиха открыто ясна. Содержание доступное и понятное.

Аналогичное стихотворное произведение посвященное Амет-хан Султану на крымскотатарском языке (с переводом на русский язык) описывает героизм, бесстрашие, патриотизм, чувства долга перед Родиной и другие положительные качества истинного гражданина своей страны:

7 ученик:

Батырова Эльнара

«Амет-хан Султан къараман»
"ГЕРОЙ АМЕТ-ХАН СУЛТАН"

Крымскотатарско-русский вариант

9 ученик 10 ученик

Алупкада догъып осьтинъ - в Алупке родился ты и вырос
Миллетимнинъ азиз огълу- моего народа дорогой сын
Етти дюньядже хош намынъ - твоя добрая слава достигла всего мира
Татар къальби - гъурур толу - сердце каждого крымского татарина полное гордости
Хаин душман басып кельди - когда напал зловредный враг
Аямадынъ сен джанынъы - ты не щадил своей жизни
Нефрет фашист ордусындан - от ненавистного фашистского войска
Сакълап къалдынъ Ватаныны - смог спасти свою Родину
Улу Къырым топрагъыны - великую Крымскую землю
Лянет душмандан къорудынъ - от проклятого врага защищал
Тёпелерден озь учагъынен - с высоты своим самолётом
Алманларны ёгъурдынъ - немцев «давил»
Нидже-нидже юнкерслерни - множество *юнкерсов
Къырып ерге эп тюшюрдинъ - разбив на землю опускал
Авадаки урушларда - в небесных боях
Раббим сени къорчалады - Всевышний тебя оберегал
Алтын сёзлернен язылгъан - золотыми словами записан (в истории)
Миллетимнинъ къараманы - герой моей нации
Алевдай Амет-Хан Султан - подобен пламеню Амет-Хан Султан
Нурлар сача онынъ шаны - его доблесть озаряется лучами


Учитель. Без должного внимания не хотелось бы заканчивать своё выступление о «Поэтизации А. Султана», не затронув воспевания нашего героя посредством песенного жанра. В пример изучения в этом направление мы остановимся на современной музыкальной композиции в исполнении Урьяне Кенжекаевой «Амет-хан».

Прослушивание данной композиции: (4 минуты)

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Учитель. Продолжая наш урок мне бы хотелось заострить внимание на факте из жизни Амет-хан Султана в период его службы в действующих авиавойсках. Так например, всем известные его героические сражения с триумфальным завершением публикуются в каждом достоверном источнике информации. Но не в каждом можно прочесть факт о его на дуэли с немецким летчиком.

В одном из источников описано еще одно «нетривиальное» событие из жизни нашего летчика-героя:

2 ученик

«В марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й Воздушной армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана.»

Учитель. Во время войны военная корреспонденция являлась своеобразным «мостом» между солдатами и внешним миром. Хроники военных действии, победы и поражения, правительственные указы и воинские распоряжения, героические поступки и прочая военная информация освящались на страницах издаваемых в ту сложную пору газет. Энтузиазм отдельных военкоров сохранили до наших дней материалы о отличившихся солдат своими поступками. Аргументированием послужит ниже приведенный текс документа:

3 ученик.

«Военный публицист Н. Костин писал об Амет-Хане следующее (написание фамилии - в изложении источника): «Как-то Аметхана Султана вызывает к себе командир полка Шестаков и поручает прикрытие обороны переправы, имеющей важное стратегическое значение. На второй же день гвардии капитан Аметхан Султан с группой самолетов вылетает на место. Была ясная погода, видимость отличная. Они достигают высоты четырех тысяч пятисот метров. В одиннадцать часов были замечены три группы вражеских самолетов, летящих с Азовского моря к переправе. Впереди находилось двадцать «Хейнкелей-111», за ними следовали двадцать Ю-88 и ещё двадцать «Хейнкелей-111». Как только фашистские бомбардировщики стали приближаться к переправе, команда Аметхана начала атакую. …»

Учитель. Гордостью бывшего СССР и сегодняшней России является всемирно известный исторический факт о полете человека в космос. Когда окончательно конкретизировалась идея полета в космос, были отобраны около двадцати пилотов. После этого их состав постоянно менялся. Наконец утвердили 5-6 человек, и началась интенсивная подготовка. Наряду с тренировками на самых сложных тренажерах, центрифугах, барокамерах, отдельное внимание уделялось полетам, приближенным к условиям невесомости:

4 ученик

«Именно в это время Амет-Хан начал проводить тренировки по подготовке к полету космонавтов. Он поднимал самолет на большую высоту и создавал для космонавтов условия невесомости. Таким образом, Амет-Хан проводил занятия с Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Германом Титовым, Анатолием Карташовым, прокладывая дорогу в космос.»

Физминутка

Учитель. И так, мы продолжим наш урок, и остановимся на воспоминания современников Амет-хан Султана. Ниже приведенные примеры подтверждают героизм и отважность нашего соотечественника, но не предоставляя нам ни какого интересного и до селе не известного нам факта из жизни А. Султана. Лишь только воспоминание А. В. Ворожейкина предлагает нам оценить красочную легенду связанную с боевой славой об Амет-хане:

АМЕТ-ХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

1 ученик

А.Е. ГОЛОВАНОВ - маршал авиации:

- Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, вАлупке, ему при жизни стоял памятник.

Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.

А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не была. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.

2 ученик

ФРАНСУА де ЖОФФР - французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия - Неман»:

- Я встретил своего старого друга Аметхана - дважды Героя Советского Союза, прославленного «короля тарана». Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика,который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Аметхану повезло, и он остался жив...

3 ученик

Э.В. ЕЛЯН - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:

- Аметхан Султан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знают.

4 ученик

С.Н. АНОХИН - Герои Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- За всю свою летную жизнь я не встречал человека, столь щедро наделенного талантом. Аметхан не боялся никаких новых машин. Проведенная Султаном работа имела исключительно большую научную ценность.

5 ученик.

А.В. ВОРОЖЕЙКИН - дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:

- Когда немцы слышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» - терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.

Много написано об Аметхане Султане и ещё многое о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм сделали его имя легендой.

6 ученик

В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ - дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Аметхан Султан:

- Никогда не робел Аметхан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...

Аметхан умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.

7 ученик

П. ГОЛОВАЧЕВ - дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Аметхана:

- Аметхан был бесстрашен в бою, безгранично храбрый и смелый. В то же время этот расчетливый боец обладал трезвым умом и молниеносно мог находить самое правильное решение для успешного завершения сражения.

1 ученик

Ю.А. ГАРНАЕВ - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- Аметхану было поручено одному из первых в стране испытывать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина - преждевременно изорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства. Достаточно было малейшей искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Аметхану удалось благополучно посадить на землю самолет и спасти от гибели товарища.

2 ученик.

В.П. ВАСИН - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

- Аметхан - лётчик милостью божьей. Его биография неповторима. Говорят, все познается в сравнении. Не подходит он для сравнения ни с кем. В нем все было свое: и стиль работы, и летная хватка.

3 ученик.

Расул Гамзатов - аварский поэт и общественный деятель.

«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать - татарка... Дагестанцы считают его своим героем, а татары - своим.

- Чей же ты? - спросил я его однажды.

- Я герой не татарский и не лакский, - ответил Ахмет-хан. - Я - Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?».

Учитель. Переходя к завершительному этапу нашего урока хочу уделить внимание на публикации более масштабного значения чем стихотворения, документальные хроники или кратких воспоминаниях современников. Речь пойдет о журнальных статьях и книгах. В конце 70-х годов Л.Э. Софу в соавторстве с Р. Фазылом опубликовала журнальный вариант документальной повести об Амет-хане Султане в татарском журнале «Йылдыз» («Звезда»).


Евгений Бессчетнов, несколько лет назад написавший замечательную повесть об Амет-Хане Султане и непосредственно изучавший причины трагедии, на основе документов так описал ту ужасную картину:

«По воспоминаниям сына Сергея Анохина - Сергея, работавшего там же, на стоянке они встретились с Аметханом и, пока заканчивалась подготовка машины к вылету, постояли в сторонке, поговорили.

- Никогда у меня не было такого паршивого настроения, - пожаловался Аметхан. - Отчего, и сам не пойму.

- А вы отмените полет, - посоветовал ему Анохин-младший. - Это же в ваших правах. Или поменяйтесь с кем-нибудь.

- Не хочется затевать возню. Слетаю, потом пойду домой, отлежусь. Это мне помогает.

Приняв самолет, Аметхан Султан, Евгений Венедиктов, штурман, бортрадист и ведущий инженер заняли свои рабочие места и вылетели. Все было как обычно...

Трагическая гибель Аметхана повергла всех в ужас. Никто не хотел в это верить, ведь Аметхан был лётчиком, который мог использовать малейшую возможность, чтобы спасти самолет и благополучно посадить его на землю.»

4 ученик. Амет-хану едва исполнилось 50. Горечь потери в какой-то мере сумел выразить известный татарский поэт Сеит-Умер Эмин, посвятивший герою поэму «Сын Алупки». Вот несколько строк из нее:

О чем, о ком вы, вести черные?
Закрыты сокола глаза.
Над караулами почетными
Пустыми стали
Небеса.
О чем вы, струны телеграфа?
Виски мне ломит.
Ложь!
Обман!
Но повторяется стократно:
Вчера... Сегодня... Амет-хан...
Не верю! Будет непогода,
Плоды и травы град побьет,
Но не погибнет
Сын народа,
Покуда жив его народ!

Учитель. В завершении урока стоит отметить что данная тема мало изучена и требует более тщательного изучения, и научного подхода. Ведь мы мало знаем о наших героях и многие факты скрыты от публичности в зависимости от разных на то причин и ситуаций.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

(Работа с учащимися)

1. Кем хотел быть в детстве Амет-хан Султан?

  1. При каких обстоятельствах и когда он загорелся желанием быть летчиком?

  2. Какими качествами обладал Амет-хан?

  3. Приведите примеры его героизма?

  4. Что нового вы узнали на уроке?

  5. Можно ли соотнести мужество и героизм А. Султана с Александром невским или другими историческими героями?

Учитель. Спасибо за внимание!









ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Амет - Хан Султан.

Дата

Событие

21 октября 1920г

Родился Амет - Хан Султан в г Алупка, Таврической Губернии

1937 год

окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе.

в 1938 году

успешно окончил аэроклуб

1940г

по кончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк

22 июня 1941 года

младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе

осенью 1941 года

прикрывает небо Ростова-на-Дону.

в октябре 1942

Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны

29 апреля 1945 года

провёл последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан

с августа 1945 года

Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино.

апрель 1946 года

майор Амет-Хан Султан был уволен в запас

В 1956 году

вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ

В 1949 году

ему присвоен третий класс лётчика-испытателя

в январе 1950 года

присвоен второй класс лётчика-испытателя

в сентябре 1952 года

Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса

23 сентября 1961 года

Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»

1 февраля 1971 года

Погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях

Открытый урок образ Амет- Хан Султана в литературных произведениях



© 2010-2022